Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 ноября 2017 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сигонин А.В. ДОСУГ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(32). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/21%2832%29.pdf (дата обращения: 26.10.2021)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДОСУГ

Сигонин Александр Владимирович

студент 3 курса, кафедра общенаучных дисциплин УлГТУ,

РФ,  г. Ульяновск

Развитие интеллектуального, физического и духовного потенциала молодёжи, укрепление её здоровья происходит не только путем обеспечения качественного образования и трудовой занятости, но и путем правильной организации досуга.

Досуг есть свободное от работы время. Досуг – это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Иначе говоря, это деятельность, свободная от обязанностей. Организованная учебная деятельность также является необходимой, не лишённой внешней целесообразности и приравнивается к трудовой.

Конечно, бывают счастливые случаи, когда необходимая деятельность к средствам существования совпадает с личными интересами и даже отдыхом. Здесь работа, досуг и отдых имплицируются в одно состояние и проживание счастья. Однако для молодёжи это не типичный пример, поскольку она всегда находится в поиске и в начале пути.

Жизненные стратегии выстраиваются молодёжью посредством проб и ошибок. Поиск себя, думы о себе начинаются на досуге дома, в стенах своей «домашней», «комнатной» культуры. Какую музыку мы слушаем, какие книги мы читаем, какой быт и уклад жизни созерцаем, с кем общаемся, - всё это вопросы, относящиеся к досуговой деятельности молодого человека. Японские социологи где-то насчитали более полумиллиона предметов и занятий на досуге.

Значит ли это, что столько же возможностей имеется для реализации своего неповторимого личностного «Я»?

Во всём многообразии досуговой деятельности важно понимать одну главную вещь: досуг нам даётся не только для отдыха или отвлечения от работы. Досуг для молодого человека – это, прежде всего, «подготовка». Это подготовка к реализации своих способностей, своего физического, интеллектуального, социального «Я».

В термине «подготовка» заключён глубочайший смысл развития человека как личности, которое может успешно осуществляться в целенаправленной активной досуговой деятельности. За всем этим стоит, в первую очередь, здоровье. Здоровье, в отличие от других факторов жизни, не может обмануть ожидания. Если им заниматься, оно обязательно даст результат. Здоровье ревнивый, но честный партнёр в нашей жизни.

Теоретики досуга видят трансформацию существующей социально-экономической системы в «общество досуга». Это общество выходит из стен домашней субкультуры. Оно формируется в объединениях молодёжи по месту учёбы, работы и жительства. В этом ряду учёба занимает исключительно важное место. В школах, техникумах, институтах складывается коллективы, группы общения, создаются культурно-материальные формы и условия время препровождения.

Каждый уважающий себя институт, техникум или школа, заботятся о досуговой деятельности своих питомцев. Однако, как показывают данные некоторых опросов, в учреждениях, например, начального профессионального образования свободное время проводят лишь 13 % учащихся. Налицо проблема организации досуга подростков и молодёжи в образовательных учреждениях.

Организация досуга решается как частным, так и централизованным порядком. Указания на то, что и как проводить, не должно отнимать инициативы у самих пользователей досуга. Главное здесь: найти и интегрировать в молодёжь свой мотив к здоровой, развивающей досуговой деятельности. Государство, город, бизнес может помочь найти этот мотив, воплотить его в какие-то массовые движения, соревнования. Больших затрат здесь нет! Есть только живое участие и мобилизующий интерес и, конечно, система формирующего досуга.

Как-то пришлось наблюдать такую картину. В одной школе г. Москвы дворники, (замете, не школьники) залили лёд на хоккейной площадке. Лёд таял, площадку заливали вновь. Потом, не раз падал снег. Его не раз чистили всё те же дворники. Были дни, когда лёд стоял чистым, но на него никто не выходил, даже ребята с близь лежащих дворов. Так лёд всю зиму и простоял невостребованной сиротой. Не было в школе у ребят интереса ни почистить лёд, ни покататься и поиграть в хоккей. Многое из того, что делает государство и город для досуга в учреждениях образования и культуры, остаётся пока без интереса к этому подростков и молодёжи.

Деятельность образовательных учреждений по организации досуга молодёжи принимает важное значение в условиях нарастающей «атомизации культуры». В современном индустриальном обществе быстрыми темпами развиваются технические средства культуры, которые не только упрощают общение, но и делают его другим. Общение становится всё более индивидуальным и всё менее социальным. Из общения выпадает главный предмет – это сам человек. Он подменяется придуманными образами, виртуальными играми, «сказочными» персонажами, в которых обмануться и уйти от реальности просто, как нажать клавишу. Такая культура забивает человека в домашний угол, делая его пассивным наблюдателем чужого бытия.

