Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Дизайн как одно из ведущих направлений проектной культуры стал в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды. Графический дизайн представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуально-коммуникативной среды и является одним из важнейших средств коммуникации в современном мире.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью рассмотрения графического дизайна как глобального явления современной культуры. Статья посвящена изучению тотального характера современного дизайна и возможности применения метода тотального проектирования в графическом дизайне. Цель исследования заключалась в получении профессионального мнения о тотальном характере графического дизайна у экспертов, связанных с дизайнерской деятельностью.
Тотальная компьютеризация установила ключевые тенденции формирования и развития новых практик в сфере дизайна. В информационном обществе дизайн стал всеобъемлющим и получил больше свободы для проектирования, чем в индустриальном обществе. Такие перемены вызвали интерес к дизайнерской деятельности и изучению закономерностей функционирования современного дизайна [2, с.9].
Развитие техники привело к возникновению компьютерного дизайна, вследствие чего реклама стала проникать и в виртуальное пространство. А ведь реклама в настоящее время является неотъемлемой частью визуальной культуры. Современную жизнь сложно представить без плакатов, визиток, календарей, упаковок и других объектов графического дизайна, являющихся постоянными спутниками повседневности. У производителей возникает необходимость в создании объектов, которые могли бы решить некоторые проблемы человека, улучшить и упростить его жизнь. Помимо этого, они должны обладать определенными эстетическими ценностями, направленными на создание положительных эмоций, удобства и комфорта при взаимодействии с потребителем и быть функциональными. Дизайн, являясь частью повседневности, постоянно преобразовывает среду, не только в смысле ее художественного оформления, но и проектирования ключевых направлений жизнедеятельности человека [3, с.15].
Следовательно, дизайн больше не ограничивается только реализацией визуального образа, он развивается в область сервис-дизайна, применяющего дизайн-мышление для решения проблем потребителей, как в вопросе быстрого и удобного обеспечения необходимыми товарами и услугами, так и в усовершенствовании социальных условий различных групп населения. Теперь дизайн обращается не только к объектам и технологиями, но и к человеку, услугам, в которых он нуждается, и к окружающей среде в целом [1, с.9].
В характере современного дизайна отчетливо прослеживается глобальность и тотальность. Это объясняется широким спектром воздействия на большие массы людей путем визуальных сообщений, проникновением дизайна в разные сферы жизни человека: в рекламу на телевидении и в интернете, полиграфическую продукцию, в навигацию и айдентику. Каждая сфера так или иначе связана с графическим дизайном.
Тотальный характер современного дизайна проявляется в многообразной системе предметов и их комплексов, и представляет один из универсальных механизмов общечеловеческого представления дизайнерского опыта и деятельности – как кардинально новая форма эстетического и философского самовыражения воплощенных символических конструкций и явлений [4, с.35].
Из-за быстрого развития технологий сферы дизайна усложняются, взаимодействуя между собой, способствуют образованию новых направлений и возникновению сложностей в трактовке понятийного аппарата. Существует понятие «тотальный дизайн», которое не имеет единого определения, что вызывает трудности в разграничении терминов «тотального проектирования» и «тотального дизайна» как такового.
Важной задачей исследования было проведение терминологического анализа, в результате которого были выявлены проблемы с формулировкой определений, поэтому возникла необходимость в проведении опроса.
Использование такого метода, как «метод Дельфы» или «метод экспертного опроса», дает возможность при сборе уникальных данных затронуть и обсудить профессиональные проблемы, требующие специальной квалификации. Этот способ имеет то преимущество, что мнение эксперта считается неоспоримым.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» с преподавателями кафедры дизайна, с преподавателями МАОУДО «ДХШ № 19», членами Союза дизайнеров России. Проведена беседа в форме опроса среди людей, профессионально связанных с дизайном. Опрошено 10 человек со стажем работы в сфере дизайна от 4 до 40 лет. Широкий охват стажа работы позволяет узнать сходство во мнениях разных поколений, профессионалов в своей сфере и новичков, которые тоже, несомненно, знают современные вкусы потребителей дизайна, основные актуальные и перспективные тенденции его развития.
