Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ УТОПИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Анализ «Утопии» показывает, что как ни высоки бы были помыслы и мечты Томаса Мора о справедливом и счастливом обществе, то были мечты человека, жившего в 16 веке и несвободного от предрассудков своего времени. Но полемика между учеными различных направлений по-прежнему не угасает.
Если давать определение «Утопии», скорее всего, в наше время, данное слово будет являться метафорой, которая не имеет однозначного и точного значения, но не выходит за рамки границ. Чтобы дать точное понятие данного термина, каждому читателю необходимо изучить достаточно большое количество произведений и политических взглядов, чтобы действительно разобраться ,что именно понимается под утопией.
Утопический социализм рождением многих своих идей обязан в том числе и Томасу Мору. В 1516 году им была написана «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия» [1, С. 5-28с]
В своем произведении Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы .[2] Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Т. Мора не утратили своего исторического значения. Его проект утопического (идеального) государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран .[5, С. 688]
«Нигдея» (от греческого «ou» и «topos» - «место, которого нет»), придуманная Т. Мором представляет сбой симбиоз идеального государственного строя и идеального гражданского общества. Задуманная как продолжение «Государства» Платона, «Утопия» представляет собой гуманистический образ совершенного общежития, где царит веротерпимость, равенство, высокий уровень развития нравственных начал.[9. С. 944 ]
Это идеальная страна, своеобразная федерация из 54 городов. Это попытка спроектировать государство с такой социально-экономической структурой, которая способна обеспечить человеку достойный образ жизни, и Т. Мор пытается изобразить конкретную картину идеального общества. На гербе острова Утопии, как и на гербе первого социалистического государства, - символы плодотворного труда: серп, молот и колосья. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки, поэтому уровень преступности достаточно низкий, вследствие чего граждане не нуждаются в обширной и сложной законодательной базе.[3, С. 688]
Рассматривая более подробно предпосылки возникновения утопического государства, следует провести аналогию с современным обществом. Примером может служить отсутствие частной собственности как предпосылки к возникновению утопического государства.
Т. Мор предполагает, что наличие частной собственности не допускает возможности для возникновения утопии. Он обращается устами своего героя, озвучивая воззрения Платона об идеальном государстве: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство».[7, С. 257-263]
Равенство предполагается во всех сферах, в том числе в социальной и политической. «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы … оттого, что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего … хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».[8, С. 495] «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».[4]
Таким, образом, Т. Мором были провозглашены такие принципы построения государства как коллективная собственность, всеобщая обязательность труда, аскетический образ жизни, централизованное распределение произведенной продукции. Близкий к утопическим проектам Томаса Мора образ идеального города-государства будущего создает автор «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.[10, С. 606]
Но в реальной жизни государство без частной собственности не имеет место быть. Возникновение частной собственности, в первую очередь, неизбежно из-за самого человека, который по своей природе корыстен и всегда преследует собственные интересы.
В этой связи будет уместным согласиться с высказыванием одного из главных представителей философии Нового времени Бенедиктом Спинозой: «Каждый человек стремится к своей выгоде (пользе). Но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей» .[11, С. 202]
Обществу неравенства и угнетения Т. Мор противопоставил свою мечту о справедливом общественном строе, где уничтожена частная собственность, а с нею и корень всякой социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Под влиянием этого выдающегося памятника социально-политической мысли развилось целое направление утопического социализма. В этом и есть историческая ценность гуманистической «Утопии». Однако история не знает ни одного успешного примера реализации утопических фантазий Платона, Мора, Кампанеллы об идеальном государстве.
Платоновские диалоги об идеальном государстве, лежащие не в области воображения, а «в области рассуждений», довольно далеки от того, что мы сегодня привыкли считать утопией. Их задача — не описать, а понять, логически реконструировать образец, который «может быть, есть на небе», «разобрать» его законы. В этом смысле Атлантида, лишь бегло упомянутая в диалоге «Тимей» и толком так и не описанная в диалоге «Критий» (описание прерывается, едва начавшись, — как отмечают комментаторы, «на самом интересном месте»), — всего лишь объяснительная модель, схематичная иллюстрация, необходимая в рамках строгой мыслительной процедуры.[6, С. 622]
Список литературы:
- Волгин В. П. Историческое значение «Утопии». / Вступ. статья в кн.: Т. Мор. Утопия. М., 1953- 5-28с.
- Волгин В. П. Наследие утопического социализма. // История социалистических учений. Сборник статей. М.: 1962.
- Казарян С. О. Античное моделирование и Платон. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2003. 272 с, 2000- 688 с.
- Каган Ю. М. //Т. Мор. Утопия / Пер. Каган Ю.М/. М.: Наука, 1978.
- Лейста О. Э., История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. Лейста О. Э., Зерцало М. 2000-668с.
- Лосев А. Ф. в изд.: Платон, 1994-622с.
- Малеин А. И. Издания и переводы "Утопии" // Томас Мор. Утопия. 1953. С. 257-263.
- Марченко М. Н., Мачин. И. Ф./ История политических и правовых учений: Учебник. М.: Высшее образование, 2005-495 с.
- Нарсесянца В. С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нарсесянца. М.: Норма, 2004-944 с.
- Полянский Ф. Я. Социальные утопии периода разложения феодализма // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. М.: Мысль,. Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни 1987-606 с.
- Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. М.: МАКС Пресс, 2001- 202 с.
дипломов
Оставить комментарий