Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 мая 2017 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЕВРАЗИЙСТВО ИЛИ «МЫ И ДРУГИЕ» НИКОЛАЯ ТРУБЕЦКОГО
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашей стране признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. [1]
В сответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, для предотвращения угроз национальной безопасности государство сосредотачивает усилия, в том числе на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости. [2]
На сегодняшний момент стало очевидным что укрепление внутреннего единства общества невозможно без существования общей национальной идеи. И тому подтверждение, что в последнее время общество активизировалось в этом направлении: проводятся научные семинары, круглые столы, идут дискусси, цель которых- формирование единого понимания концепций и методов создания новой идеологии современной России. Либеральная часть общества ратует за европейские ценности, другие говорят, что Россия не Европа но и не Азия, и у нее свой «особенный» путь. И в этой связи как никогда актуальной оказалась доктрина, возникшая среди русской эмигрантской интеллигенции 20-х гг. начала двадцатого века и нашедшая своих сторонников сегодня – Евразийство.
Так чем же до сих пор актуальны идеи евразийцев, и что эти идеи могут дать современной России? Для этого необходимо разобраться в том, кем сами евразийцы ощущали и считали себя?
На это вопрос можно найти ответ в работе одного из основоположников евразийства, лингвиста и философа, князя Николя Сергеевича Трубецкого «МЫ И ДРУГИЕ».
В своей работе автор указывает, что со времен Петра Великого в сознании русского интеллигента живут две идеи:
- «Россия как великая европейская держава»
- «Европейская цевилизация»
Для первых, дороже Россия как великая европейская держава, причем любой ценой, даже ценой полного порабощения народа и общества, полного отказа от просветительских и гуманистических традиций европейской цивилизации (представители правительственной реакции).
Для вторых, дороже «прогрессивные» идеи европейской цивилизации, даже ценой отказа от государственной мощи, от русской великодержавности (представители радикально – прогрессивного общества).
При этом автор констатирует, что обе эти идеи - идея русской великодержавности и идея осуществления на русской почве идеалов европейской цивилизации, - были в корне искусственны, явились порождением реформ Петра Великого, которые вводились насильственно и остались органически чуждыми русскому народу.
Россия и Запад –разные цивилизации с разными системами ценностей. Применительно к настоящему времени, это стало тем более очевидно.
Евразийцы не веря в ценность европейской культуры и не признавая общеобязательности «законов мирового прогресса», предлагали искать для политических воросов новую культурно-историческую базу.
Для евразийцев важным являлось именно изменение культуры. Изменение политического строя или политических идей без изменения культуры увразийцы отвергали.
Евразийцы утверждали, что культура любого народа, живущего государственным строем, должна заключать в себе политические идеи или учения. И их призыв к созданию новой культуры и есть призыв к выработке новых политических идеологий. «Еврозийцы» заявляют, что русская национальная культура немыслима без православия, при этом они говорят о том, что пресловутый лозунг «самодержавие, православие и народность» никакого отношения к евразийству не имеет.
Провозглашая своим лозунгом национальную русскую культуру, евразийство идейно отталкивается от всего послепетровского периода русской истории, считая главной ценностью русской истории глубокое всенародное православно-религиозное чувство, которое «силой своего горения переплавило татарское иго во власть православного русского царя и превратило улус Батыя в православное Московское государство». [3 с. 188]
Трубецкой указывает, что еврозийство требует подлинного православия, оправославления быта, подлинной национальной культуры на основе «бытового исповедничества», признавая своим идеалом только такую монархию, которая бы явилась органическим следствием национальной культуры.
Еврозийство проявляет отрицательное отношение к императорской России и подчеркивает ценность подлинно народной самобытности, что позволило критикам евразийства отождествлять его с революционным народничеством.
Поэтому в своей работе, автор указывает на отличие еврозийства от революционного народничества:
-русское революционное народичество – является разновидностью социализма.
-Социализм – порождение романо-германской культуры, духовно совершенно чуждое евразийству.
- народники, как социалисты, являются в большинстве своем атеисты.
