Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 мая 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Полюхина К.А. КОЖЕВЕННОЕ РЕМЕСЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ В ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ НАХОДОК ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК В НОВГОРОДЕ) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(20).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОЖЕВЕННОЕ РЕМЕСЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ В ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ НАХОДОК ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК В НОВГОРОДЕ)

Полюхина Ксения Александровна

студент 2 курса гр. М-ДПИ-15, кафедра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»,

РФ, г. Симферополь

Григорьева Марина Борисовна

научный руководитель,

канд. искусствоведения, кафедра декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»,

РФ, г. Симферополь

Постановка проблемы. За последние десятилетия технический прогресс шагнул далеко вперед, современное декоративное искусство утратило масштабность рукотворности. В связи с этим на сегодняшний день большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое содержит в себе традиционность культуры народов. Среди новых комбинаций материалов при создании декоративных предметов и одежды одним из наиболее укоренившимся сырьем является кожа. Это самый древний материал, которым пользуются во многих отраслях по сей день. Применение кожи при пошиве и декоре одежде использовали многие народы. О том как использовали кожу в средневековой России знают не многие. На основе исследованного материала рассмотрено кожевенное ремесло при создании декоративных предметов, на примере изделий найденных на археологических раскопках в Новгороде, датируемых X-XV веками. Применение кожи в изделиях, значение декоративных изображений, аппликаций, выступало важным традиционным элементом в предметах быта и одежды. В связи с этим детальное изучение семантики кожаного декора, его символическое значение в традиционной культуре является актуальным.

Анализ литературы. Как развивалось кожевенное ремесло и его применение в быту в средневековой России знают не многие, данные вопросы были исследованы такими учеными как Курбатов А.В., Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В., Пармон Ф.М., Арциховский А.В., Кузьмина О.В. При это, мало внимания было уделено вопросам отражения традиционных принципов средневековой России в кожевенном ремесле.

Цель статьи. Кожевенное ремесло в средневековье на территории России было сильно развито. Кожа применялась при создании одежды, обуви, сумок, кошельком и других изделий, характеризовавшиеся высокой прочностью и более долгой сохранностью. Многие вещи декорировались аппликациями из кожи или тиснением, при этом каждое декоративное изображение несло в себе глубокое смысловое значение. В связи с этим цель статьи заключается в исследовании декоративных элементов кожевенного ремесла в средневековой России.

Изложение основного материала. Со времен появления и развития человека декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой областью художественного творчества в культуре народов. Информация о национальной одежде, поясных изделиях, бытовых принадлежностях народов прошлых веков узнается, прежде всего из письменных источников. Относительно Древней Руси информации на изучение прошлого не достаточно много, исследователи в поиске информации обращаются к находкам из археологических раскопок, фрескам, иконам, летописям. Так на примере декоративного оформления бытовых предметов, национальной одежды можно проследить древние традиции, сохранившиеся до наших дней [3, с. 2].

Многие исследователи такие как Курбатов А.В., Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В., Пармон Ф.М. в своих трудах рассматривают историю, культуру, средневековый быт, дают подробные описания предметам из археологических раскопок в Новгороде, но только искусствоведы, занимающиеся изучением культуры, прикладного искусства и орнаментики, могут детально описать семантическое значение каждого изображения на изделии.

На основе археологических раскопок в Новгороде, проводимых в период с 1932 по 2002 года, было найдено более 150 тысяч многообразных изделий, выполненных из всех материалов, которые были известны народу в Древней Руси: различные металлы, кости, глина, стекло, кожа и др. Большой интерес вызывает кожевенное ремесло, которое на период с X-XV века было сильно развито. В часть новгородской коллекции входят такие изделия из кожи, как обувь, ножны, кошельки, футляры, ремни и пояса, различные декоративные аппликации, которые служили нашивками на одежду [4, с. 16].

