Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Черкасов Н.О., Нурулина Л.Б. ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ ПО ДАННЫМ АНГЛОСАКСОНСКИХ ПРАВД // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (дата обращения: 08.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 83 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ ПО ДАННЫМ АНГЛОСАКСОНСКИХ ПРАВД

Черкасов Никита Олегович

студент исторического факультета  ЮУрГГПУ

РФ, г. Челябинск

Нурулина Любовь Борисовна

студент исторического факультета  ЮУрГГПУ

РФ, г. Челябинск

После вторжения на территорию Британии англосаксов началась их постепенная христианизация. По мере своего развития английское христианство приобретало черты, отличающие его от континентального католичества, что порой вызывало резкое недовольство со стороны римских священнослужителей и стало, в конечном счете, одной из предпосылок к разрыву англиканских и католических Церквей. В то же время, путь утверждения христианства на Британских островах в общих чертах повторял аналогичное явление в среде германских народов по ту сторону Ла-Манша. В данной статье предлагается взглянуть на самое начало процесса становления христианства в Англии с тем, чтобы увидеть общие и различные с континентальной Европой тенденции в развитии этого явления. Законотворческая деятельность англосаксонских королей наглядно и подробно отражена в изданных ими кодексах законов, которые наилучшим образом иллюстрируют путь признания христианства в качестве государственной религии Великобритании. Перевод рассматриваемых статей англосаксонских кодексов на русский язык осуществлен на основании труда А.И. Смирницкого "Древнеанглийский язык" и с опорой на перевод, осуществленный М.В. Земляковым.

Несмотря на то, что король Кента Этельберт I принял крещение, при нем, очевидно, христианская Церковь не играла существенной роли в общественно-политической жизни. Это можно предположить, исходя из отсутствия каких-либо ссылок на духовные чины или Божественное благословение в прологе правды Этельберта; в нем упоминается лишь то, что данные законы установлены "в дни Августина" (on Augustinus dæge) [1, c.5], однако подобная привязка является, вероятно, лишь хронологической и не отражает внешнего влияния на короля при разработке правды. Хотя первая же статья посвящена церковному имуществу, она демонстрирует лишь утвердившуюся в это время церковную иерархию, но не особенное положение духовенства в обществе. Данная статья касается компенсации за кражу имущества священнослужителей: имущество Церкви должно быть компенсировано в двенадцатикратном размере (Godes feoh   ciricean XII gylde), имущество епископа - одиннадцатикратном (Biscopes feoh XI gylde), священника - девятикратном (Preostes feoh IX gylde), диакона - в шестикратном (Diacones feoh VI gylde), клирика - в трехкратном (Cleroces feoh III gylde) [Там же]. Иных статей, касающихся Церкви, в правде Этельберта нет.

В прологе законов Хлотхера и Эдрика также нет каких-либо ссылок на духовные чины. Говорится, что данные законы были приняты самими королями, без упоминания каких-либо других лиц (Þis syndon þa domas ðe Hloþhære, Eadric Cantwara cyningas asetton, "вот законы, установленные Хлотхером и Эдриком, королями народа Кента"). Целью создания данного кодекса объявляется расширение уже существующего свода законов, разработанного предшественниками Хлотхера и Эдрика [1, c.19]. Тем не менее, правда не содержит ни одной статьи, касающейся Церкви, а значит, со времен Этельберта ее статус не изменился. Совершенно иная ситуация наблюдается в правде Уитреда.

В прологе правде Уитреда говорится, что ее статьи были приняты на собрании благороднейших людей Кента (eadigra geþeahtendlic ymcyme), в числе которых упомянуты Бертвальд, архиепископ Британии (Birhtwald, Bretone heahbiscop), король Уитред и епископ Рочестера по имени Гефмунд (Hrofesceastre bisceop se ilca Gybmund wæs haten) [1, c.25]. Интересно, что в этом перечне король упомянут после архиепископа Бертвальда.

Любопытно также начало последней строчки пролога, которая гласит следующее: Þær ða eadigan fundon mid ealra gemedum ðas domas (Здесь благороднейшие люди приняли, со всеобщего согласия, эти законы) [Там же]. Таким образом, можно утверждать, что во время правления Уитреда король Кента принимал законы в согласии с представителями англосаксонского духовенства. Если трактовать порядок перечисления благороднейших людей как отражающий степень их влияния, выходит, что архиепископ Британии был персоной более могущественной, чем король Кента. Это позволяет предположить, что уже в VI веке шел запущен процесс объединения англосаксов, но консолидирующим центром представлялась не королевская власть, а Церковь. Тогда становится понятно, почему духовный чин, представляющий всю Британию, в принятии кентских законов играет большую роль, нежели легитимный король Кента.

