Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 сентября 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
По официальным данным террористической активности Института экономики и мира за последние десять на планете совершено свыше ста тысячи террористических актов. Так, только в 2014 году зафиксировано ок. 13500 актов терроризма, в результате которых погибло свыше 32500 человек из 67 стран, а причиненный экономический ущерб составил 52,9 млрд. долларов США [1]. Указанные данные делают актуальной цивилистическую проблему защиты прав участников гражданского оборота в условиях чрезвычайных ситуаций военного характера. Данных целям, в частности, служит институт непреодолимой силы, влекущий освобождение от гражданско-правовой ответственности субъектов частноправовых отношений.
Современный терроризм представляет сложное социально-экономическое явление, превратившееся в довольно серьезную угрозу для человечества. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отнесла терроризм [7] к числу таких угроз национальной безопасности России, которые приобрели транснациональный характер и угрожают стабильности мирового правопорядка.
Как правило в научной литературе предлагается два подхода для отражения в законодательстве такого рода сложного общественно опасного явления как акт терроризма: в комплексном законе дается общая характеристика социального феномена в целом, а затем в Уголовном кодексе и иных правовых актах формулируется преступление как проявление этого явления [4, с. 488 - 490].
Как известно, непреодолимая сила представляет собой императивное основание освобождения от гражданской ответственности, законодательно установленное в п. 3 ст. 401 ГК РФ. Для того, чтобы признать террористический акт обстоятельством непреодолимой силы, необходимо соотнести её признаки с характеристиками терроризма.
Первым легально закрепленным свойством непреодолимой силы, является чрезвычайность. Как правило, под данным свойством понимается "исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях" [9], иными словами, вероятность его наступления крайне низкая при обычном течении жизни.
Для определения этого признака обратимся к объективной стороне террористического акта, которая включает в себя следующие действия альтернативного характера:
1. совершение взрыва, поджога, иных действий, представляющих собой действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом (устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; вооруженное нападение на населенные пункты и иное [8]).
2. угроза совершения указанных действий, отвечающая признакам реальности и действительности.
Приведённый характер законодательно установленных действий по своей природе в силу их нетипичности и специфичности для современной обыденной жизни позволяет сделать вывод, что совершение террористического акта само по себе отличается неординарностью, необычностью, а также внезапностью проявления, то есть чрезвычайным характером.
Вторым обязательным свойством непреодолимой силы служит её непредотвратимость. Верховный суд РФ признает наличие этого признака в случае, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. По его мнению, в качестве обстоятельства, наступление которых зависит от воли или действий стороны можно признать, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Юристы по-разному подходят к выделению рассматриваемого свойства в террористическом акте. Так, Д. Черненко, ссылаясь на то, что российским законодательством приготовление и совершение террористического акта квалифицируется как преступление по ст. 205 УК РФ, утверждает, что его можно предотвратить [14]. По-нашему мнению, с такой позицией трудно согласиться. Как известно, выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также получать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма относится к компетенции уполномоченных на то правоохранительных органов: федеральной службы безопасности, полиции, следователей и других [12, ст. 12].. На субъектах гражданского права же возложена обязанность принимать меры по поддержанию в исправном состоянии вещей [3, ст. 696, ст. 616] и т.п. Иными словами, применительно к исследуемой ситуации - обязанность принимать меры по недопущение усиления, расширения и разрастания негативных действий от взрыва, поджога, иных явлений, представляющих собой действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, а также предотвращению последствий их. Поэтому данная обязанность по предупреждению, выявлению, пресечению уголовно наказуемых деяний в силу своего предназначения и сущности гражданских отношений не может быть возложена на должника, выступающего стороной частноправового, а не публично-правового отношения.
Аналогичной позиции придерживаются многие цивилисты [2, с. 164; 6, с. 122], а также судебные органы. Так, при исследовании аргумента о взрыве вследствие террористического акта, прогремевшего под локомотивом состава, перевозившего нефтепродукты, суд провозгласил, что надлежащее исполнение договора перевозки груза оказалось невозможным вследствие непреодолимого обстоятельства, которое перевозчик по не зависящим от него причинам не мог предотвратить или устранить. Отсутствие вины ответчика в причинении убытков является основанием для освобождения перевозчика от гражданско-правовой ответственности [10]. Показателен также пример, когда суд исключил ответственность перевозчика за простой железнодорожных вагонов, констатируя, что задержка была вызвана невозможностью передвижения, возникшей в результате теракта-взрыва [12].
Итак, приведенные судебные решения объединяет то, что никакие возможные усилия субъекта гражданского правоотношения не способны были предотвратить и ликвидировать последствия действий террористов.
Наконец, третьим законодательно установленным свойством непреодолимой силы является относительность. Несколько отойдя от цивилистических трактовок, следует отметить, что в данном случае мы говорим не о субъективной стороне состава преступления, а о совокупности законодательно установленных признаках, характеризующих внешний процесс преступного посягательства: места, времени, способа, средства, орудия преступления, то есть объективной стороне преступления, имеющей значение для разрешения частноправовых споров.
В завершении следует привести мнение Е.С. Каплуновой, которая утверждает, что террористический акт не является обстоятельством непреодолимой силы, а представляет не что иное как разновидность юридических фактов - неправомерное действие, порождающее деликатное обязательство [5, с. 151]. Свой вывод она строит на основании механизма возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта. В силу ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" государство осуществляет компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта [13]. На наш взгляд, приведенный институт носит публично-правовой характер, в силу которого государство, выполняя свои функции, приняло на себя обязанность по выплате компенсаций жертвам терроризма. По своей природе рассматриваемый механизм нельзя отнести к деликатному обязательству гражданского права. Данный вывод подтверждается судебной практикой. К примеру, коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила без изменения решение районного суда г. Москвы по делу Невского экспресса. Гражданин обратился в суд к ОАО "РЖД" с иском о возмещении расходов на лечение, упущенной выгоды, компенсации морального вреда, обосновывая это тем, что он являлся пострадавшим пассажиром поезда "Невский экспресс". В результате крушения истцу причинены травмы средней степени тяжести.
Таким образом, террористические акты, как и военные действия, имеют определенную цивилистическую составляющую. Действие гражданско-правовых норм в условиях чрезвычайные ситуации социального характера, устраняемые с помощью силовых методов, обладает явно выраженной спецификой, научное познание которой является одной из актуальных проблем современного права.
Список литературы:
- Global Terrorism Index 2015 (GTI) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.visionofhumanity.org/#/page/indexes/terrorism-index (дата обращения: 03.09.2017).
- Головин Н.М. Феномен непреодолимой силы: цивилистическое исследование : дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2013.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Российская газета . —N 23. —06.02.1996. —07.02.1996. —N 24; —08.02.1996. — N 25;—10.02.1996. —N 27.
- Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. – 572 с.
- Каплунова Е.С. Непреодолимая сила и смежные с ней понятия: дис. … канд. юрид. наук. — Томск, 2005.
- Коршунова Н.П. Совершенствование законодательства о непреодолимой силе // Законы России: опыт, анализ, практика.— 2007. — № 2.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2017).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Российская газета.— 17.02.2012. —№ 35.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"//Российская газета. — 04.04.2016. —№ 70.
- Постановление ФАС МО от 7.10.2005 по делу № КГ-А40/9711-05 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2017).
- Постановление ФАС УО от 13.02.2012 № Ф09-743/12 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2017).
- Федеральный закон от 03.041995 N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ. —10.04.1995. — N 15; Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. . — 10.02.2011.—N 28.
- Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2017).
- Черненко Д. Обстоятельства непреодолимой силы [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2017).
дипломов
Оставить комментарий