Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2017 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАННИЙ И.А. ИЛЬИН КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ Э. ГУССЕРЛЯ
Что из себя представляет феноменология (учение о феноменах)? Это направление философии, ставящее своей задачей беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём существенных, идеальных черт, с одной стороны - предмета и, с другой - самого познающего сознания, данных в неразрывном единстве. Под идеальными чертами предмета подразумевается его сущность, идея. Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). В настоящей статье хотелось бы затронуть тему первого этапа рецепции феноменологии в России, имевшего место ещё при жизни Гуссерля. Идеи последнего оказали влияние на таких крупных российских философов, как Густав Густавович Шпет (1879 – 1937) и Алексей Фёдорович Лосев (1893 – 1988). Но достойны внимания также феноменологические изыскания раннего Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954). В настоящее время мало известно, что он в годы университетского обучения был учеником и последователем Гуссерля. Ильин предпочёл непосредственно общаться с Гуссерлем во время пребывания в заграничной поездке. Феноменология оказалась для него важнее, чем неокантианство, хотя знакомство с последним рекомендовал ему научный руководитель, философ-правовед П.И. Новгородцев.
Ильин говорил о том, что со времен Гегеля феноменологией называется учение о сущности, постигаемой через явление ее. И том, что как раз этот термин выбрал, по его мнению, самый глубокий и самостоятельный из современных ему логиков – геттингенский профессор Эдмунд Гуссерль.
Возле Гуссерля Ильин прожил период с 1911 по 1912 гг., когда феноменология ещё только начинала раскрывать свой потенциал. Ильин не застал выхода в свет книги «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» 1913 года. Он вернулся в Россию раньше и продолжил уже самостоятельно развивать его учение. Так, в результате у Ильина образовалась собственная трактовка феноменологии, к тому же с отличной от Гуссерля терминологией, например: «феноменологический метод» или «феноменологическое исследование» у Ильина и «феноменологическая редукция» у Гуссерля.
В предисловии к 29 тому собрания сочинений Ильина, Ю.Т. Лисица называет русского философа даже бо́льшим феноменологом, чем сам Гуссерль. Гуссерль, по его мнению, позже склонялся к платоновской онтологии (рассматриваемая им формальная онтология, пустые формы и под.), сущности, согласно раннему Гуссерлю, не имели онтологического статуса, а в отличие от идей Платона, выступали в качестве «значений», «смыслов». Для Ильина же «предметные обстояния» выступали в качестве внеонтологических предметов. Этим он и отличается от неоплатонических установок, и находится куда ближе к имманентной установке Аристотеля с его оригинальным понятием энтелехии. [2, с. 38]
Ильин видит феноменологический метод тем путём, на котором постигается смысл. «Феноменологическое постижение объекта совершается через погружение в переживание его; это погружение должно дойти до полного забвения всего субъективного, личного, не от объекта идущего; вплоть до забвения того, что это самозабвение вообще состоялось» [2, с. 264].
Итак, подобно Гуссерлю, Ильин полагает, что только в соотнесенности с «я» возможно прояснение любых смыслов и значимостей. Смысл является переживанием субъекта, душевно-мыслительным состоянием его. [2, с. 135-136] И по Ильину, смысл невозможно было бы постигнуть вне переживания его субъектом, как-нибудь иначе. Таким образом, только субъективное душевное состояние – личный мыслительный опыт есть путь и средство к познанию смысла.
Сопоставляя Гуссерля и Ильина, современный исследователь М. А. Белоусов считает, что обоснование обращения к переживанию для «усмотрения» смысла у Ильина сходно по своей форме с тем, как Гуссерль мотивирует переход от «чистой логики» к феноменологии познания (первое издание «Логических исследований»): если феноменологический анализ мышления как [ряда] конкретных переживаний (konkrete Denkerlebnisse) и не относится к собственной сфере чистой логики, его все же нельзя избежать в ходе чисто-логического (rein-logisch) исследования. Ибо все логическое, требующее усвоения как объект исследования, требует также раскрытия возможности очевидности присутствующих в нем априорных законов, и потому должно быть дано в субъективной реализации. [1].
Объективность предмета феноменологического исследования для различных познающих субъектов объясняется Ильиным тем, что конкретный индивид в процессе переживания сущности предмета (художественности, гармонии музыки, Бога, и т.п.) отождествляется с данной ему сущностью, становится ею. Суть предмета и познающего его субъекта, по Ильину, оказываются идентичными, тождественными друг другу. Познающий человек должен стать одержимым предметом, позволить предмету овладеть им всем. Выходит, что само-чувствие субъекта есть непременно предмето-чувствие; и самонаблюдение - это всегда предметная интроспекция. Суть предмета проявляется через каждого познающего субъекта, раскрывается в каждом.
Ильиным выдвигается целая концепция философского доказательства, резюмируемая словах о том, что, в конечном счете, всякое доказательство есть интуитивное обнаружение свойств предмета и имеет природу не дедуктивную, но индуктивную. Интуитивистская сущность философского доказательства понимается им и как основа любого философского исследования, так и, в пределе, фундамент для того, чтобы развернуть на нём философию – в науку, самостоятельно видящую свой предмет и доказывающую каждый свой шаг. [2, с. 65].
Итак, по Ильину:
- Предмет философии возникает впервые в предметной области феноменологии: «внутренняя данность» или же «предметное обстояние».
- Метод философии – феноменологический метод, так как переживание ставит перед познающим предмет, который он интерпретирует; оно дает ему предмет воочию, как бы реально присутствующим. Поставит предмет перед ним как внутреннюю реальность. [2, с. 79]
Помимо метода и объекта феноменологии, Ильин уделяет большое внимание тому, какая именно часть познающего субъекта осуществляет философское исследование. По Ильину, философия есть делание не внешне-телесное, а внутренне-душевное. И даже более того, это - делание не просто душевное, но душевно-духовное. Он выделяет и описывает:
- Душу – как поток обыденных переживаний, чувств, болевых ощущений, приятных и неприятных состояний, воспоминаний и забвений, деловых соображений и т. д;
- Дух – как часть души, когда она живет своими лучшими слоями и силами, устремленными на познание истины, созерцание красоты, совершение добра, обращение к Богу. [2, c. 51].
Здесь, как мы обнаруживаем, начинается различие между духом и душой. В следующих своих словах Ильин продолжает развивать принципиально важную для него мысль: «Дух – это прежде всего то, что значительно в душе. И философия есть не душевное, а духовное делание». [2, с. 52] Сущность философии представляется для него непременно таким образом.
Получается, именно с помощью духа субъект проводит философское исследование, или же философствует: осуществляет практику познания истины. Представляется возможным через это выделение духа понять феноменологию как исток Ильина - известного религиозного мыслителя. В свои зрелые годы Ильин проявил себя также в сфере этики, эстетики, экономики и политики. Обычно выделяют решающую роль гегельянства в его становлении, но, как мы видим, феноменология является подлинным и ещё не оценённым в своём значении истоком его многогранной и самобытной философии.
Список литературы:
- Белоусов М. А. Феноменологический анализ смысла у Э. Гуссерля и И.А. Ильина. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 15.06.17)
- Ильин И. А. Собрание сочинений: Философия как духовное делание / [Сост., вст. ст. и комм. Ю.Т. Лисицы]. — М.: Изд-во. ПСТГУ, 2014. — 716 с.
дипломов
Оставить комментарий