Еще три статьи правды Уитреда касаются служителей Церкви. Первая статья освобождает их от уплаты податей (Cirice an freolsdome gafola, "пусть Церковь будет освобождена от податей"). Это можно считать первым известным кентским законом, устанавливающим особый статус духовенства в обществе. Похожую смысловую нагрузку несет и статья 16, которая гласит, что слова епископа и короля являются неопровержимыми даже без клятвы (Biscopes word, cyninges sie unlægne buton aþe)[1, c.27]. Подобный статус служителя Церкви должен быть законодательно подкреплен какими-либо социальными обязательствами. Именно их устанавливает статья 6, фактически обязывающая священников соблюдать соответствующие нормы поведения: "Если священник одобрит незаконный [брачный] союз, или станет пренебрегать крещением больного, или будет слишком пьян для исполнения своего долга, пусть он будет отстранен от богослужения вплоть до принятия решения епископом" (Gif priost læfe unrihthæmed, oþþe fulwihte untrumes forsitte, oþþe to þon druncen sie þæt he ne mæge, sio he stille his þegnungæ oþ biscopes dom)[Там же].

Помимо указанных, статья 2 уравнивает нарушение королевского и церковного мундбюрда (mundbyrd), оценивая его в 50 шиллингов[1, c.25]. Это является огромным шагом вперед в эволюции отношений государства и Церкви, поскольку теперь она обладала таким же правом покровительства, как и король.

Любопытные выводы можно сделать по итогу сравнения правды Уитреда и кодекса короля западных саксов Инэ, оба из которых были созданы в конце VII века.

В прологе Инэ титулует себя "Божией милостью король Уэссекса" (mid Godes gife, Wesseaxna kyning)[1, c.37]. Очевидно, к этому времени христианство уже играло системобразующую роль в среде западных саксов, поскольку легитимность королевской власти подчеркивается ее божественным происхождением. Далее Инэ указывает, что принял законы "по совету и наставлению Кенреда, моего отца, Хэдде, моего епископа, и Эрконвальда, моего епископа" (mid geðeahte, mid lare Cenredes mines fæder, Heddes mines biscepes, Eorcenwoldes mines biscepes). Далее следует упоминание о том, с кем именно Инэ держал совет по принятию этих законов; в их числе упоминаются элдермены (mid eallum minun ealdormonnun), старейшие и мудрейшие из людей (ieldstan witum minre ðeode) и великое собрание служителей Бога (éac micelre gesomnunge Godes ðeowa).

Первая же статья касается поведения священнослужителей: "Прежде всего, мы повелеваем, чтобы служители Бога должным образом соблюдали и чтили свои каноны" (Ærest we bebeodað, þætte Godes ðeowas hiora ryhtregol gyman, on ryht healdan)[Там же]. По всей видимости, недостойное поведение духовенства было серьезной проблемой англосаксонского общества в раннее Средневековье. Это, к слову, подтверждается и в иных исторических источниках. Так, во второй половине VIII века, спустя полстолетия после создания правды Инэ, Алкуин Йоркский в своем письме к епископу Линдисфарнскому Хигбальду пишет по поводу нападения норманнов на монастырь: "Либо это начало Страшного Суда, либо следствие греховной жизни жителей [монастыря]. Воистину, произошедшее не случайно, оно свершилось по чьим-то заслугам" [2].

Статья 4 правды Инэ устанавливает срок, к которому должны быть уплачены церковные подати - до дня святого Мартина (Martines mæssan)[Там же]. Позднее кодекс I Этельстана своей первой же статьей изменит официальный день уплаты податей на "день, когда был обезглавлен святой Иоанн Креститель" (dæg ðær beheafdunges seint Iohannes þæs fuhlteres)[1, c.123]. Статья 5 Инэ утверждает, что, если кто-то подлежит казни, но скроется в церкви, то приговор снимается с него и заменяется штрафом [1, c.38]. Аналогично, в соответствии со следующей статьей, наказание бичеванием заменяется штрафом для беглецов, которые скроются в церкви. Этот пример - свидетельство активного функционирования церковного мундбюрда в законах англосаксов.

