Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Концов С.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(21).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ»

Концов Сергей Вячеславович

магистрант, кафедра психологии ВИУ РАНХиГС,

РФ, г. Волгоград

Зиновьева Дина Муратовна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц. ВИУ РАНХиГС,

РФ,  г. Волгоград

Анализируется соотношение самооценки представителей субкультуры «аниме» и их музыкальных предпочтений. Делается вывод о том, что самооценка связана с музыкальными предпочтениями, устанавливаются связи между конкретными музыкальными жанрами и уровнем самооценки.

Ключевые слова: субкультура «аниме», музыкальные предпочтения, старшие подростки, самооценка.

 

Субкультура «аниме» в российском обществе возникла в конце XX – начале XXI века, одновременно с популяризацией аниме – японской анимации, и манги – японской разновидности визуального романа. Молодёжь в это нестабильное время почувствовало свободу, и искало нечто новое и необычное в сферу своих увлечений. В России проблему субкультуры «аниме» изучали В. Б. Хасьянов и А. С. Зайцев и Л. М. Эррера, которая предложила разделить молодёжные группы на 3: ориентированные на музыку, ориентированные на творчество в плане художественных образов и имиджа, и ориентированные на философию и мировоззрение [10, с. 64]. Субкультура «аниме» ближе всего ко второй группе, так как представители данной субкультуры увлечены образами персонажей – главных и второстепенных героев аниме и манги, и стремятся создать на основе этого образа своё творчество («фанфики», «фанарт», «косплей»). Отыгрыш персонажа возможен и в обыденной жизни в виде поведения, стиля одежды и речевой интонации.

В нашей работе в качестве основы используется определение самооценки, используемое в психологическом словаре под авторством В.В. Давыдова: «самооценка – это оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков» [1, с. 57-59]. Помимо общего уровня самооценки в нашем исследовании присутствуют оценка, сила и активность – это компоненты самооценки для более точного определения структуры самооценки. Также мы исследовали уровень притязаний, он необходим для оценки стремлений анимешников, того, какой уровень самооценки они хотели бы иметь в будущем.

Для дальнейшей работы необходимо операционализировать понятие «музыкальные предпочтения», мы делаем это с помощью определения предпочтения, принятого в психологии – «предпочтение как обозначающее обращение к одной из альтернатив или фактический выбор одной из них» [3]. Следовательно, музыкальные предпочтения – это предрасположение человека к определенному стилю в музыке, в силу его субъективных преимуществ [5, с. 12]. В нашей работе музыкальные предпочтения рассматриваются как трёхкомпонентный феномен, который включает в себя музыкальные интересы, музыкальную деятельность и музыкальную социализацию.

Музыкальный интерес – это форма его музыкально-эстетического сознания, которая синтезирует в себе ценностную оценку, эстетическое, эмоциональное начало и идеальное представление [7, с. 161].

Музыкальная деятельность – любой акт активности, связанный с музыкальной сферой, например, посещение музыкальных мероприятий, игра на музыкальном инструменте, активная поддержка какой-либо группы или участие в музыкальной группе. [6]

Музыкальная социализация – это процесс усвоения индивидом норм культурного общественного пространства и формирования собственного отношения к музыке посредством рефлексии анимешником своих музыкальных предпочтений [9, c. 22]. Структура музыкальных предпочтений представлена на схеме (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Структура музыкальных предпочтений

 

Использовались следующие методы исследования: для измерения уровня самооценки применена «самооценочная методика Дембо-Рубинштейна» (в модификации М. Прихожан), для измерения структуры самооценки была применена методика «личностный дифференциал» Ч. Осгуда (в модификации сотрудников психоневрологического института им. В. М. Бехтерева),  для измерения уровня музыкальных предпочтений был использован метод шкалирования «музыкальные интересы», «музыкальная деятельность» и опросник «музыкальная социализация» (Злобин Ю.Д.). Полученные с помощью методик данные подверглись обработке с помощью методов описательной статистики, сравнения средних значений с использованием t-критерия для независимых выборок, корреляционного анализа в программе IBM SPSS Statistics 17.0.

Выборку составили учащиеся 7 – 8 классов средней школы №7 города Волгограда, в количестве 50 человек, 28 мальчиков, 22 девочки, увлекающиеся в течение нескольких лет (от 1 года до 3 лет) просмотром японских анимационных фильмов.

