Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 июля 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Савина В.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОСИИИ» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(48). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(48).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОСИИИ»

Савина Вероника Юрьевна

студент 3 курса, Институт ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ»,

 РФ, г. Оренбург

Слонь Ольга Васильевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «ОГПУ»,

 РФ, г. Оренбург

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен на формирование личностных качеств обучающегося, одними из которых являются гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, народ, проживающий на территории Российской Федерации и историю России, любовь к своему народу, своему краю и стране, понимание и принятие ценностей многонационального российского общества, представлений о мире, российской истории и культуре. Все вышеперечисленные требования относятся к результатам освоения начальной программы по литературному чтению [4].

С историей России младшие школьники начинают знакомится с первых страниц учебников, и уроки литературного чтения не исключение. В учебниках литературного чтения УМК «Школа России» мы можем увидеть, что в 1 классе в разделе «Сказки, загадки, небылицы» (4ч) обучающиеся знакомиться с произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки; во 2 классе ребята в разделе «Устное народное творчество» (12 ч) продолжают изучение русских народных песен, потешек и прибауток, считалок, небылиц и перевертышей, загадок, пословиц и поговорок, а также сказок о животных, бытовых и волшебных. В 3 классе изучают раздел «Самое великое чудо на свете» (3 ч), где представлены рукописные книги Древней Руси и деятельность первопечатника Ивана Федорова, и раздел «Устное народное творчество» (9 ч), где дети продолжают знакомиться с русскими народными песнями и изучают докучные сказки. В 4 классе продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.  Младшие школьники изучают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи» в разделе «Былины. Летописи. Жития» (7 ч), где представлены такие произведения как «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского» [3].

Рассмотрим летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», которая представлена в сокращении. Данная летопись переносит нас в далекий 10 век, когда Киевской Русью правил новгородский князь Олег. В произведении описывается его великий поход на самое богатое и могущественное государство того времени – Византию. Настоящая летопись является частью «Повести временных лет» монаха–летописца Нестора. В летописи изображены достоверные исторические события 907 года.

После знакомства с летописью «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», младшие школьники изучают еще одну летопись «И вспомнил Олег коня своего...», где описывается гибель Олега Вещего.

Прочитав данные произведения, ребята могут познакомиться с яркой личностью князя Олега, а также традициями Древней Руси, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси. Так, например, можно сделать вывод, что в те далекие времена славяне были язычниками, и покланялись богу Перуну, богу скота Велесу. В произведении говориться о городе Царьград, так называли его в Киевской Руси. В Византии этот город называли Константинополем, который был окружен глубоким рвами, а главный вход в город представлял собой массивные ворота, которые закрывались в момент опасности. «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда» в знак того, что великий Константинополь был покорён. Значение похода, описанного в летописи велико: возобновление мирного и добрососедского отношения между   народами и государствами, а также выплата дани Руси и контрибуции. Князь Олег поистине был значимой фигурой в истории Киевской Руси. Его любили, его почитали, его уважали, ему верили, поэтому в летописи «И вспомнил Олег коня своего...» Олега оплакивали все люди великим плачем.

Следующие две былины повествуют о славном русском богатыре Илье Муромце: «Ильины три поездочки», «Три поездки Ильи Муромца». Образ Ильи Мурома – это воплощение храбрости, любви и преданности своему народу и отечеству. Обращаясь, к исторической справке, мы узнаем, что Илья из города Мурома действительно жил в 12 веке. Он прославился силой и мужеством в боях, преданностью князю; в зрелые годы он принял монашеский постриг, а в 1643 году был канонизирован русской православной церковью.

Читая представленные былины, обучающиеся видят характер главного героя: он не боится трудностей, легко проходит все испытания, которые посылает ему судьба. Илья победил злую королеву, множество разбойников, издевавшихся над людьми, богатырь не гонялся за богатством. Илья Муромец является легендарной личностью, он служил великому князю киевскому Владимиру. Богатырь хранил русские земли от вражеских набегов, защищал своё отечество.  

Последнее произведение, представленное в разделе, «Житие Сергия Радонежского». Житие – это повесть о выборе жизненного пути человеком, чаще всего описание жизни святого [2]. Сергий Радонежский – чудотворец русской церкви, он известен даже тем людям, кто далек от православия, он духовный собиратель русского народа. С его именем неразрывно связна история Руси. Именно он был наставником московского князя Дмитрия Донского в битве против хана Мамая в 1380 году на Куликовом поле. «Житие...» Сергия Радонежского является важнейшим памятником древнерусской литературы. Здесь используется приём «плетение словес», заключающийся в обилии эпитетов, метафор, синонимов, длинный ряд однокоренных слов и тем самым создаёт яркий, эмоциональный язык жития. В житие повествуется лишь о главных эпизодах жизни. В учебнике 4 класса «Житие...» представлено в сокращении, описывается рассказ о благочестивых родителях героя, знамение о рождении чудесного младенца, который в будущем станет святым, описание его детства и юношества.

После текста жития ученикам предлагаются вопросы и задания, где даётся краткая справка о Сергие Радонежском. Ребятам рассказывается о том, что он является основателем Свято–Троица–Сергиевской Лавры, посвящённой Святой Троице, а главным украшением собора является икона «Троица», созданная великим русским иконописцем и учеником чудотворца – Андреем Рублёвым.

Проанализировав все произведения, представленные в разделе «Былины. Летописи. Жития», а также вопросы и задания, можно отметить, что все они имеют историческую значимость. Анализировать данные сочинения очень трудно младшим школьникам из-за сложного строя языка: авторы часто используют инверсию, для придания загадочности и таинственности,  многочисленные устаревшие слова (явства, застава, палица, росстаня, кряковистый),  религиозные слова (черноризец, псалом, панихида, литургия) и старые формы слов (камени, красна, повысечена, погибель), которые непонятны ученикам младшей школы. Из художественных троп используются такие как гипербола (тёмную-растёмную), литота (низовеньких), эпитет (красно солнышко, чисто поле, ясный месяц), сравнение (и была сладость во рту его, как от меду сладкого), из фигур речи можно выделить повтор (Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быть!), градацию (выглядали, выскакивали ходовитые разбойнички), инверсию (И оплакивали его все люди плачем великим) [1].

Для того чтобы помочь детям установить связь с древнерусской литературой и историческими событиями, авторы ставят соответствующие вопросы для размышления: «О каких важных исторических событиях говорится в летописи?», «Какого значение походов Ильи Муромца?». Заключением раздела является творческий проект, где ребятам предлагается создать исторический календарь, либо же рассказать о важном, на их взгляд, историческом событии для России. учащимся предлагается обратиться к энциклопедиям, исторической хронике, составить список литературы, изобразить ленту времени или нарисовать иллюстрации, что помогает   лучше запомнить исторические события, описанные в изученных произведениях.

Таким образом, изучение древнерусской литературы и подробный её анализ дает крепкую основу для изучения истории России в последующих классах. Из былин, летописей, житий мы знакомимся с заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Добро и зло, мир и борьба, быт и верования являются основными темами литературного творчества того времени. Именно из подобных произведений мы можем узнать о том, как жили наши предки, что их заботило и волновало, узнаём о старой Руси, о русском богатырстве. Сочинения древнерусской литературы рассказывают о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе силу духа и храбрость.

 

Список литературы:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с. : ил. – (Школа России) [электронный ресурс] / – Режим доступа:  http://znayka.pro/uchebniki/4-klass/literaturnoe-chtenie-4-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/ (дата обращения: 10.06.2018).
  2. Лихачев Д.С Великое наследие. Классические произведения Древней Руси. — М.: Современник, 1980. [электронный ресурс] / – Режим доступа: http://drevne.ru/study/700let.htm
  3. Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России» [электронный ресурс] / – Режим доступа: http://sch21.minobr63.ru/wp-content/uploads/2017/09/литературное-чтение-3-а-кл.pdf
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [электронный ресурс] / – Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.