Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕНННЫМИ ДЕТЬМИ : ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КИНОСТУДИЯ В КАРМАНЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «СИРИУС» (СОЧИ).
Подрастающее поколение вовлекается в многообразие содержаний и форм, предлагаемых в сфере свободного времени (досуга). Особенностями воспитания в досуговой деятельности являются:
1)добровольное включение в досуговую деятельность;
2)воспитание представляет собой организованное взаимовоспитание;
3) воспитание носит «скрытый» характер.[1, с. 1164]
Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие креативности подрастающего поколения. Отметим среди многообразия: возрастающий интерес к самодеятельному видеотворчеству детей привлекает педагогов в вопросаха)психологическаяпотребность в самореализации, особенно острая в начальный период становления личности;
б)способность занятий видеотворчеством быть «эффективным средством удовлетворения рекреативных потребностей» [ 2, с. 227].
Занятия видеотворчеством эффективно способствуют художественно-творческому и техническому развитию учащихся на разных этапах их развития, в том числе, и в сложный период взросления. Во главе досуговой деятельности представлено общение, которое, по определению Х.Й. Лийметса, является «обменом ценностей».
В данной статье представлен опыт организации досуговой деятельности школьников, апробированный в Образовательном центре «Сириус» в г. Сочи., а именно образовательная программа в рамках проекта «Киностудия в кармане» ( СПБГИКИТ, 2015 год) . Работа проводилась с детьми, имеющими определенные результаты и достижения по направлениям «Наука», «Спорт» и «Искусство». Воспитанники мотивированы для деятельности конкретно в своей тематики, условия в Центре созданы для этого идеальные, начиная от занятий с ведущими специалистами в той или иной области и до широкого выбора досуговой деятельности. Следует отметить , многие тренера юных спорсменов считают, что только учебно-тренировочный процесс приносит свои плоды, совершенно недооценивают потенциала культурно-досуговой деятельности [ 3, с. 130 ]
В качестве примера рассматривается программа , реализованная в мае 2016 года. Цель программы: Развитие творческого мышления, коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеофильмов и телерепортажей.
Задачи программы. Обучающие:
• Обучение азам сценарного мастерства.
• Обучение начальным навыкам видеосъёмки, видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания видеофильма.
Развивающие:
• Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего мира.
• Развитие творческих способностей .
Воспитательные:
• Развитие поведенческой этики и общей культуры.
• Создание психо-эмоционального комфорта общения в группе.
• Развитие умения оценивать собственные возможности и работать в творческой группе.
Срок реализации: 24 дня (1 смена)
Участники проекта: Группы ( максимальная наполняемость 20 человек – возможность участия всего отряда).
Возраст : 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет.
Таблица 1.
Учебный план
№ п/п |
Тематические уроки |
Учебные часы |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Презентация экспресс-курса «Киностудия в кармане» |
1 |
- |
1 |
2 |
Мастер-класс по знакомству с профессией актера. Работа над дикцией, постановка голоса, сценическое движение. |
0,5 |
0,5 |
1 |
3 |
Проверка полученных знаний с мастера-класса «Актерское мастерство». Постановка мини-спектакля. |
- |
2 |
2 |
4 |
Операторско – монтажный мастер-класс. Работа с камерами, работа со светом, изучение понятия «плановости» кадра и его правильного построения. |
- |
2 |
2 |
5 |
Знакомство с программами для монтажа, практическое занятие по монтажу отснятого видеоматериала. |
0,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Сценарный мастер-класс. Ознакомление с теоретическими основами написания сценария. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Выбор темы, написание сценария с командами. |
0,5 |
2,5 |
3 |
8 |
Утверждение сценария, поиск локаций, выбор актеров. Съемки короткометражного фильма. |
- |
- |
6 |
9 |
Монтаж видеоролика: отбор отснятого материала, цветокоррекция, поиск музыкальных композиций. |
|||
10 |
Демонстрации видеороликов на фестивале детского видеотворчества «Мой короткометражный фильм» |
По отдельному плану |
||
11 |
Итого: |
18 |
Кадровый состав для квалифицированного сопровождения реализации проекта готовится институтом. Вуз представляет команду студентов, прошедших конкурсный отбор. К примеру, выставленахарактеристика одного из участников проекта :
1.Опыт работы в загородном лагере в качестве вожатой ( помощник воспитателя), руководителя кружка «Фотография».
2.Участие в волонтерском движении.
