Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 ноября 2017 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АРХИТЕКТУРА БАССЕЙНОВ
Человек не может существовать без воды. Эти два понятия неразделимы. Вода успокаивает нервную систему человека, помогает ему расслабиться и восстановить энергию. Именно поэтому история бассейна начинается с древних времен. Еще в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Востоке начали свое существование искусственные водоемы, которые впоследствии "эволюционировали" в современные бассейны.
Наличие бассейна всегда считалось и считается роскошью, поэтому в конце 19 века в Германии появляется первый общий бассейн. Его постройке препятствовали многие врачи, которые считали, что такое общественное место будет являться очень опасным источником различных заболеваний. Но несмотря на протесты и споры, строительство смогло состояться.
Опасения врачей были напрасны. Бассейны набирают популярность, ведь плавание значительно улучшает состояние человека. В Германии, Австрии, Франции и Чехословакии открываются первые школы плавания. Происходит резкий скачок популярности этого вида спорта.
В конце 19 века плавание включают в программу Олимпийских игр.
Итак, плавание прошло долгий путь развития, дойдя до конечной точки - признания этого вида спорта олимпиадным. А архитектура бассейнов - главного атрибута плавания, этот путь еще проходит.
С каждым днем на свет появляются все более новые и новые проекты бассейнов. Каждый из них уникален. Архитекторы все время пытаются создать что-то лучшее, новое, интересное. Поэтому в строительстве бассейнов, по моему мнению, никогда не будет финиша.
Первые плавательные бассейны были построены в 3-м веке до н.э., хотя многие люди уверенны, что бассейн - вполне современное изобретение.
Конструкция древних бассейнов была относительно простой. Она представляла собой плотно прилегающие каменные блоки, покрытые смолой. Смола отталкивала воду и играла роль гидроизолирующего материала. А римляне первые придумали подогрев бассейна.
С течением времени бассейн только совершенствуется. Известно, что в строительстве начинает использоваться гранит. На смену неотесанным каменным блокам приходит искусство. Архитекторы задумываются об улучшении не только самого бассейна, но и помещения, где он находится. Распространенным решением становится навес, который удерживают колоны. К примеру, в любой египетской бане можно было увидеть такую картину. Сейчас дизайнеры и архитекторы тоже не пренебрегают таким вариантом оформления плавательного зала. Правда, используя более современные материалы.
Появление мозаики дарит широкий диапазон творчества создателям плавательного пространства. Расцвет мозаичного искусства приходится в эпоху эллинизма и Древнего Рима. Там ей выкладывают на полу и стенах бассейнов различные орнаменты, изображения мифических существ, забавных зверей, композиции многих сцен из жизни римлян. Но все-таки самое яркое проявление этого искусства, бесспорно, происходит в Византии. Золотой фон утонченной мозаики византийского бассейна производит неизгладимое впечатление на человека.
От мозаики происходит переход к знакомой нам плитке. Она идеально подходит как и для спортивных бассейнов, так и для простых купален. Как было сказано выше, первый бассейн проектируется и строится в 19 веке на Западе. С этих пор начинается серьезное развитие бассейнов именно для спортивных соревнований.
Наконец, архитекторы задумываются о создании необходимых параметров для наилучшего комфорта пловцов и зрителей. Также идет развитие с медицинской точки зрения - изобретение методов обеззараживания воды, фильтрации и регуляции температуры.
На данный момент сформированы некоторые условия для организации бассейнов и плавательных залов. Плавательные бассейны для Олимпийских игр и Чемпионатов мира соответствуют следующим требованиям: оптимальная ширина равняется 25-ти метрам для Олимпийских игр и Чемпионатов мира. Глубина - 2 метра (минимум), а если бассейн используется для нескольких дисциплин, например, для синхронного плавания, то глубина достигает 3 метра. Торцевые стенки вертикальные, параллельные и образовывают прямой угол 90 градусов с поверхностью воды. Стенки сделаны из прочного нескользкого материала, обеспечивают пловцу наиболее безопасное касание и толчки на поворотах.
