Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Белоусов И.В. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/12(23).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Белоусов Илья Вадимович

магистрант, Юридического факультета, кафедра Финансового права Российского государственного гуманитарного университета,

РФ, г. Москва

Самойлова Валентина Владимировна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц. доц. кафедры Финансового права Российского государственного гуманитарного университета,

РФ, г. Москва

В настоящее время постоянно увеличиваются процессы глобализации и интернационализации мировой экономики, неминуемо влекущие интернационализацию финансовой преступности и популяризацию применяемых ею механизмов легализации (отмывания) прибыли, наносящих большой ущерб экономике стран, их объединений, мирового сообщества в общем. В нынешних реалиях организованная преступность представляет собой непростую систему взаимозависимых преступных сообществ, всякое из которых имеет определенную нишу в преступной сфере для исполнения собственных планов и насильственного контроля в определенных областях экономики. Такая противозаконная активность все чаще включает в себя зону нескольких государств, приобретает ярко выраженный межнациональный характер. В данной взаимосвязи и в настоящих обстоятельствах отмывание незаконной прибыли является, в большинстве своем, многоэтапным правонарушением, содержит в себе систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть первоначальный источник происхождения средств, в том числе и посредством их перевода из одного государства в другое. Проникновение незаконных капиталов в законное финансовое обращение значимым образом усложняет, а иногда и делает абсолютно невозможной свободную конкурентную борьбу, осуществляемую реальными экономическими субъектами, выгоняет их с товарного и экономического рынков.

Помимо этого, проникновение "грязных денег" в законное обращение предполагает собой угрозу не только для экономики отдельных государств и их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества, так как легализация незаконной прибыли непосредственно сопряжена с финансированием террористических групп и организаций[1].

Таким образом, проблема законных основ борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств, в частности, уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за такие действия, представляется крайне важной.

Имеет смысл заметить, что легализация доходов, полученных преступным путем, представляется относительно новым видом преступной деятельности, зародившимся в Соединенных Штатах Америки в 1930-е годы 20 века, в эпоху "сухого закона". Правительство встретилось с трудностями в борьбе с организованной преступностью, признаками которой были закон молчания (оме́рта, в итальянском языке омерта́ — «кодекс чести» у мафии[6]), запугивание и "уборка" очевидцев, подкупы и система противодействия следствию. В тот момент и был создан новый метод противодействия организованной преступности - ее лидеров стали привлекать к суровым мерам уголовной ответственности не за бандитизм, доказать который было проблематично, а за неуплату налога на доходы (вернее, за расходы, никак не соответствующие законным доходам, с которых был уплачен налог). Ответом бандитов на эти меры стала легализация доходов, что позволяло тратить деньги, уплатив налог, не опасаясь наказания за то, что налоги не выплачиваются. Один из вариантов "узаконивания" и дал название новому курсу работы мафии: money laundering (англ.) - "отмывание" (точнее, "стирка") денег. Легализация преступных доходов делала новые возможности борьбы с мафией существенно менее действенными, в связи с чем вызвала отрицательную реакцию со стороны правительства. В Америке, а затем на всем земном шаре за отмывание денег[4] устанавливаются жесткие нормы уголовной ответственности.

В Российской Федерации проблема уголовной ответственности за такие преступления получила развитие в момент рыночных реформ. Ситуация развития ранней демократии стала катализатором для преступных группировок: они стали выступать под видом коммерческих структур, которые приобретают основную часть доходов за счет правонарушений, совершаемых "под ширмой" предпринимательской деятельности, в целях их дальнейшей легализации[2].

Ключевыми факторами, способствующими выходу в свет и популяризации преступных доходов, явились возникновение и формирование рентабельных (например, торговля донорскими органами и продажа людей в рабство) и сверхрентабельных (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконный оборот оружия) преступлений, что превышают траты на саму преступную деятельность, и, кроме того, появление возможностей для легализации преступных доходов в ходе активного формирования частной коммерсантской инициативы, параллельно с активным развитием мира преступности, имеющего необходимость в экономической основе для легальной экономики[5].

Уголовно-правовые нормы о легализации преступных доходов призваны никак не утаивать и не скрывать подлинной природы возникновения, месторасположения или движения имущественных объектов или прав, а, помимо прочего, не допустить запуска незаконных прибылей в законное экономическое обращение, то есть помешать подрыву финансовой системы организованной преступности, для чего необходимо изолирование и самого лица, совершившего преступное деяние, и его "грязных денег"[3].

После принятия Уголовного кодекса Российской Федерации [7] прошло достаточно времени для анализа, позволяющего установить эффективность использования норм, предусматривающих уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Тем более, высокая степень латентности рассматриваемых преступлений свидетельствует о недочетах законодательной системы, а также ошибках в правоприменительной деятельности, о несвоевременном реагировании на осуществление незаконных операций и сделок с имуществом и т.п.

В процессе изучения проблем, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, можно сделать следующие выводы: родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 Уголовного Кодекса РФ, является область экономики, под которой понимается общий народно-хозяйственный комплекс; видовым объектом финансовых правонарушений и, сообразно, преступлений, связанных с упомянутыми статьями, является комплекс социальных взаимоотношений, который существует в целях осуществления законной экономической деятельности по обмену, производству, потреблению и распределению материальных благ и услуг; непосредственный объект легализации (отмывания) денежных средств - это общественные отношения в области законной коммерсантской и иной финансовой деятельности; обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК РФ, является предмет преступления, который является денежными средствами или другим имуществом, приобретенными незаконным путем, а именно в результате совершения всякого преступления, за исключением предусмотренных статьями 193, 194, 198-199.2 УК РФ.

Исключение для этих статей Уголовного Кодекса сопряжено с необходимостью приведения отечественного законодательства в соответствие с международным законом, в частности со статьей 18 Страсбургской конвенции, предусматривающей норму, в соответствии с которой в совместной работе и оказании правовой поддержки может быть отказано в случае, если преступление, в связи с которым сделан запрос, представляется налоговым.

Кроме того, имеются две модели, обрисовывающие структуру течения легализации преступной прибыли.

Трехфазная модель была изобретена специалистами ФАТФ и обнаружила поддержку из числа теоретиков борьбы с легализацией незаконных капиталов. Она подразумевает в общем ходе легализации преступных доходов наличие таких стадий: интегрирование, расслоение, размещение валютных средств. Модель из четырех фаз к структурированию процесса отмывания применяют специалисты Организации Объединенных Наций. Согласно данной модели, ключевыми стадиями легализации являются: во-первых, избавление от наличных денег и перевод их на счета подставных лиц; во-вторых, распределение наличных денежных средств; в-третьих, маскировка содеянного правонарушения; в-четвертых, интеграция валютной массы.

Хотелось бы отметить, что в преступлениях, описанных в статьях 174 и 174.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, обозначены стадии покушения и приготовления к преступлению, а основным отличительным признаком этих преступлений, и деяния, описанного в статье 175 УК РФ, является специальная цель: в случае реализации или приобретения имущества, заведомо добытого преступным путем, виновный никак не старается придать законный вид пользованию, распоряжению или владению указанным имуществом, тогда как в случаях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, данная цель является неотъемлемым признаком субъективной стороны указанных преступлений.

Собственно, очевидно, что борьба с этими и подобными преступлениями должна начинаться с совершенствования законодательства, его практическими способностями, а заканчиваться полным отсутствием всяческих преступных манипуляций в сфере финансовой деятельности.

 

Список литературы:

  1. Беседин Д.В. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с легализацией преступных доходов. Дисс… на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 3.
  2. Дзлиев М.И. Рынок и насилие. М., 1999. С. 274.
  3. Кернер Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996. С. 36, 37.
  4. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 517, 518.
  5. Никулина В.А. Отмывание «грязных денег». Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М., 2001. С. 21.
  6. Система коммуникаций в итальянской мафии // Свободная энциклопедия ВикипедиЯ [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.