3.Опыт работы на факультетском новостном канале.
4.Курсы тележурналистики ( 500 часов)
5.Профессиональная работа на телеканале «Санкт-Петербург», киностудии «Лендок».
Каждой смене в рамках образовательных программ воспитанникам «Сириуса» представлена возможность ознакомления с основами актёрского мастерства и кинодела, непосредственного участия в разработке концепции кинороликов и сценария, испытать себя в роли режиссёров, операторов, монтажёров.
Ребята учатся основам кинопроизводства сначала на мобильных устройствах, а затем – на видеокамерах. Обучение при желании могут пройти представители всех трёх направлений: «Наука», «Спорт» и «Искусство». Учёба проводится в рамках экспресс-курса «Киностудия в кармане» (таблица 1).
На фестивале детского видеотворчества «Мой короткометражный фильм» (2016 г., май) авторы представили сюжеты на самые разные темы: "Криптография и математика" , «Видеосистема : электронное око» , «Высокие технологии в защитной экипировке хоккеистов»,«Инновационные возможности для художников», «Музыкально-компьютерные технологии», «Доступная математика», «Числа не управляют миром , но показывают , как управляется мир» и другие.
Фестиваль продолжался 2,5 часа. Было просмотрено 20 видеороликов в разных жанрах, каждая команда представляла свою работу перед началом показа. Как следует из отчета студентов, проведенное интервью зафиксировало определенные достижения и проблемы при реализации проекта. Представлены некоторые ответы воспитанников:
1. «Актерский мастер-класс мне очень понравился. Особенно, как мы ставили спектакль без слов, а другая команда должна была угадать, что это за сказка».
2. «Спасибо за операторский мастер-класс! Теперь я знаю, что есть крупный план, средний и общий, а также про съемку в перспективе».
3. «Очень мало занятий по монтажу. Думал, что научат делать различные эффекты».
4. «Самый интересный был актерский мастер-класс. Мы много смеялись и играли».
5. «Я теперь знаю, как выглядит сценарий, и каких видов он бывает».
6. «Самый скучный – сценарный мастер класс. Не люблю писать. Интереснее всего было на актерском».
7. «Всегда интересовался видеосъемкой. Преподаватели мастер-классов показали много новых функций съемки».
Описание хода обучения.
Посещение всего курса по желанию( таблица 2) . Участие в съемках обязательное для всего отряда ( 20 человек).
Таблица 2.
Учет детей в проекте « Киностудия в кармане»
Уровень самостоятельности:5 сценариев разработаны самостоятельно детьми, 12 сценариев совместно с руководителями – студентами,
3 сценария частичная помощь руководителей – студентов.
Продолжительность видеоматериалов – 105 минут.
Актерская работа: до 14 лет желающих пройти пробу на съемках более 70 % из группы, старше 14 лет менее 30 % из группы.
Участие в съемках: операторская работа, работа осветителя, помощника режиссера и другие – 100%.
Участие в монтаже видеоролика: В группах 11-12 лет 7-9 человек, 13-14 лет 5-7 непосредственных участников монтажа, столько же наблюдателей, 15-16 лет 3-5 работающих над монтажом видеофильма, наблюдателей 1-3 человека.
Увеличение числа постоянных участников проекта говорит, что введение в видеотворчество повысило понимание всех технических процессов, углубились в творческие изыскания, считая, что весь материал в дальнейшем им пригодится. За короткий период спортивные тренера, руководители других направлений наблюдали за своими воспитанниками, находящихся в другой творческой атмосфере, отметили «эти отвлечения дают свои плоды».
Анализируя опросы ребят, результаты «круглых столов» со специалистами внедрение проекта «Киностудия в кармане» дала положительную оценку. Программа становится одним из направлений в интеллектуальном и духовном развитии детей в процессе интересной деятельности.
Список литературы:
- Овинова Л.Н., Шрайбер Е.Г., Воспитательный потенциал досуговой деятельности студентов // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук : материалы 67-й науч. конф.( Юж.-Урал. гос. ун-т). - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015.- С. 1163-1170.
- Чернобоев Е.М. Организационно—педагогические условия формирования личности школьников средствами // Вестник Тамбовского университета. - 2012. - №10. – С. 227-229.
- Гасанов Н.В. Современное состояние проблемы организации культурно-досуговой деятельности юных спортсменов // Наука и школа. - 2013. - № 2. - С. 129-131.
отправлен участнику
Оставить комментарий