В Правде Альфреда получает развитие тенденция на расширение прав Церкви. Так, согласно статье 5, Церкви было гарантировано право предоставлять убежище (cirican frið) беглецу на 7 дней. Те, кто попытался бы силой вытащить такого человека из церкви, считались нарушителями королевского покровительства (cyninges munbyrde) и церковного убежища [1, c.67]. Статья 18 устанавливает штраф за домогательство к монахиням в два раза выше, чем за это же действие в отношении мирян [1, c.73]. Соблюдение церковных постановлений (halig ryht - букв. "священный закон") во время Великого поста (lenctenne) законодательно закреплено параграфом 2 статьи 40 [1, c.83].

Законы Этельстана демонстрируют еще более прочную религиозную традицию, укрепившуюся в англосаксонском законодательстве к X веку. Так, кодекс I Этельстана полностью посвящен вопросам, связанным с церковью Пролог начинается со ставшей уже к тому времени стандартной ссылки на советы архиепископа и епископов: Ic Æþelstan cyng, mid geþehte Wulfhelmes arcebiscopes, eac minra oþerra biscopa ("Я, король Этельстан, в совете с архиепископом Вульфхельмом и другими моими епископами"). Вторая статья приводит высказывания Иакова и Моисея (Iacob, Moyses), причем даны они, в отличие от самого кодекса Этельстана, на латыни. Оба высказывания касаются выплаты десятины (decimas) [1, c.119]. Аттенбароу замечает, что приведенные высказывания неточны и не совпадают с оригинальными текстами соответствующих мест Бытия и Исхода [1, c.206]. Третья статья также содержит цитату, однако приведенную уже на англосаксонском языке. В ней содержится описание мучений, которые должен понести грешник, отказавшийся от уплаты десятины. Аттенбароу со ссылкой на Либерманна определяет это высказывание как отрывок из так называемых Бликлингских проповедей (Blickling Homilies) [Там же]. В статье, посвященной особенностям жанра англосаксонских проповедей, Н.Ю. Теплякова отмечает, что для них также характерна неточность при переводе священных текстов, мотивированная личной интерпретацией автора [5, c.107-108]. Вероятно, данная специфическая черта относится и к англосаксонским законам и иллюстрирует в целом несколько легкомысленное отношение англосаксов к соблюдению церковных догматов.

По всей видимости, к X веку в англосаксонской среде остро встала проблема взаимодействия уже прочно христианизировавшегося населения и тех, кто продолжал практиковать древние обряды. Об этом косвенно свидетельствует статья 6 кодекса II Этельстана, озаглавленная не иначе как "Be wiccecræftum" (О колдовстве). Согласно ей, если кто-либо погибнет в результате воздействия колдовства, чар или смертельных заклинаний (be þam wiccecræftum, be liblacum, be morðdædum), заподозренный в сотворении заклятия должен поплатиться жизнью (he beo his feores scyldig). При этом статья вводит весьма осторожную практику в отношении тех, чью вину в занятии колдовством нельзя доказать однозначно. Если обвиняемый отрицает свою вину, но в ходе тройного испытания (þrimfealdom ordale) был признан виновным, он должен быть заключен в тюрьму на срок в 120 дней (he beo CXX nihta on carcerne), после чего его родственники могут забрать его за выкуп в размере 120 шиллингов и уплату вергельда родственникам погибшего; помимо этого, они должны поручиться за обвиняемого в том, что он больше никогда не прибегнет к колдовству [1, c.131].

Таким образом, англосаксонские правды демонстрируют эволюцию церковного права и упрочнение роли христианской церкви в раннесредневековой Англии.

 

Список литературы:

  1. Attenborough F.L. The laws of the earliest English kings / F.L. Attenborough. - Cambridge University Press, 1922. - 257 с.
  2. Selections from the sources of English History. B.C. 55 - A.D. 1832 / Под ред. C.W. Colby. - New York: Longmans, Green, And Co, 1899. - С. 16-19.
  3. Земляков М.В. Становление законодательства в раннесредневековой Англии: законы Кентских королей VII века [Электронный ресурс], - https://goo.gl/x8Syoh (дата обращения: 27.06.17)
  4. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык / А.И. Смирницкий. - Москва: Издательство МГУ, 1998. - 318 с.
  5. Теплякова Н.Ю. Особенности древнеанглийских текстов, традиционно относимых к жанру проповеди / Н.Ю. Теплякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - №6 (2). - С. 106-110.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 83 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.