Для Олимпийских игр и Чемпионатов мира бассейны имеют плоские отверстия для поступления воды на обеих сторонах. Число дорожек равняется десяти. Ширина каждой из них - 2,5 м. Расстояние до стенок бассейна от 1-ой и 8-ой дорожки равняется 2,5 м.
Появляются также разделительные шнуры, которые протягиваются по всей длине бассейна и закрепляются якорями за скобы, погруженные в стенки бассейна. Якоря устанавливаются таким образом, чтобы поплавки разделительного шнура находились на поверхности воды у стенок бассейна. Каждый разделительный шнур имеет на всей своей длине поплавки. Цвета разделительных шнуров в бассейне следующие: два зеленых шнура для дорожек 0 и 9, шесть синих шнуров для дорожек 1, 2, 3, 6, 7 и 8, три желтых шнура для дорожек 4 и 5. Поплавки разделительных шнуров яркого красного цвета. Между дорожками жестко натягивается только один разделительный шнур.
Появляются стартовые тумбы для бассейна - необходимый элемент для ныряния спортсменами в воду в момент старта. Стартовые тумбочки изготавливаются из твердого материала и не обладают пружинящими свойствами. Высота стартовых тумбочек над уровнем воды – от 500 до 750 м. Поверхность покрывается нескользким материалом для наибольшего комфорта пловцов. Максимальный угол наклона не более 10 градусов. Стартовая тумбочка может иметь регулируемую колодку для упора пятки. Конструкция тумбочки предполагает возможность пловцу захватывать их края спереди или с боков для скоростного старта. Поэтому по ее обеим сторонам устанавливаются поручни. Для старта при плавании на спине изобретены вертикальные и горизонтальные поручни на высоте от 300 до 600 м над поверхностью воды как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Они параллельны стенке бассейна и не выступают за верхний ее край. На всех четырех сторонах тумбочки должен стоять четко нарисованный номер.
Для удобства пловцов на спине изобретают указатели для поворотов. Они представляют собой шнуры с флажками. Их растягивают поперек бассейна на расстоянии 500 м от каждого конца бассейна на высоте 1,8 м от поверхности воды. Разметка стоит по обеим сторонам бассейна, а если возможно, то и на каждом разделяющем шнуре.
Для предупреждения отмены заплыва появляется фальстартовый шнур. Он натягивается между неподвижными стойками поперек бассейна на высоте не менее 1,2 м от поверхности воды на расстоянии 15 м от стартового конца. Главной его характеристикой является быстродействующий механизм расцепления. При срабатывании шнур четко и быстро накрывает все дорожки.
Контроль температуры воды является самым важным условием для бассейна. Температура равна 25-28 градусов по Цельсию. Уровень воды во время соревнований поддерживаться постоянным. Для соблюдения санитарно- гигиенических норм, разрешается приток и слив воды. Но они не создают течений и круговоротов.
Не менее важным является интенсивность освещения всего бассейна. Не менее 1500 люкс.
Для самоконтроля пловцов изобретают разметку. На дне бассейна посредине каждой дорожки рисуют линию темного контрастного цвета. Ширина от 200 до 300 м. На расстоянии 2 м от торцевых стенок бассейна продольная линия дорожки заканчивается поперечной линией.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что архитектура спортивных бассейнов ограничена строгими требованиями. Но несмотря на это, архитекторы поражают нас все новыми и новыми проектами плавательных залов и бассейнов. Например, олимпиада по плаванию в Рио-де-Жанейро 2016 года. Смотря ее, я восхищаюсь не только спортсменами, но и пространством, созданным для этого мероприятия. Гармоничное сочетание цветов, грамотно расположенные трибуны, ванны бассейна… Да и сам огромный масштаб, с которым приходится работать архитектору поражает воображение. Нужно обладать огромным опытом и талантом, чтобы добиться такого результата - даже через экран телевизора вызвать у зрителя ощущение пребывания на олимпиаде, подарить комфорт самим участникам игры. Ведь это главное условие для новых побед и свершений.
Список литературы:
- Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], БРЭ 2005–2017. // https://bigenc.ru/
- Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885
- Правовой фонд научно-технической документации [Электронный ресурс]. АО «Кодекс», 2017 // http://docs.cntd.ru/document/1200040480
дипломов
Оставить комментарий