Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Севодняева Т.И., Шульгин А.В. Положение женщины в Бухаре 19 века // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(15).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Положение женщины в Бухаре 19 века

Севодняева Таисия Игоревна

студент, кафедра Центральной Азии и Кавказа СПбГУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

Шульгин Алексей Владимирович

студент, кафедра Индийской филологии СПбГУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

Бухара – столица одноименного государства в Средней Азии, существовавшего ранее на территории таких современных государств, как Таджикистан, Узбекистан и части Туркмении. Величественная, интригующая, она на протяжении всей своей истории сохраняла свою удивительную самобытность и привлекала внимание исследователей и путешественников.

В течение Великих Арабских завоеваний, осуществлявшихся на территории Средней Азии в 8 веке, в Бухару был внедрен ислам ханафитского толка. Религия укреплялась и со временем распространила своё влияние на все стороны жизни бухарцев. Бухару прославляли как «светоч»  ислама, велось строительство мечетей, медресе и других сооружений, формировавших особый колорит города,  но что ещё более важно, ислам стал главным регулятором жизни населения. На территории всего Бухарского эмирата действовало мусульманское право. Права и свободы личности, а так же такие институты, как брак, семья, наследование и тому подобное, в основном определялись Кораном.

В исламском фикхе ханафитского толка и в исследовательской литературе опровергается бытующее мнение о полном бесправии мусульманок, согласно источникам женщины имеют право на обучение, владение и распоряжение собственностью, работу, выбор жениха и инициацию развода. Но соблюдалась ли хотя бы часть этих прав в Бухаре 19 века? Какой же была жизнь бухарских женщин?

Девятнадцатый век был ознаменован для Бухары несколькими исследовательскими экспедициями. Путешественники, ученые и дипломаты оставили для потомков многие сведения о Бухаре. Однако информация о женщинах в них встречается редко. Это связано с мусульманской традицией женского затворничества, что наталкивает на вопрос о том, кто именно подвергался затворничеству, и на какие социальные категории делилось женское население Бухары. Можно выделить две большие категории: женщины с высоким и низким  социальным статусом. К первой относились жены эмира и представительницы гарема, а также жены знатных мусульман, представителей духовной аристократии и богачей, ко второй относились женщины, занятые в купечестве, ремесле, простолюдинки и рабыни. Рассмотрим жизни представительниц этих категорий по отдельности.

Существует закономерность: чем выше социальный статус женщины, тем строже было затворничество, которому она подвергалась, именно поэтому для путешественников было большой редкостью встретить такую женщину на улице. Практически вся их жизнь проходила в стенах поместья мужа и была сосредоточена на выполнении своих семейных и общественных обязанностей. Совершенно особая жизнь протекала в гареме. Гарем - это жилые помещения, занимаемые женщинами и детьми, на которых распространяются права и обязанности хозяина дома. Размеры гарема и его обстановка зависели от социального и имущественного положения главы семьи: в бедной семье гарем мог занимать почти весь, в богатой семье для него отводились обширные покои или отдельные особняки. Однако с большой яркостью отделывался гарем как в бедных, так и в богатых домах, отдавалось предпочтение зеркалам, позолоте, красивым тканям и прочим средствам претенциозного декорирования. [4, с.120] Право беспрепятственно входить в гарем имел только его хозяин, вторжение непосвященного считалось тяжким преступлением. При необходимости посещения гарема другим мужчиной, например, врачом, все, кто не имел отношения к этому визиту, удалялись из помещения, при приходе торговцев или по поручению, женщины должны были быть закрыты, как при выходе на улицу. При входе в гарем чтецов Корана, преподавателей или музыкантов, предпочтение отдавалось слепым, если они были зрячими, то их слушали из-за ширмы или решетчатой перегородки. По обычаю, главой гарема является мать хозяина дома. [3, с.275] В Бухаре существовало дублирование ролей аксакалов, имамов и суфи, выполняющих функции самоуправления путем надзора за местными жителями, среди женского населения: биби-кайвони, биби-ходими и биби-хальфа соответственно. [4, с.47] Грамотные знатные женщины проводили распространенный среди мусульман Бухары обряд хатм-и йаздахум. Обряд представляет собой рецитацию коранических сур 11-го числа каждого месяца мусульманского календаря и широко практикуется среди женщин, собирающихся в группы под руководством аймуллы. Проводить обряд могла лишь та женщина, в семье которой традиция проведения ритуала была потомственной. [3, с.108-109]

Также, согласно наблюдениям Мейендорфа, знатные женщины имели право ездить в гости, двух бухарских дам он однажды застал проезжающими попарно на одном муле. [2, с.149]

Жизнь представительниц низкого социального класса была совершенно иной. Женщины, занятые в ремесле, торговки, служанки, простолюдинки, женщины лёгкого поведения и рабыни  - всё это представительницы низких социальных страд. Именно их чаще всего могли встретить на улице путешественники, так как затворничество для них не было столь строгим. Какими же видели этих женщин путешественники? Вамбери отмечал: «Множество женщин, недурных собой брюнеток, обезображены болячками из-за безвыездной жизни дома». [1, с.89-90] Объясняется это тем, что большинство торгово-ремесленного люда Бухары были связаны узами неоплатных долгов, зависимостью от базаров и других обстоятельств, поэтому они почти не покидали стен города и редко выходили за пределы своего гузара. [4, с.151] По свидетельству Мейендорфа, женщины носили на улицах длинное покрывало с соединенными сзади рукавами и полностью закрывающую лицо черную вуаль. Действительно, повинуясь мусульманской традиции, бухарские женщины носили хиджаб. Хиджаб - накидка, надеваемая женщиной-мусульманкой при выходе на улицу, предназначенная для того, чтобы скрывать лицо и фигуру. [3, с.278] Бароном были отмечены красивые чёрные глаза, ровные белые зубы и прекрасный цвет лица встретившихся ему бухарских женщин. Из элементов макияжа Мейендорфом было отмечено то, что бухарские женщины красили брови в чёрный цвет, соединяя их чертой, красили ресницы и край век сурьмой, а ногти покрывали красным соком истолченной хенны. [2, c.148]

Дни представительниц низкого социального класса проходили в работе. Женщины, занятые в ремесле, встречались путешественникам на улицах под навесами. Так, в течение пребывания в Бухаре Мейендорфу повстречались вышивальщицы. Необходимо отметить, что вышивкой в Бухаре занимались многие женщины, в том числе и те, кто не принадлежал к классу ремесленников. Вышивка служила приятным времяпровождением: женщины вышивали для своих мужей красивые шелковые платки, которые украшали отрывками из произведений Хафиза, которые были призваны выразить их сердечные чувства. [2, с.117]

Среди служанок отмечались прислужницы – махрам, подавальщицы – дострахони, подавальщицы сладостей – шарбадор, поварихи – ошпаз, прачки – джумашейуи и другие представительницы домашней «черни». Были ещё биби-хоким – женщины-табибы, то есть лекари. Они принимали у себя на дому только женщин, а методы их работы представляли собой переплетение обычных методов лечения табибов со знахарскими заговорами. [4, с. 46,57,78]

Особенно тяжелым было положение рабынь. Женщины рассматривались как товар и являлись объектом сделок купли-продажи. Проданная девушка становилась собственностью мужчины и уже не имела права распоряжаться своей судьбой, попадая в полную зависимость. [2, с.146]

Необходимо отдельно упомянуть о женщинах легкого поведения, коих в Бухаре преследовали, изгоняли или даже убивали, наравне с теми женщинами, кто был уличен в измене мужу.

Путешественники, пребывшие в Бухару в 19 веке, как представители других культур и мировоззрений не имели возможности целиком познать жизнь и нравы бухарцев. Замкнутый мир женской части населения Бухары в рассматриваемый период времени был почти недоступен им, поэтому свидетельства, оставленные ими, крайне немногочисленны. Однако при взгляде даже на эти свидетельства становится очевидным то, что положение женщин в Бухаре 19 века было довольно тяжелым, а права их значительно отличались от тех, что допускал ханафитский мазхаб.

 

Список литературы:

  1. Вамбери А., "Путешествие по Средней Азии".- М.:Вост.лит, 1974.-С. 89-90
  2. Мейендорф Е.К., "Путешествие из Оренбурга в Бухару".-М.:Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1975.-С. 117-148
  3. Прозоров С.М. "Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь".-вып. 3.-М.:Вост.лит,  2001.-С. 108-278
  4. Ремпель Л.И., "Далекое и близкое".-Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1981.-С. 46-151
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.