Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
КОММУНИСТЫ «ОТКРЫВАЮТ» КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР В 1920-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА)
Маленький мир провинциального города после революции 1917 года – оказывается включённым в великие процессы мирового масштаба: страны вырабатывают свою стратегию отношения к новому социалистическому государству, а советская власть претворяет в жизнь модели переустройства общества в русле новой идеологии. Революция, Гражданская война, НЭП, голод в Поволжье – события сотрясали провинцию. Но провинция, снизу, со стороны «маленького человека», выработала свою собственную модель взаимоотношений с «большой историей». Данные процессы иллюстрирует такой срез провинциальной жизни, который касался установления контактов советского человека с «заграницей».
На политической карте мира возникло новое государство, РСФСР, с совершенно иным социальным строем – правительства ряда стран Запада встретили недружелюбно, даже враждебно. В США проявлялись различные тенденции в отношении Советского Союза, известная часть буржуазии, прогрессивная интеллигенция и широкие массы трудящихся стремилась к экономическому и политическому сотрудничеству, а империалистические круги и их приспешники с ненавистью встретили социалистическую революцию [8, с. 3-5]. Вашингтон официально выразил это актом непризнания Страны Советов. Период непризнания длился вплоть до 1933 года [6, с. 5-10]. Данное решение было продиктовано коренным противоречием между капитализмом и социализмом.
Позиция официальных кругов США сводилась к тому, что советская власть не имеет представления о честном бизнесе, проводит безответственную революционную политику, отказывается выплачивать долги прежних правительств и компенсировать американским гражданам и компаниям ущерб от экскпроприации их собственности. В свою очередь, советское правительство напоминало США о серьезном ущербе, нанесенном России их участием в иностранной интервенции во время Гражданской войны, и предлагало возобновить торговлю и воспользоваться получением концессий. После окончания нэпа (1928 г.) в СССР, по отечественным данным, действовало 114 концессий ( 61 национального значения и 53 республиканского значения) [10, с. 210-213], но в этот список вошли и соглашения с американскими, германскими, британскими и другими компаниями или гражданами о техническом содействии.
Необходимо отметить, что в 1918-1923 гг. экономические связи не упали до нулевой отметки: существовало ряд концессий и контрактов, а также шла непрерывная борьба сторонников и противников признания. С 1923 г. экономические отношения активизировались. Позиция официальных кругов не мешала отдельным предпринимателям иметь деловые контакты с Россией, многие американские фирмы шли на риск и устанавливали выгодные для себя торговые связи – интересы бизнеса победили. Несмотря на ненависть к капитализму, советское правительство неоднократно подтверждало заинтересованность в деловом сотрудничестве с Соединенными Штатами. Об отношениях с капиталистами В. И. Ленин разъяснял: «Мы готовы даже заплатить им золотом за полезные для транспорта и производства машины, орудия и проч. И не только золотом но и сырьем» [2, с. 152].
В конце 1920-х гг. США были главной страной, где СССР закупал промышленное сырье, оборудование и технологии, рекрутировал специалистов [5, с. 75]. Оформление всех сделок контролировал Амторг – созданная в 1924 г. формально независимая корпорация American Trading Corporation, которой руководили из Москвы. Она являлась торгово - финансовым представителем СССР и выполняла целый ряд функций, в том числе и пропагандистские и разведывательные, а также координировал а США деятельность всех советских организаций и закупочных делегаций. Через нее велись расчеты с американскими фирмами, и с нею они должны были согласовывать все свои действия.
В Самарском государственном архиве социально – политической истории были найдены рекламные проспекты сельскохозяйственной техники . В 1920-е гг. в целях экономии бумаги писали на уже отработанной бумаге. Амторг в Нью-Йорке дала список лиц и учреждений города Самары, заинтересованных в корчевальных машинах, по которому американские фирмы разослали бюллетени с кратким описанием техники, строящейся их заводом. В данных рекламных проспектах описываются все преимущества изделий, а в заключении предлагают, в случае заинтересованности, выслать подробный иллюстрированный каталог на английском языке с прейскурантом, запросив непосредственно их фирму или Амторг.
Изучение того, как западные промышленники и строительные компании помогли выполнить сталинскую программу индустриализации, раскрывает один из ключевых механизмов построения материально-технической базы социализма [10, с. 210-215]. Советские предприятия во время форсированной индустриализации стали основными ячейками в жизни страны [1, 17-34]. В середине 1920-х гг. советские заказчики отдавали предпочтение продукции и технологиям американских фирм.
Россия использовала западные технологии, капиталы и техническую помощь при решении задач «догоняющей модернизации». Механическое прядение и ткачество, пароход, железная дорога, телеграф с азбукой Морзе, телефон электростанция, сборочный конвейер, автомобиль и трактор поступили с Запада. Аналогичные или близкие отечественные изобретения по ряду причин не находили широкого применения или оставались в единственном экземпляре, как, например, паровоз Черепановых или первый русский автомобиль 1896 г. [10, с. 172].
Зарубежные командировки и производственная практика считались в СССР самым эффективным способом обучения, так как на иностранных заводах можно было научиться гораздо большему, чем у командированных в СССР специалистов. Сотни человек ежегодно направлялись за рубеж. Советские рабочие получали беспрепятственный доступ к разнообразным техническим данным, могли делать зарисовки и бесплатно снимать копии. И всё – без бюрократической волокиты. Это было непривычно для советских людей, у которых на родине проверяли документы на каждом шагу. Как объяснил им один американский инженер, чтобы узнать наши секреты, надо купить патент, а осматривать, записывать, фотографировать можно свободно, для фирмы это лучшая реклама [9, с. 326-342].