Беда не только в том, что технические средства заменяют нам книги, в чтении которых формируется мышление, но также, они заменяют непосредственное межличностное восприятие и чувство человека. За компьютером, телевизором и даже мобильным телефоном, пропадает диалог, понимание важности и ответственности другого «Я». Уровень жизни насыщается техническими средствами, а улучшения качества жизни, с точки зрения здоровья, не происходит. Почему? Да потому, что в процесс общения и деятельности не включается интеллект и «физика» человека. В технических образах нет чувств, а есть только эмоции и удивление.

Физиология в системе «человек-машина» бездействует, она упрощена. Не нужен поиск, напряжение, активность. Всё для того, чтобы только считывать информацию и выбирать. Отсутствие осязаемой продуктивной деятельности не приносит удовлетворения в системе «человек-машина-человек». Машина исключает человеческие характеристики общения, навязывая вместе с тем свои операциональные. Стиль жизни теряет подчерк человека, его красоту. Красиво писать и думать уже не надо. Надо только быстро нажимать клавиши и «соображать». Спектр восприятия суживается до чёрно-белых красок, формат чувств становится двухтактным. Красота теряет оттенки и модальность.

Вопрос жизни «быть или не быть?» находит ответ в постановке «а мне это надо?» и «что я с этого буду иметь?». Машина, которая опосредует общение между личностями, выкачивает из этого общения её главную социальную суть: нравственность, сказать более точно, совестливость. Нормы общения, психическое здоровье приходят в упадок, не начавшись в юношеском возрасте. Человек социума превращается, по выражению американского социолога Герберта Маркузе, в «одномерного человека» с одномерными потребностями.

Индустрия шоу-бизнеса объединяют усилия вокруг своих интересов и своего результата. Их орудия нацелены на молодёжь, как на объект сброса своей продукции. Чтобы этот сброс был наиболее эффективным и давал большую прибыль, в прицел закладываются усреднённые потребительские характеристики молодёжных вкусов. Спросом пользуется «посредственность», ведь она, «хавает» лучше всего. Производство и продажа культурных ценностей превращается в «конвейер», деятели культуры – в «цеховиков», а качество жизни нивелируется от модальности чувства до формативности «кайфа».

Самое страшное, что, экономя ресурсы и деньги, «бизнес-продакшн» прокручивает свой товар в сознании людей с максимальными оборотами бесконечное количество раз. В рейтингах и в витринах одни и те же образы, одни и те же таланты и способности. Других нет, за них не заплачено. В итоге, бизнес зашоривает сознание, создаёт свою идеологию, в которой нет развития личности, а есть только её потребление.

Шаблонная ориентация ума выгодна рыночной культуре, ведь всё идёт с одного склада, хотя прилавков множество. Как сказал бы Маркузе, такая культура становится украшением и «жвачкой» мира бизнеса, и «в этом смысле она уже не есть культура». Человек, который пожелал бы переживать такой товар, по меткому замечанию Ницше, «был бы похож на животное, осужденное жить только всё новыми и новыми переживанием одной и той же жвачки». Жить таким образом «вполне возможно и даже счастливо, как показывает пример с животным». Но, «существует такая степень постоянного пережёвывания жвачки.., которая влечёт за собой громадный ущерб для всего живого и, в конце концов, приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура». Предостережение Ницше о том, что наша культура «находится в опасности погибнуть от средств к культуре» становится очевидным в бессовестном пользовании этими средствами.

Политика ЗОЖ в социальных мотивах молодёжи выдвигает идеи просветительства, поиск красоты личности, нравственности культуры. Задача стоит выйти за узкий горизонт потребностно-бытовых интересов молодёжи, расширять его до творческой самореализации. Разбудить в индивиде художника – таково, наверное, высочайшее предназначение искусства.

Формирование культуры ЗОЖ в молодёжной среде, организация на её принципах активно развивающей досуговой деятельности, - вот лекарство, которое может спасти юношество от всякой скуки и одномерности развития.

 

Список литературы:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - с.137-303.
  2. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга – М., 1998 г. – С.6-7, 41, 44-46.
  3. Кравченко С. А. Играизация российского общества // Общественные науки и современность. 2002 г. №6.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом