Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 августа 2017 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Стаканова Н.С. ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ДУХ КАПИТАЛИЗМА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(26). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/15(26).pdf (дата обращения: 06.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ДУХ КАПИТАЛИЗМА

Стаканова Наталья Сергеевна

студент, кафедра учета, анализа и аудита СГЭУ,

РФ, г. Самара

Милтон Фридман, Давид Рикардо, Йозеф Шумпетер, Саймон Кузнец, Роберт Солоу – этот список можно было бы еще значительно продолжить. Но необходимости в этом нет. Что объединяет эти личности? Большинство из нас ответят, что это имена великих экономистов. И это абсолютно верно. А еще можно сказать иначе. Это имена великих экономистов-евреев. Бесспорно, мы можем назвать еще множество отдельных имен людей этой национальности, внесших огромный вклад в экономику. Но как повлиял на данную науку еврейский народ в целом? Вопрос интересный, особенно учитывая тот факт, что именно евреям принято приписывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономичность. Вернер Зомбарт, внесший большой вклад в исследование истории экономики, в книге «Торгаши и герои. Евреи и экономика» смело, но справедливо отметил: «При ближайшем рассмотрении я окончательно убедился в том, что на самом деле именно евреи в решающие моменты способствовали экономическому подъему тех регионов, где они появлялись, или вызывали экономический спад в тех местах, из которых уходили» [2, с.167]. Однако в данной работе мы попробуем проанализировать действительное влияние еврейского народа на экономику еще до его «исхода» в Европу, рассмотреть категории, которые сформировались в Древнееврейском Царстве и с тех пор являются неотъемлемой частью экономической сферы общества.

Для начала обратимся к такой категории как время, на первой взгляд, скорее философской, а не экономической, однако его представление оказывает на экономику достаточно сильное влияние. Именно евреи первыми представили время линейно, образовав теорию прогресса. Именно она предвосхитила наращивание производственных мощностей, увеличение блага, стремление к чему-то большему. И мы приходим к такой экономической категории, как экономический рост. Именно иудейская культура первая использовала такой взгляд на развитие мира и экономики. Они первые нашли конец, который связывали с приходом мессии. Данный момент предвещал постоянное стремление вверх, максимальное удовлетворение потребностей, для чего необходимо было увеличение мощностей производства, максимизация выгоды от использования имеющихся ресурсов. Линейное представление времени предопределило и взгляд евреев на окружающий их мир как единственный, самый что ни на есть реальный. Абстракция не позволительна. Единственный реальный мир предопределил и отношение к получаемым благам однозначно положительное. Наслаждающийся всеми благами окружающего его мира не грешник, если он честно ими пользуется, в потреблении нет ничего противозаконного.

Из этого мы знакомимся с первыми известными в истории человечества реалистами-антиаскетистами, коими и являлись древние евреи, которые во главу своего хозяйства (после перехода от кочевого образа жизни) ставили выгодную торговлю деньгами и товарами и рациональное использование полученной прибыли. Надо сказать, что во многом это повлияло и на устройство древней Иудеи, где знать так таковая не имела никаких разниц в поведении с другими людьми, а деление происходило лишь естественным образом за счет дифференциации доходов. Исключением оставалась лишь религиозная верхушка и царь, ставший с течением времени держателем власти именно исполнительной, хотя изначально являлся «и вождем, и священником, и судьей». Именно иудеи первыми десакрализовали героев. В большинстве ветхозаветных героев мы узнаем человека, причем человека, которому не чужд грех: Ной потерял сознание от злоупотребления алкоголем, Лота из-за алкоголя же соблазнили его же дочери, Авраам – лжец, еще и продавший свою жену в наложницы, Иаков – обманщик, причем одурачил он собственного отца и брата, лишив последнего права первородства, Моисей убил египтянина, царь Давид придался  греху с женой своего военачальника, которого впоследствии отправил на верную гибель, Соломон в старости ушел в язычество. Этот список можно продолжать еще долго[4, с.95]. Из такой цепочки мы получаем новый тип героя, трикстер (плут), герой-хитрец, добившийся всего благодаря милости божьей и собственной находчивости. Не кажется ли это Вам подозрительно знакомым? Трикстер – типичный современный бизнесмен. Точнее, наоборот, образец поведения в современной рыночной системе, используемый предпринимателями берет свои истоки от поведения иудейских героев.