Процентное соотношение анимешников с высоким, средним, и низким уровнем самооценки представлено на диаграмме (рис. 2).

 

Рисунок 2. Уровни самооценки анимешников

 

Полученные показатели можно интерпретировать как в целом средние, что говорит об адекватной самооценке большинства представителей выборки. Анимешников с завышенной самооценкой больше, чем тех, у кого самооценка занижена. Завышенная самооценка опасна тем, что подросток-анимешник не всегда правильно даёт оценку результатам своей деятельности, также возможны искажения в личностном формировании — анимешник старшего подросткового возраста может быть закрыт к новому опыту, нечувствителен к личным ошибкам, неудачам, оценкам и замечаниям окружающих. Не в последнюю очередь это связано с тем, что респонденты ещё не оценивали свои силы на каком-либо серьёзном экзамене или другом жизненном испытании, и обучение в школе способствовало формированию завышенных ожиданий. Однако нельзя определённо сказать, что какой – либо из представленных уровней самооценки лучше другого, в различных ситуациях каждый из уровней самооценки может проявиться как положительно, так и отрицательно. Чтобы выяснить, связан ли уровень самооценки с уровнем развитости музыкальных предпочтений, мы провели корреляционное исследование.

Для начала мы узнали, насколько популярны жанры в фанатской среде, используя для этого средний балл по каждому из жанров, полученных с помощью шкалирования музыкальных интересов. На первом месте у анимешников выступает «Популярная музыка» (14%) – что не удивительно, это лёгкий, танцевальный жанр, часто совмещающий в себе музыкальные инструменты из других жанров, но в более «лёгкой», ритмичной форме. Кроме того, сюда входит такой популярный стиль как «J-POP», популярная японская музыка, особенно распространённая в нашей стране как раз среди фанатов японской анимации. Столь же популярен у анимешников и «Рэп» (14%), обусловлено это тенденциями скорее не в «аниме», а подростковой среде к более простому музыкальному сопровождению. На втором месте у анимешников «Хип-хоп» (12%), это также танцевальный жанр, сейчас стал очень модным благодаря танцевальным направлениям, таким как «GO-GO», часто его можно услышать, как аккомпанемент к занятию фитнесом, и другим физическим упражнениям, кроме того, у анимешников так же популярно «J-hip hop» направление. На третьем месте располагаются такие жанры, как «Рок» (11%) и «Классическая музыка» (11%), что довольно показательно, так как в этих жанрах акцент делается на богатом и сложном звучании музыки, а также музыка данного жанра часто используется для так называемых «опенингов» и «эндингов» аниме сериалов. Кроме того, на волне популярности определённого сериала может возрасти популярность определённого музыкального коллектива. Также музыку этих жанров слушают обычно либо в уединении, либо на концертах в живом исполнении.

Также стоит отметить, «электронная музыка» (10%) лишь на четвёртом месте, что весьма любопытно и необычно хотя бы потому, что электронная музыка активно используется на танцевальных вечеринках и в клубах. Это можно связать с некоторой отделённостью представителей субкультуры от другой молодёжи, однако, скорее всего, респонденты в силу возраста просто не могут посещать подобные вечеринки, и, следовательно, пока не интересуются подобным жанром.

Самый непопулярный жанр, ожидаемо, стал тот, который анимешники вписывали сами, если какого-либо жанра не было в опроснике. Туда входят такие жанры, как «Шансон», «Инди», «Beat», «Drum’n’Bass» и другие менее популярные жанры (4% в сумме).

Следующим этапом нашего исследования было проведение корреляционного анализа уровня самооценки и музыкальных предпочтений анимешников. Уровень самооценки положительно коррелирует с музыкальными предпочтениями, существует прямо пропорциональная связь. Так, чем выше уровень самооценки анимешника, тем выше он оценивает свои музыкальные предпочтения, и тем больше он связывает себя с музыкой.

Обнаружены статистически достоверные гендерные различия по таким переменным, как «оценка»: девочки считают себя более привлекательными, в большей степени удовлетворены своей личностью, поведением и уровнем собственных достижений; «музыкальная деятельность (популярная музыка)»: девочки чаще мальчиков слушают популярную музыку; «музыкальная деятельность (общая)»: девочки чаще мальчиков слушают музыку, вне зависимости от любимого жанра; «музыкальные интересы»: у девочек более развиты музыкальные интересы, они знают больше групп и жанров;  «музыкальная социализация»: девочки чаще общаются на музыкальные темы, и объединяются в группы по музыкальным интересам.

Уровень самооценки отрицательно коррелирует с возрастом, что позволяет нам сделать вывод о том, что чем старше анимешник, тем ниже уровень его самооценки. Вероятно, это связано с тем, что с возрастом анимешник встречает больше трудностей на своём пути, больше узнаёт социальную жизнь, сверстников и старшее поколение, и оценивает свои знания, умения и навыки ниже, чем оценивает их молодое поколение анимешников.

Уровень самооценки с большей вероятностью высок у тех анимешников, кому нравится хип-хоп и рэп, и, особенно у тех, кто часто слушает рэп, скорее, из-за содержания текстов песен данных жанров, так как они подчёркивают важность и певца, и того, кто слушает их песни. Интересно и необычно видеть положительную корреляцию «других» (не вошедших в популярные) жанров и самооценки. Видимо, слушая то, что не слушает большинство сверстников, анимешник чувствует себя исключительным, не таким как все, от этого и растёт уровень его самооценки. Уровень самооценки положительно коррелирует и с музыкальными интересами, и с музыкальной деятельностью, следовательно, чем более развит у анимешников музыкальный вкус, и чем чаще они слушают музыку, тем больше вероятность того, что у них высокий уровень самооценки.

Также обнаружена статистически достоверная взаимосвязь между возрастом, музыкальными интересами (рэп, хип-хоп), музыкальной деятельностью (рэп, хип-хоп) и таким компонентом самооценки, как фактор силы: с возрастом анимешникам меньше нравится хип-хоп, они слушают его реже, так же как и рэп. Также мы установили, что чем старше анимешник, тем ниже он оценивает свой фактор силы, свои волевые качества, анимешник в большей степени зависит от внешних обстоятельств и оценок.

Уровень притязаний положительно коррелирует с музыкальными интересами (популярная музыка) и музыкальной деятельностью (рэп), и отрицательно коррелирует с музыкальной деятельностью (блюз, джаз) и  музыкальными интересами (блюз, джаз): те анимешники, которым нравится популярная музыка, и кто часто слушает рэп, склонны ставить себе высокие приоритеты, и сложно достижимые цели. А вот те, кому нравится джаз и блюз, и те, кто его много слушают, ничего от жизни не ждут, и скорее всего, не строят планов на будущее, более вероятно, что такие анимешники считают себя бесперспективными.

В заключение хотелось бы сказать, что такие данные получились скорее потому, что респонденты ещё слишком мало времени являются представителями субкультуры «аниме», и многие типичные черты субкультуры у них ещё не проявились, но тем интереснее было изучить данные респондентов, так как в будущем можно будет проследить их генез и выявить уникальные особенности субкультуры.

 

Список литературы:

  1. Давыдов В.В. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., // Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР.- М.:Педагогика,1983. - с. 597
  2. Денисова А. Семантика субкультуры «аниме» [Электронный ресурс] / А. Денисова // Аналитика культурологии. — 2009. — № 2 (14). — Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/394-article_22-6. html.
  3. Джемс У. Психология / У. Джемс // Под ред. Л.А. Петровской - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
  4. Иванов Б. Виды и жанры аниме [Электронный ресурс] / Б. Иванов // Аниме и манга в России. — Режим доступа: http://animemanga.ru/ Articles/genres.shtml. (дата обращения: 10.05.2017)
  5. Кадралиев Д.Е. Музыкальные предпочтения студентов на примере города Астрахани / Д.Е. Кадралиев // Астраханский Государственный Университет, Астрахань 2011. - 44 с.
  6. Липкина А.И. Самооценка подростка / А.И. Липкина – М.: Знание, 2006. –  406 с.
  7. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Общие основы психологии / Р.С. Немов – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. -573 с.
  8. Рожков М. И. Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, А. М. Ходырев // Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3 (40). — С. 110–112. Научный диалог. 2014 Выпуск № 11 (35): ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ.
  9. Хамель П.М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку / П.М. Хамель – М.: Классика-XXI, 2007. – 248 с.
  10. Эррера Л. М. Психологические аспекты изучения особенностей молодежных субкультур / Л. А. Эррера // Среднерусский вестник общественных наук. — 2011. — № 3. – С. 64–67.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.