Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2018 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В КОМПЬЮТЕРНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Одним из главных вопросов социальной психологии всегда был и остается вопрос о механизмах регуляции поведения личности в социуме.
В работе под социальной установкой мы будем понимать психологический феномен, имеющий трехкомпонентную структуру: когнитивный компонент, представленный знанием о социальном объекте, аффективный компонент, который содержит эмоционально-оценочное отношение к объекту, и поведенческий компонент, содержащий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Для выделения основ, которые формируют социальные установки, в первую очередь сформируем социально-психологический портрет современной личности. Современную молодежь описывают как поколение «миллениум».
К поколению «миллениум» относят молодежь, которая родилась в период с 1983 по 2000 годы. Распад СССР, многочисленные экономические и политические кризисы, возникновение новых государств и общий передел мира, – все это, так или иначе, повлияло на формирование социальных и ценностных установок. Молодежь стала жить с ощущением недолговечности, страха перед будущим, неизвестностью, ощущением скоротечности происходящего [3].
Молодые люди имеют склонность принимать решения, не обдумывая, быстро, причиной того служит ощущение скоротечности, они боятся, что другой возможности может и не представиться. Вследствие этого, молодежь лишена возможности здраво осмысливать и оценивать ситуацию, что, в свою очередь, отражается на качестве принятых решений. Однако, с другой стороны, у молодежи развивается способность к устойчивости перед изменениями, способность реагировать на неожиданные вызовы. У поколения «миллениум» наблюдается острое желанию быстро достигать высоких результатов, не прилагая к этому особых усилий .
Молодежь поздно взрослеет, не спешит выйти из-под родительского контроля. Получение образования зачастую воспринимается как отсрочка от вступления во взрослую жизнь, а не подготовка к профессиональной деятельности.
«Свобода», «творчество», «развлечения» - основные составляющие системы ценностей молодежи. На первый план для «миллениумов» выходит уникальность и неповторимость своей личности, вследствие этого молодым людям тяжело находить компромиссы с окружающими, в том числе с работодателями, считают, что они достойны немедленного вознаграждения [4].
«Миллениумы» демонстрируют более высокий уровень и темп психического развития, но отличаются пониженными способностями к адаптации [2].
Компьютерные игры для данного поколения являются неотъемлемой частью их жизни, так как имеют линейную структуру, четкую связь действий и следующих за ними поощрений или наказаний, возможность сохранения. Механизм такой игры молодой человек подсознательно переносит в реальную жизнь, что проявляется как неумение действовать без четких указаний и контроля, нежелание делать что-то без очевидной выгоды, нацеленность не на конкретный результат, а на процесс действия, склонность отступать, если что-то не получается.
Современная молодежь застала зарождение и развитие компьютерных технологий, что сделало их достаточно зависимыми от современной техники. Молодые люди получили возможность не думать и не анализировать, что, в свою очередь, может привести к неспособности воспринимать сложную информацию в больших объемах [1].
Таким образом, основные черты, характеризующие современную молодежь, можно выделить в три группы: характеристики, описывающие когнитивную сферу личности, характеристики, описывающие аффективную сферу личности, и характеристики, описывающие ценностно-мотивационную сферу личности.
Когнитивная сфера характеризуется высоким уровнем развития социальных навыков в рамках виртуальной коммуникации и социальных сетей, однако в реальности в целом они социально дезадаптивны. Привычный способ общения - это социальные сети и мобильный телефон.
Социально-сетевая реальность оказала огромное влияние на перцептивные способности молодежи: восприятие сложной информации в больших объемах зачастую несет за собой определенные трудности, молодые люди предпочитают получать информацию посредством не текстовых документов, а изображений, фильмов, аудиофайлов. Речевые способности так же оказались под влиянием социальных сетей. Молодежь характеризуется неумением цельно излагать свои мысли строить сложные умозаключения, выступать на публике.
Аффективная сфера молодых людей характеризуется тем, что молодежь эмоционально открыта и контактна, однако в целом, акцентирована на самости, что может быть, как результатом неуверенности в себе и в жизни, так и влиянием информационной среды. В связи с тем, что у молодых людей появился ряд возможностей для самовыражения и самопрезентации, возникает достаточно развитое чувство уникальности и неповторимости. Это привело к тому, что у молодых людей сформировались достаточно эгоистичные и эгоцентрические позиции, при взаимодействии с другими людьми, в частности в конфликтных ситуациях, молодые люди предпочитают стратегии ухода, так как им достаточно сложно найти компромиссные решения. При взаимодействии с другими людьми исходят из достаточно эгоистичных и эгоцентричных позиций, при конфликтах предпочитают стратегию ухода, поскольку имеют сложности нахождения компромиссных решений при общении с другими людьми.
Для ценностно-мотивационной сферы молодежи, погруженной в социальные сети, характерны постоянный поиск чего-то нового, нацеленность на гибкость рабочего графика, возможность работать удаленно для того, чтобы было достаточно времени для своих интересов и желаний, так же для саморазвития и самореализации вне работы.
Видеоигры поспособствовали тому, что молодые люди в реальной жизни ждут вознаграждения за незначительные поступки. Так же из-за четких указаний и контроля в пространстве виртуальной реальности, «милениумы» неспособны действовать в реальности самостоятельно, не прибегая к помощи из вне.
Если разделять такое представление о так называемом поколении «миллениумов», можно констатировать следующее:
1. Мотивация достижения успеха не всегда обоснована.
2. Широко понимаемая креативность, декларируемая как оригинальность и непохожесть, но при этом – ценностное личностное качество.
3. Своеобразный эгоцентризм как сосредоточенность на повышении значимости собственной персоны.
4. Акцент на текущем моменте при отсутствии разработанной временной перспективы.
Установка на успех. Понятие успеха прочно ассоциируется с социальным статусом. Социальные сети предоставляют для этого как реальные так и мнимые возможности. По крайней мере, возможно позиционирование себя как успешного без предъявления реального предметного продукта. Социальные сети дают возможность реализации новых форм предпринимательства, не требуя реального присутствия в формальных профессиональных сообществах. В то же время, иллюзия доступности успеха и легкости достижений может приводить к фрустрации неустойчивой самооценке, когда присутствие в социальных сетях требует постоянного подтверждения собственного рейтинга, постоянного «присутствия». Это провоцирует эффекты прокрастинации.
Креативность. Расширение сферы активности и открытость критериев оценки продукта или квазипродукта создает в социальной сети ситуацию «бума креативности», когда оригинальность, доходящая до вычурности, массово ожидается и поощряется. Особенность социальных сетей состоит в том, что снимается проблема публикации результатов творчества и отклик на продукт приходит практически сразу. Это существенно увеличивает скорость продуцирования как оригинальной когнитивно насыщенной продукции, так ее реплик и ремиксов. Креативность в этих условиях становится самостоятельной формой времяпрепровождения, способом организации жизни.
Эгоцентризм. Социальные сети дают широкие возможности для экспериментов с паттернами идентичности и, тем самым, – реализации эгоцентрической установки. Снимая необходимость подтверждения границ и проявлений персоны, предоставляя возможно смены масок и тиражирования их множественности, СС провоцируют совершенно неизвестные ранее способы самопрезентации, а значит и игры с собственным имиджем и форм амии самопринятия.
Акцентирование момента. Режим on-line не предполагает структурирования времени и долгосрочного многоуровневого планирования. СС обеспечивает «жизнь в потоке», для которой ни прошлое, ни будущее не существенны, поскольку сама их реальность неопределенна.
Подводя итог, можно констатировать, что условиями формирования социальных установок в социальных сетях выступают особенности среды, позволяющие и поддерживающие эти перечисленные мотивационно-смысловые направленности.
Список литературы:
- Карделлан, К., Грезийон, Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / пер. с фр. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272с.
- Мохначева, А.П. Социальные сети как феномен современности. Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2011. - С. 95-97.
- Никонов, Е., Шамис, Е.. Теории поколений. – М: Синергия, 2016.- 140 с.
- Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений. Социологические исследования, № 2, Февраль 2008, C. 83-90.
дипломов
Оставить комментарий