В Новгороде в XIII-XIV века широко распространены кожаные сумки, кошельки, футляры, предназначенные для хранения мелких предметов, которые подвешивались на пояса. Такие изделия по своему богато декорировались, с помощью кожаных аппликаций или тиснением. Кожаные аппликации вырезались из предварительно выделанной кожи с помощью ножа по заранее подготовленным трафаретам, а тисненый узор имел два способа нанесения. Первый способ заключался в том, что при помощи раскаленного шила наносился узор. А во втором способе мастер кожевенного ремесла брал изначально размоченную заготовку кожи, укладывал на деревянную форму с вырезанным узором и выдавливал орнамент костяным лощилом, после тиснения декорированную кожу вместе с деревянной формой сушили, а как подсыхала, готовый декор выкраивали относительно будущего изделия [1, с. 147].

В декоративных кожаных аппликациях и тиснениях прослеживаются как традиции местного народа, так и имеются орнаменты выполненные в восточных мотивах.

На поясных сумках клапаны украшались вышивками, кожаными аппликациями и металлическими накладами. В основу узоров входили в растительные мотивы, криновидные композиции, мифические птицы и звери. Мастера таким образом выполняли узоры не только в качестве декоративного элемента, но и зашифровывали заклинания. На основе выполнения декора символами плодородия земли, по замыслу ремесленника по коже, такие орнаменты способствовали росту богатства хозяина сумки (Приложения, ил.1).

Из найденных кожаных предметов, сохранилась аппликация на сумку, которую изготовил новгородский мастер-мошенник (от слова «мошна» - сумка) в XIV веке, изображение представлено в виде фантастического зверя – дракона с головой быка. Это был один из образов языческого бога богатства Велеса (Приложения, ил.2)

А изображение коня в славянской мифологии было связано с богом солнца. У славян существовало поверье, что в дневное время по небу кони или лебеди везут солнце, а в ночное время суток солнце тянут за собой водоплавающие птицы по подземному океану, такой миф отразился в изготовлениях амулетов в виде полу коней и полу птиц.

Также существовали обереги в образе рыси, которая была готова к прыжку, такой образ являлся охраной для женщин, так как этот зверь один из сильнейших и ловких хищников в русских лесах.

Из рассмотренных изделий можно сделать уточнение, что такие богато украшенные сумки, кошельки, колчаны, ножны и др., которые декорированы изображениями и орнаментами из кожаных аппликаций и тиснений могли себе позволить только состоятельные горожане, такие как бояре [2].

Вывод. На примере новгородских находок с декоративными кожаными аппликациями и тиснениями, представлена и описаны смысловые значения декоративных изображений, в которых прослеживается традиционность, духовная культура средневекового народа России.

Каждое выполненное декоративное украшение из кожи обязательно несет в себе смысловое значение или заклинание. Вера в семантику декоративных орнаментов  существует с далеких времен и прослеживается до сегодняшнего дня. Благодаря археологическим раскопкам сохраняется традиционность и культура народов.

Приложения

Иллюстрация 1. Кошелёк. Кожа с аппликацией.  Размер 9 х 12 см. XIV в.              

 

Иллюстрация 2. Кожаная аппликация в виде фантастического зверя (реконструкция находки из Славенского конца Новгорода, середина XIV века).

 

Список литературы:

  1. Колчин Б.А. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология / Б.А. Колчин, В.Л. Янин, С.В. Ямщиков. – М.: Искусство, 1985. – 168 с.
  2. Кузьмина О. В. Языческие элементы в городском костюме Великого Новгорода XIV – XV веков. // Реконструкция исторического костюма. Сборник материалов Fashion-блока XV Международного фестиваля «Зиланткон» – Казань, 2006. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://refdb.ru/ (дата обращения: 03.05.2017).
  3. Курбатов А.В. Кожевенное ремесло в средневековой России: автореф. дис. …док. ист. наук: 07.00.06 / Курбатов Александр Валентинович – СПб., 2012. – 53 с.
  4. Рыбина Е.А. Мир вещей средневекового Новгорода (по археологическим находкам) // История. Исторические науки – 2006. – №38. – С.14-19.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.