Но стоит отметить, что десакрализовав героя, древние евреи десакрализовали и царя. Он тоже может ошибаться, а значит, ему можно перечить, значит, власть царя не всеобъемлюща, как и не совершенен называемый обычно в государстве древних евреев политический режим – теократия. В иудейской теократии зародилась демократия современного Израиля.

Что еще сделали реальным, а вовсе не абстрактным древние евреи? Рай. Он перестал быть чем-то таинственным и необъяснимым. Иудейский Эдем находился в Месопотамии, он был на Земле, а значит, жизнь одна, земная, отсюда становится понятным, почему погоня за выгодой вполне естественна и скорее одобряема, нежели наказуема. Все блага, которые человек может получить, он получает в своей единственной жизнь, с божьей помощью, с умом им дарованным. Сделали вполне реальной древние иудеи и природу. А если точно, он вписал ее в рамки теории прогресса: она должна развиваться вместе с человеком, это среда его обитания, из нее человек черпает ресурсы, но он не должен ее угнетать. И тут мы встречаем первое упоминание ограниченности ресурсов. Древние иудеи вписали природу в закон, первый экологический закон, запрещающий напрасную растрату частных и государственных ресурсов. Макс Вебер писал: «Иудаизм обращен к миру, по крайней мере в том смысле, что он отвергает не мир как таковой, а лишь господствующий в нем принцип иерархического устройства общества… Иудаизм отличается от пуританства только (как всегда) отсутствием в нем систематического аскетизма… Следование еврейским законам имеет с аскезой мало чего общего»[1, с.149].

Неизбежно в данной статье обращение к еврейскому закону, праву, и действительно, в Израильском Царстве оно имело особое значение, нежели где бы то ни было еще. Древние евреи сделали источник права главным религиозным источником. Тора – свод законов. Свод законов божьих, но и государственных, роль Талмудов аналогична. Сразу вспоминаются правовая семья, основанная на Коране. Но она лишь берет религиозный закон за основу. В Иудее же религиозный закон настолько полноценен, что составляет законченную правовую семью Израильского Царства. И в законах древних евреев мы практически не встречаем упоминания бедности. Аскеза не то, к чему стоит стремится, она скорее наказание. Человек же должен стремится к разумному увеличению благосостояния собственного и общественного, ведь так он может улучшить созданный Богом мир, что не противозаконно, а даже наоборот, приветствуется. Не запрещено и познание мира, ведь лишь увеличивая «мудрость», человек может окружающий мир улучшать и творить благо, также как легче ему творить благо в состоянии довольства, нежели нищеты. Нечто непознанное есть цель. С ее достижением мы увеличиваем выгоду, добро. Так, невспаханное поле дает куда меньше пользы, чем обработанное. Нечто непознанное – пожалуй, единственная абстракция в реальном мире иудеев.

Еще одной важнейшей экономической категорией мы обязаны древним евреям. Это экономический цикл, случившийся еще в Древнем Египте. Сын Иакова Иосиф истолковал сон фараона, которому приснились коровы, выходящие из реки, причем первые семь были отборные, здоровые, а следующие семь – тощие, и съели они отборных коров. Иосиф объяснил сновидение так: Египет сначала ждут семь счастливых, сытых лет, а затем – семь бедных и голодных, и поглотят они все нажитое в семь благополучных лет. Дал Иосиф и совет фараону: избыток в сытые лета сохранять и откладывать на годы тяжелые, тогда не так ощутится их тяжесть. В данном напутствии легко узнаваема антициклическая фискальная политика Кейнса, хорошо известная современной экономике. Но надо еще в предсказании Иосифа увидеть и то, что оно не сбылось. То есть, если пророчество правдиво и точно, то его легко избежать, соответственно, одной из основных экономических задач, можно назвать предвидение спадов, кризисов и заведомое их предотвращение. Однако в данном пророчестве ни коим образом не объясняются причины цикличности. Но и их объяснение можно встретить в Ветхом Завете: «И если вы будете слушать законы сии, и хранить, и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; благословен ты будешь больше всех народов…»[3, с.129]. Это явно первая попытка объяснить экономичекий цикл. Проблемы приходят после нарушения закона, и это вполне справедливо и в современных условиях, ведь закон разнолик, но его нарушение обыкновенно ведет к «сбою в системе». В простейшем объяснении переизбыток благ ведет к расточительству, к процветанию греха и нарушению закона, а в дальнейшем - к кризису. Причем все эти категории подвергаются элементарному масштабированию по размерам социальных групп, общества.

Но также стоит отметить, что далее в Ветхом Завете мы видим упоминание социальной политики. Пока государство заботится о «детях и сиротах», соблюдает «социальный» закон, ему не страшен кризис, когда же обделенные жизнью остаются обделенными и окружающими их людьми, обществом, то «жадные богачи», а чаще всего и все государство платят высокую плату, входя в спад. Эта часть древнееврейской экономики ведет к понятию нравственности, но надо понимать, что данная нравственность действительно выгодна. Ведь не может быть благополучно государство, в котором появляется избыток бездомных, маргиналов, асоциальных элементов, коими становятся «вдовы и сироты», а также голодные путники и прочие нуждающиеся в случае отсутствия социальной помощи им. В таком государстве растет преступность, возникает антисанитарная ситуация, на борьбу с которыми идут все большие средства, ресурсы, количество работоспособного населения сокращается, вследствие чего мы получаем спад и крайне экономически неблагополучное государство.

В Ветхом Завете разработан комплекс социально-экономических положений, которые уместны и по сей день. Именно в одном из Талмудов впервые упоминается максимизация не столько индивидуального, сколько общего блага, предполагающая заботу о слабых членах общества. Древними евреями был изобретен «год прощения долгов», случавшийся каждые 49 лет, когда все недвижимое имущество переходило к первоначальному владельцу, а также разрешалось не платить налоги в этот год. Что выгодного в этом «году»? Решалась проблема с образованием зажиточного класса, который мог вступить в борьбу за власть. Также средняя продолжительность жизни составляла именно 50 лет, поэтому такой экономический ход давал возможность потомкам не выплачивать долги своих предков, а также обрести участок, на котором можно успешно хозяйствовать. То есть обеспечивалась стабильная занятость населения. Также ошибки предков не преследовали их потомков, что давало возможность каждому развиваться самостоятельно по мере именно своих возможностей. Продажи земли не существовало, она заменялась арендой на 50 лет, причем цена участка зависела от количества оставшихся до года прощения лет. Израильтяне, очень трепетно относящиеся к своей свободе, таким образом еще раз напоминали, что лишить их этой свободы и наследства навсегда невозможно. Вмешивалась в данную социально-экономическую политику и религия, которая, пожалуй, в большей или меньшей степени, влияла на все древние государства, однако в Израильском Царстве она была минимизирована и скорее философична. Человек на Земле лишь гость, ничто ему постоянно принадлежать не может, «и поле, на котором мы пашем, не наше, а Господа» [4, с.98].

Но обратимся и к другим элементам социально-экономической политики, впервые упомянутым именно в Ветхом Завете. Таким, как хорошо знакомое и в большинстве случаев неприятное современному человеку, побирательство. Однако у иудеев оно считалось обязательным и воспринималось как должное. Каждый хозяйствующий субъект должен был что-то оставлять для нуждающихся, «не подбирать упавшие зерна» при сборе урожая [3, с.136]. Тесно с побирательством была связана и десятина. Десятую часть урожая отдавалась церкви, но каждые три года она делилась между вдовами, сиротами, чужеземцами и левитами (они не имели земли). Таким образом решается вопрос побирательства, знакомого именно современному человеку, неприятного и унизительного, а также проблема нищенства вместе с антисанитарией в городах.

Благотворительность, обретшая невиданную популярность (странно связывать эти две категории, но иначе не назовешь) в 21 веке, в Древнееврейском государстве была проявлением не столько доброты, сколько обязанностью перед государством и Богом, который дает благо: «Если общество обязано обеспечить всех необходимым питанием, жильем и основными хозяйственными товарами, то оно с этой целью имеет моральное право и должно собирать налоги у входящих в него людей. В соответствии с данным обязательством большая социальная группа с общей территорией может регулировать рынок, цены и конкуренцию так, чтобы защитить интересы самых слабых своих членов» [5, с.47]. Но стоит отметить, что в Израильском Царстве благотворительность не безымянна, обязательна конкретика и взаимное знакомство адресата и адресанта, образующие взаимную ответственность. Особое внимание уделялось помощи вдовам и сиротам. Им обязаны должны были помогать члены их семей. На вдове умершего должен был жениться его брат. Первый родившийся у них сын считался сыном умершего мужа, и, повзрослев, именно он должен был заботиться о матери. Стоит отметить, что помощь нуждающимся осуществлялась не на равных основаниях «благотворительный налог» был прогрессивным. Сначала ты должен обеспечить всем своих родных, если они обеспечены, то помочь нуждающимся землякам, и лишь имея свободные средства после помощи им, ты обязан помочь странствующим чужестранцам, «гостям». Стоит отметить, что отношение к странникам было у иудеев исключительно уважительным и гостеприимным, однако ж не все так просто. Ссуду под процент, кредит в современном понимании, разрешалась давать только иноземцам, еврей не мог обирать еврея, поэтому особый расцвет ростовщичества можно наблюдать уже в Европе, где Христианство в принципе запрещало одалживание чего бы то ни было с взиманием процентов. Но «жестокое» ростовщичество среди евреев, действительно, родилось лишь в Средневековой Европе, в Древней Иудее же существовало правило: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу»[3, с.126]. Кредит не должен был разорять берущего его. Но надо осознавать, что в Израильском Царстве кредит брали бедняки, чтобы просто выжить, затем же, уже в Европе, кредиты начали брать для вложения в материальный капитал, который помогал наращивать прибыль.

Стоит отметить, что ростовщичество – в определенной степени труд, также как и сельскохозяйственная деятельность. В Ветхом Завете, в отличие от древнегреческих источников, мы видим труд как деятельность крайне положительную, поощряемую, которая была предписана человеку свыше, ведь лишь трудясь, он может изменить мир, улучшить его. Наказанием труд стал лишь после изгнания из Рая, грехопадения. Тогда человек начал не созидательно преобразовывать природу, а скорее бороться с ней. Изначально же работа была дана ему как великое благо, ведь именно благодаря ей он мог совершенствоваться, повышать свой статус. В еврейской традиции, что уникально, любой труд достоин уважения, является благом. Труд ведет к увеличению прибыли, максимизации, но не должна быть работа, наращивание блага беспрерывным. Один день должен выделяться Богу, все мирское в этот день должно отдыхать. Отсюда святая суббота, Шабат. Однако создание дня отдыха не считается целью экономической в Завете, такой день выделяется в качестве дня именно онтологического отдыха, отдыха души, в который человек должен насладиться, возлюбоваться результатом трудов своих. Однако современный мир смотрит на выходной совсем иначе. Он уже не отдых, а отпуск, то есть нас кто-то освобождает, отпускает, давая нам технический перерыв, как инструменту, который просуществует дольше, если делать перерыв в его работе. Но никто не дает гарантии, что не смотрели на отдых души евреи именно как на отдых механизма, который затем сможет принести еще больше пользы именно в экономическом смысле. Может, все же именно в древнеиудейской традиции зародилось стремление к постоянному росту, ведь восприятие времени у них, как было выше сказано, линейно?

Пожалуй, практически невозможно в полной мере оценить влияние еврейской культуры, еврейского народа на экономику. Мы предприняли попытку обнаружить лишь первые, древнеиудейские экономические убеждения, которые оказали значительное влияние на развитие всей мировой экономики в дальнейшем. Прогресс, максимизация прибыли, выгода, экономический цикл, социально-экономическая политика, кредит, выходной – сложно поверить, что таким привычным, современным категориям более двух тысяч лет. Экономика Древней Иудеи, на мой взгляд, имеет наибольшее сходство с современной рыночной экономикой. Капиталистические убеждения о максимизации выгоды, о желании счастливой жизни сейчас, неприятие ожидания чего-либо, применение хитрости, находчивости в ведении бизнеса, осуществление социальной политики во имя блага не только бедняков, но и всего общества, экономическая деятельность, ограничивающаяся лишь рамками закона – все это происходит из Израильского Царства. Влияние еврейского народа на экономику нельзя недооценивать, еврейская экономика была, есть и будет, она является неотъемлемой частью мировой экономики, причем обе развиваются каждый день, во многом благодаря талантливым экономистам, немалая часть которых – иудеи, знакомы с положениями Торы и Талмудов, как и их далекие предки, жившие два тысячелетия назад.

 

Список литературы:

  1. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре: АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991. – 301 с.
  2. Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений в 3 т. Т. 2. - СПб.: Владимир Даль, 2005. – 601 с.
  3. Священное Писание Ветхого Завета (Моисеево Пятикнижие). Под редакцией прот. В. Иванова. - М.: Изд-во Московского института духовной культуры, 2006. - 224 с.
  4. Седлачек, Томаш. Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 544 с.
  5. Tamari Meir. The Challenge of Wealth: Jewish Business Ethics // Business Ethics Quarterly.  - Vol. 7 (March 1997). - Р. 45–56.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.