Главным результатом проведенного анализа следует считать следующие выводы, сделанные на основе экспертных мнений. Дизайн – это универсальный инструмент преобразования мира, проникающий в разные сферы жизни человека и в широком его понимании способен изменить мир.
В результате выявлены признаки тотальности, которые, по мнению экспертов, характеризуют графический дизайн:
- всеобщность, глобальность на международном и национальном уровне;
- перманентность, постоянное визуальное воздействие;
- гармонизация визуальных объектов – носителей информации;
- широкий охват аудитории;
- гибкость, способность к трансформации, модификации и развитию;
- использование широкого спектра каналов передачи информации;
- широкий спектр художественных средств формирования визуальных образов.
Сферы и объекты графического дизайна, которые, по мнению большинства опрашиваемых, имеют вышеприведенные признаки тотальности: инфографика, пиктография, логотип, сайт, реклама и бренд (рисунок 1).
Рисунок 1. Элементы графического дизайна с признаками тотальности
В процессе разработки фирменного стиля компании дизайнер создает комплексную систему визуальной идентификации, совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем носителям фирменного стиля, а не отдельные изображения логотипа и продукции. Дизайн способен не только производить вещи, но и создавать целостный образ общества [1, с.10-11]. Примерами брендов, которые сформировали образ жизни и определенные ценности у больших масс населения, могут служить «Coca-cola», «Nike» и др.
В плане всеобъемлющего воздействия на мир, которое способен оказывать графический дизайн, можно говорить о его тотальном характере и рассматривать в качестве тотального проектирования. Но говоря о каком-то конкретном виде дизайна, невозможно рассматривать его отдельно, поскольку любой объект дизайна находится в среде, сформированной при участии других типов дизайна. При этом графический дизайн имеет взаимосвязь со всеми видами дизайна, например, на креативных упаковках, относящихся к предметному дизайну, появляются не менее креативные этикетки, которые рассматриваются уже как произведения графического дизайна. Дизайн можно рассматривать как универсальный международный язык, который способен в графической форме передавать смысловую визуальную информацию.
В ходе исследования были решены следующие задачи: определены признаки тотальности в графическом дизайне; элементы, соответствующие этим признакам; и определена роль графического дизайна в современной культуре.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что тотальный дизайн имеет тенденцию к глобализации.
Изложенные выше примеры демонстрируют, что тотальный дизайн создает целостные образы, встраиваемые в определенные модели действительности и распространяющиеся во все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому, важно понимать, что от качества транслируемых дизайном норм, ценностей, стереотипов поведения и потребления зависит возможность усовершенствования существования каждого человека и общества в целом [1, с.11].
Несмотря на сложности и противоречия, дизайнеры видят возможность применения метода тотального проектирования в графическом дизайне, поскольку сейчас широко развито и продолжает развиваться интернет-пространство, и многие объекты проектирования в графическом дизайне из реальной жизни трансформируются для жизни в веб-среде, получая новое звучание.
Подводя итог, можно сформулировать определение «тотальное проектирование в графическом дизайне» – это разновидность графического дизайна, представляющая функциональное комплексное художественное проектирование визуально-коммуникативной среды, направленное на глобальное преобразование информационного пространства.
Список литературы:
- Балюта, П. А., Дмитриева Л.М., Тотальный характер современного дизайна // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии / Сб. трудов XIV Междун. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – С. 9–11.
- Долгих М.Н., Дизайн в культуре сетевого общества: Автореф. дис. канд. фил. наук. – Томск, 2015. – 23 с.
- Чернийчук, И. А., Тотальный дизайн. Исследование возникновения и развития: Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Москва, 2010. – 26 с.
- Чижиков, В. В. Человек в мире тотального дизайна: коммуникативные символы потребления // Вестник МГУКИ. – М.: МГУКИ, 2006. – №6. – С. 33–39.
дипломов
Оставить комментарий