Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
О ЗНАЧЕНИИ РАСКРАСКИ КАК ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНОЙ КНИГЕ И ЦВЕТА В ПСИХОЛОГИИ И ОБЩЕМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
В традиционном общепринятом восприятии понятие «раскраски» – детские развлекательно-творческие книги. Несмотря на их многообразие, доступность и массовое использование людьми, в научной литературе практически не встречается информация о значимости раскрасок и раскрашивания для человека. Мы рассмотрим этот вопрос более детально, поскольку в изученных публикациях современных педагогов, Григорьевой Г.Г., Брусяниной Б., Белкиной В. [3, с. 112; 2; 1], детских психологов, Мухиной В.С., Громовой Д., Паньковой Л. [9, с. 83; 5; 10] однозначно утверждается, что сам процесс изобразительного творчества и раскрашивания способствует всестороннему развитию детей с раннего дошкольного возраста. Необходимо отметить также факт использования раскрасок типа «мандала» в общеоздоровительном направлении как антистрессового средства [8].
Историческое начало раскрасок сложилось в США в 1880 г. Первая раскраска называлась «The Little Folks' Painting Book» и представляла собою комиксы. В 1960-х годах появились раскраски предметов и литературных персонажей. Позднее раскраски приобрели направленное образовательное назначение (например, «Анатомическая книга раскрасок») [11].
В рамках проекта «Рисунок в детской обучающей книге в контексте интеграции с педагогикой и психологией детского чтения» [4, с. 136] нами ведется работа по созданию учебной книги-азбуки и приложения-раскраски, имеющих общие мотивы содержания. В состав раскраски входят контурные черно-белые картинки, композиции с образами животных, для раскрашивания различными художественными средствами (акварельными красками, гуашью, графитовыми или восковыми карандашами, фломастерами). Эскизы Калиева Тимура (рис. 1, А) и Мокан Виктории (рис. 1, Б), студентов 1 курса специальности «графический дизайн», первоначально выполнены черной гелевой пастой, впоследствии обработаны графически в программе OpenCanvas Лупаревым Русланом, студентом 3 курса специальности «графический дизайн».
Содержание рисунков раскраски повторяет тематику художественных образов, представленных в азбуке, – стилизованные, лишенные лишних подробностей, изображения животных со «сказочными» дополнительными элементами (предметами), символизирующими особенности их внешнего строения или образа жизни, в переносном смысле:
Бобр – речной строитель ловкий,
Знает хитрые уловки,
Строит хатки и плотины
Из камней и древесины.
Ёж – потомственный портной,
Иглы носит он с собой
И готов принять заказ.
Ёжик – мастер – шьет на глаз.
А Б
Рисунок 1. Контурные графические изображения бобра (А) и ежа (Б) к приложению-раскраске азбуки.
Раскраска и процесс раскрашивания оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики, и, как следствие, речи и мышления, а также художественного вкуса, воображения ребенка, приучают его к аккуратности, дисциплине [1], позволяют расширить возможности к самовыражению и дают выход эмоциям. Примерно с трех лет ребёнок начинает активно изучать окружающий мир, с удовольствием рисует и раскрашивает предложенные ему контуры цветов, птиц, животных [2]. Детям более старшего дошкольного возраста рекомендуются так называемые «умные» раскраски, которые помогают овладевать первоначальными навыками грамотности [5]. Создаваемая нами раскраска послужит для облегчения запоминания русского алфавита.
Помимо умственного и физического развития, раскрашивание рисунков помогает лучше понять психологические аспекты личности. Выявление цветовых предпочтений ребенка позволяет раскрыть особенности характера и возможные проблемы. Например, желтый цвет выбирают творческие дети, а оранжевый – легковозбудимые. Красный цвет говорит об открытости, активности и, возможно, об агрессивности в поведении ребенка [7; 10]. Гамма красок, выбираемая ребенком при раскрашивании, отвечает его внутренним потребностям для формирования зрительного восприятия среды, внимания, речи, а также психологического развития.
Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку. При этом с возрастом большее предпочтение дети отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении их «требований» к реалистичности форм изображений [6, с. 58]. Именно с учетом этого явления, наша раскраска не стремится к соответствию реалистичным образам животных, которые присутствуют в азбуке, тем самым делая учебный комплекс (книгу и приложение) эффективным для использования детьми более широкого возрастного диапазона.
При создании раскраски в качестве приложения к учебной книге мы придерживаемся определенных принятых принципов:
- общности стиля при создании эскизов контурных рисунков;
- соблюдения требований типографики детских книг;
- экономичности и эстетичности дизайна в целом.
Таким образом, создание раскраски подчиняется специальным правилам, а процесс раскрашивания является не просто интересным, но и способствующим всестороннему развитию, способом познания окружающего мира ребенком.
Список литературы:
- Белкина В. Какими цветами рисует ваш ребенок? – URL: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/56795/ (дата обращения 10.03.2017 г.)
- Брусянина О. Раскраски и развитие ребенка, 2014. – URL: http://vytvoryandia.ru/raskraski-i-razvitie-rebenka/(дата обращения 04.03.2017 г.).
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 267 с.
- Гришаева О.В. Образовательное проектирование как метод обучения в высшем учебном заведении// Материалы международной научно-практической конференции «VIII Торайгыровские чтения», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2016. – Т. 1. – С. 135-139.
- Громова Д. Раскраски приносят радость. – URL: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/raskraski-prinosyat-nam-polzu-i-radost/Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация// Детская литература. – 1972. – № 3. – С. 56-63.
- Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация// Детская литература. – 1972. – № 3. – С. 56-63.
- Езикеева В. А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973. – 115 с.
- Копытин А.И. «Мандала». Практика использования в психологическом консультировании и арт-терапии. – URL: http://www.imaton.ru/dist/distancionnoe /mandala_praktika_ispolzovaniya_v_psihologicheskom_konsultirovanii_i_art-terapii/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=dist&utm_content=mandala (дата обращения 04.03.2017 г.).
- Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 340 с.
- Панькова Л. Зачем нужны раскраски для детей? Мнение психолога. – URL: http://l-pankova.ru/zachem-nuzhny-raskraski-dlya-detej-mnenie-psixologa/ (дата обращения 04.03.2017 г.).
- Jacobs P. Coloring books. – URL: http://www.loti.com/then_now/ Coloring_Books.htm (дата обращения 17.05.2017 г.).
дипломов
Оставить комментарий