Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лузгинова А.В. ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ОТКАЗЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ОТКАЗЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Лузгинова Алёна Валерьевна

студент 2 курса магистратуры, кафедра гражданского права и процесса ТюмГУ,

РФ, г. Тюмень

Исследованию договора о суррогатном материнстве сегодня посвящено большое количество работ, что обусловлено введением легальной возможности заключения такого договора между участниками одноименной вспомогательной репродуктивной технологии [5, с. 68]. Согласно п.9 ст.55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон №323), суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям [3].

Однако, несмотря на то, что в Законе №323 упоминается договор между суррогатной матерью и потенциальными родителями, правовая сущность такого договора, его тип или вид до сих пор вызывают в научных кругах разногласия, что ведет к неравномерной юридической и судебной практике.   

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина [4].

Статья 310 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом [1]. Стоит проанализировать возможность отказа от договора суррогатной матерью и генетическими родителями и их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. По мнению Мирошника А.А., глава 39 ГК РФ дает обобщенное регулирование соответствующих отношений ввиду значительного разнообразия оказываемых услуг [6, с. 25].

Компенсация расходов суррогатной матери в случае отказа генетических родителей от договора не является мерой ответственности. Указанные действия могут быть обозначены как возврат сторон в первоначальное положение. У генетических родителей (заказчиков) отсутствует обязанность забрать ребенка у суррогатной матери, следовательно, к ним не могут быть применены положения ст. 393 ГК РФ [1] о взыскании с них убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. К отказу генетических родителей от рожденного для них ребенка применимо понятие «отказ от договора», за который ответственность не наступает.

В гражданском законодательстве не решенным остается вопрос о невозможности исполнения договора суррогатного материнства, когда такая ситуация возникла по вине исполнителя (суррогатная мать вынуждена прервать беременность по медицинским показаниям, поскольку не следовала указаниям врачей). В этом случае, если иное не предусмотрено в законе или договоре, исполнитель полностью утрачивает право на выплату вознаграждения, а если ранее был выплачен аванс, то он должен быть возвращен.

Законодатель не обошел стороной и суррогатную мать (исполнителя). Согласно п.1 ст.782 ГК РФ 2 исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков [2].

Открытым остается вопрос о взыскании морального вреда с суррогатной матери при ее отказе передать ребенка генетическим родителям. По логике законодателя суррогатная мать при рождении ребенка может воспользоваться своим правом и оставить ребенка, при этом она не совершает никакого правонарушения, не нарушает личных неимущественных прав заказчиков, не посягает на их нематериальные права. Однако, договор суррогатного материнства предполагает что женщина и мужчина как состоящие в браке так и не состоящие, а также одинокая женщина, для осуществления своих репродуктивных прав обращаются к суррогатной матери. Их желание стать родителями встает в главенствующую роль в их сознании, и все их действия направлены на выполнение поставленной задачи.

Таким образом, возможно ли рассмотреть отказ суррогатной матери передать ребенка генетическим родителям, как причинение им морального вреда, причинение им нравственных и душевных страданий, когда они лишаются того, к чему стремились долгое время и чего возможно уже не будет в их жизни. Сложность установления морального вреда состоит в тонкой грани между договором суррогатного материнства и договором купли-продажи. Возможно, законодатель отделил договор суррогатного материнства от других видов договоров для того, чтобы не все положения гражданского законодательства были применимы к договору, в том числе компенсация морального вреда.

Если законодатель установил возможность исполнителя на односторонний отказ от договора, необходимо предусмотреть механизм ограничения такого права. Для этого предлагается дополнить п.2 ст.782 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: «Если иное не предусмотрено договором, исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков».

Таким образом, в договоре с суррогатной матерью, можно будет предусмотреть штрафные санкции, чтобы упрочить положение заказчиков. Не смотря на то, что к суррогатным матерям устанавливаются достаточно жесткие требования, зачастую происходят ситуации, когда ребенок рождается не полноценным либо мертвым по вине суррогатной матери.

В случае рождения не полноценного ребенка по вине суррогатной матери, в договоре, возможно, предусмотреть возложение на исполнителя обязанности по обеспечению данного ребенка, в виде ежемесячной выплаты определенной суммы.

Также в договоре стоит предусмотреть и такой случай как рождение мертвого ребенка по вине суррогатной матери. Для этого в договоре стоит предусмотреть, что при возникновении указанной ситуации исполнитель должен будет возместить все затраченные на ЭКО и период беременности денежные средства.

В заключении стоит сказать, что договор суррогатного материнства направлен прежде всего на оказание помощи людям, которые по медицинским показаниям не могут осуществлять свои репродуктивные права. однако, для упорядочивания указанные правоотношений, нужно четкое регулирование либо специальные нормы, которые будут не общими по отношение к договору суррогатного материнства, а специальными с установлением специфики таких правоотношений, и установлением главной сущности – защиты прав ребенка.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ: по сост. на 23.05.2018г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ: по сост. на 23.05.2018г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ: по сост. На 29.12.2017г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года  №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №48. – ст.6724.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. – 1995. – № 29.
  6. Чашкова С.Ю. Свобода формирования условий договора о суррогатном материнстве как нетипичной договорной конструкции. – М.: Фонд развития правовой культуры, 2017. – 80с.
  7. Мирошник А.А. Возмездное оказание услуг в гражданском праве России: диссертация, канд. юрид. наук. Саратов, 2003. – С.25.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.