Делая вывод из этого сравнения, Трубецкой указывает, что евразийство подходит к национальной русской культуре с желанием освободить ее от романо-германского влияния и вывести ее на путь подлинно самостоятельного национального развития.
Евразийство, как утверждает Трубецкой, исповедует православие как единственно подлинную форму христианства, которое и могло сыграть в истории России роль творческого стимула. «Вынуть из русского национального сознания христианство или заменить в нем подлинное христианство (православие) упадочно-рационалистической подделкой, значит обесплодить русскую культуру и направить ее по пути разложения» [3 с. 193]
По мнению еврозийцев, христианство может войти в разные культуры и стимулировать их развитие в определенном направлении, не упраздняя их самобытности и своеобразия.
Критикуя в свой работе большевизм Трубецкой указывает на то, что марксисткое представление о том, что культура создается определенным классом не верно. По мнению евразийцев культура – плод деятельности определенных этнических единиц, нации или группы наций.
Предрекая гибель большевизма автор пишет: «Природа не допускает чистого разрушения. Она властно требует творчества, и все, неспособное к положительному творчеству, рано или поздно обречено на гибель.» [3 с. 199] Бльшевизму присущще разрушение и не дана мудрость в творчестве, следовательно он должен погибнуть, пророчески говорит Трубецкой.
Евразийство призывает все народы мира освободиться от влияния романо-германской культуры, путем укрепления самостоятельного экономического развития и основ национальной культуры.
В конце статьи автор делает вывод: «Истинное положительное творчество возможно только при утверждении начала национального и при ощущении религиозной связи человека и нации с Творцом вселенной.»[3 с. 200]
Таким образом Еврозийство подчеркивает огромное значение духовных предпосылок культуры. Православие как путь творчества – вот одна из идей евразийства.
Еврозийство о котором пишет Трубецкой, можно назвать «классическим еврозийством». Оно зарождалось в начале двадцатого века и в качестве геополитической стратегии евразийцы указывали на сохранение контроля над всеми частями Российской империи, их идеи имели ярко выраженную имперскую и религиозную основу. При этом, во взглядах Трубецкого имеются некоторые противоречия. На мой взгляд, на территории как Российской империи, так и современной России православие не могло и не может быть единственной религией. Ведь Россия, во все времена представляла и представляет собой сложную мозаику разных народностей, культур и религий. Как согласовать между собой православие и другие мировые религии – ответ на этот вопрос, к сожалению, Трубецкой не дает.
Однако, нельзя отрицать того факта, что религия, как таковая, не предрассудок. Это активная жизненная позиция, которая формирует основы человеческой культуры. И призыв Трубецкого к созиданию подлинно национальных культур, преемственно связанных с историческим прошлым, актуален как никогда.
В настоящее время, Евразия это не только Россия, но и страны постсоветского пространства. От соглашения о создании Содружества Независимых Государств в 1994г., Договора об учреждении Евразийского Экономического сообщества в 2001г, Создании Таможенного Союза в 2010 г., мы пришли к Договору о Евразийском экономическом Союзе, вступившим в силу 1 января 2015г. Двадцать певый век изменил мир, мы переживаем эпоху глобализма, происходит смещение традиций и нравов.
Перед Россией стоит вопрос какую модель идеологии избрать?
На мой взгляд она должна гарантировать существование России, как в рамках общего, так и в рамках единого евразийского пространства, сохранить национальную и культурную самоидентичность, способствовать укреплению суверенитета. И этому может помочь «созидание национальной культуры и связь с положительными духовными основами, заложенными в русском прошлом.» [3 с. 200]
Насущная необходимость в национальной идее делают евразийство крайне важным стратегическим, философским и социально-политическим инструментом, необходимым элементом внутренней и внешней политики нашего государства.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации, раздел Первый, Глава 1. Основы коституционного строя, ст.13. [электронный ресурс]- режим доступа – URL:/www.constitution.ru (дата обращения 10.04.2017)
- Путин В.В. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [электронный ресурс]- режим доступа – URL:/www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения 10.04.2017)
- Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока/-М.:Алгоритм:Эксмо, 2012.-336с.-(Подлинная история Руси).
дипломов
Оставить комментарий