Немаловажный аспект международных контактов Советского Союза – это образ советского человека глазами иностранцев. В ежедневной газете «Рабочая Самара» от 2 сентября 1930 г. вышла статья с названием «За порядок, дисциплину, чистоту (Самара – глазами немецкого рабочего)» [4, с. 12]. В ней описывается рабочий день советского человека глазами германских товарищей по труду, где отмечены положительные и отрицательные стороны советского рабочего: советский рабочий, несмотря на ни на, что старается не опоздать на работу «...локтями и плечами прокладывали себе путь в вагон», также немецкие рабочие отметили невнимательное отношение к чистоте на производстве - «уже на пороге инструментального в носы нам ударил едкий запах от близ расположенной уборной.», иностранцы были удивлены небрежным отношением к довольно-таки дорогостоящей в Самаре повседневной обуви, когда можно встать к станку в «деревянных колодках, как носят в Германии». «Русские товарищи очень приветливы и всегда готовы помочь.... нас приятно поражает рвение к учебе и чувство долга со стороны наших молодых товарищей. Нам приятно отметить, как усердно они принялись за учение немецкого языка», но в конце дня, во время наплыва пассажиров в общественном транспорте «мои товарищи, которые на производстве всегда готовы помочь другому, становятся совершенно неузнаваемыми при штурме трамвая» [4, с. 12].
Уникальное дело, хранящиеся в архиве, посвящено поездке пятидесяти работников, 40 из которых специализировались по тракторному делу, как по производству, так и по эксплуатации тракторов, и 10 человек, так или иначе связанных с тракторным делом, в командировку в США для ознакомления с производством тракторов и запчастей к ним [7, Л. 4]. Все эти командируемые были собраны в одну большую группу со всех уголков России, двое из которых были из Самары. Разделенные на две группы они отправились через пограничный город Се́беж (Псковская область), через Прибалтику, Германию, Бельгию, Францию. Из Гавр (Французский порт) на пароходе по Атлантическому океану мимо Англии двинулись в сторону Северных Соединенных Штатов Америки в город Нью-Йорк. Весь путь их следования был предметом внимания правительств тех стран, через которые они проезжали, а также и в самой Америки. Самое увлекательное в этой поездке – это рижское происшествие. Латвийский консул разрешил остановиться группам всего на 24 часа, но несмотря на это американский консул продержал первую группу 2 месяца, а вторую – 9 месяцев. Консул объяснял это тем, что Вашингтон не дает разрешение на въезд в США, но на самом деле такая длительная задержка нужна была для того, чтобы произвести проезжающим испытание в виде карантина. После этого испытания консул дал присягу по всем правилам, с лютеранской примесью - с поднятием руки во имя верности в Бога и просил дать клятву, что при въезде в страну не будет вестись агитация против существующего строя, не будет извращаться нравственность и будут отсутствовать соблазны на предложение женщинам временного сожительства. Сразу же по прибытии в Америку командированные поступили на завод “Форд”, в источнике очень подробно описываются впечатления от гигантского завода, который в день выпускает примерно 2000 тракторов. Ознакомление с производством осуществлялось в течении 68 рабочих дней. Помимо самого рабочего процесса, командируемые познакомились с культурной жизнью американского трудящегося [7, Л. 4].
Кандидаты на поездку в США отбирались очень тщательно. Под грифом секретно заведующий Орготдела ГК ВКП (б) сообщается о выборе кандидатур для поездки.
По архивным данным можно проследить степень и хронологические рамки взаимодействия СССР и США. В 1920-е гг. в капиталистическую страну на обучение советские граждане отправлялись часто. Такие командировки имеют место быть в 1925, 1926, 1927 гг. Далее роль США в технической помощи идет на спад. На смену американским инженерам, приходят европейские. Налаживается сотрудничество в сфере производственных связей с Германией и Швейцарией.
Таким образом, следует отметить, что в 1920-е гг. через производственные контакты в мир провинциального советского города приходит «зарубежный мир», наполняя повседневность советского рабочего связями с капиталистическим миром. Революция породила ментальную оппозицию, раскрывая присущие разным обществам модели мира, не свойственную предшествующей дореволюционной эпохе: советский мир – капиталистический мир.
Список литературы:
- Дэвис Д. Э., Трани Ю. П. Первая холодная война. Наследие Вудро Вильсона в советско – американских отношениях. Пер. с англ. Е. В. Нетесовой. М., 2002.
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 40.
- Людтке А. История повседневности в Германии : Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Германский исторический институт в Москве, 2010.
- Макс. За порядок, дисциплину, чистоту // Рабочая Самара. Самара, 1930. № 18 (173).
- Осокина Е.А. Золото для индустриализации: «ТОРГСИН». М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009.
- Россия и США. Экономические отношения 1917 -1933. Сборник документов. Под редакцией Г.Н. Севастьянова и Е.А. Тюрина. М., 1997.
- Самарский областной государственный архив социально – политической истории (СОГАСПИ). Ф. 1. ОП. 5. Д. 58.
- Цветков Г. Н. Шестнадцать лет непризнания. Политика США в отношении Советского государства в 1917-1933 гг. Киев, 1971.
- Шишкин Е. А. Советское государство и страны Запада в 1927 – 1923 гг. Очерки истории становления экономических отношений. Л., 1969.
- Шпотов Б. М. Использование опыта США в реконструкции советской нефтяной промышленности в 1920–1930-е гг. // Российский журнал менеджмента. 2006. № 1.
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий