Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Спирин Т.В. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО КУЛЬТУРА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО КУЛЬТУРА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА

Спирин Тихон Викторович

студент, факультет психолого-педагогического и социального образования ВГСПУ,

РФ, г. Волгоград

Вырщиков Анатолий Николаевич

научный руководитель,

д-р пед. наук, профессор, факультет психолого-педагогического и социального образования ВГСПУ,

РФ, г. Волгоград

Современное общество и его культура являются интереснейшим предметом для рассмотрения с точки зрения различных философских систем, т.к. происходящие процессы, которые мы наблюдаем в нашем быстроизменяющемся мире, требуют внимательного философского анализа, потому что без него сложно прогнозировать те события, которые могут случиться в будущем, а бесконтрольные события, исход которых не будет поддаваться анализу и прогнозированию, с высокой вероятностью породят хаос.

События, происходящие вокруг человека сегодня, можно анализировать с различных позиций, например, труды Жана Бодрийяра помогут объяснить феномен «потребления», который легко констатировать в современном нам капиталистическом мире [2].

Мы же предлагаем взглянуть на происходящее с точки зрения религиозной философии, т.к. она может помочь не только установить причины и диагноз, но зачастую имеет в своем «арсенале» ответ на волнующих многих вопрос: «что делать?».

В данной статье современное общество и его культура будут рассмотрены с точки зрения религиозной философии Ивана Александровича Ильина. Разработанная им философская система отличается тем, что отвечает на практические запросы, строит теорию не в отрыве от практики. Данное обстоятельство позволяет получать инструменты для упорядочивания космоса, чтобы не допустить нарастающий хаос.

Человек XXI века – это заложник массовой культуры. Дадим определения данному виду культуры: «массовая культура – термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта» [4]. Массовая культура включает в себя различные проявления жизни: от музыки до спорта, от быта до литературы и т.д.

Исходя из философии И.А. Ильина, мы можем выделить 4 особенности, которые характерны для современной массовой культуры:

  1. человечество идет за материалистической наукой;
  2. светская, безрелигиозная государственность;
  3. рост и удовлетворение приобретательских инстинктов;
  4. безрелигиозное и безбожное искусство [3].

Рассмотрим каждую особенности и выделим ее минусы:

Во-первых, человечество, которое идет за материалистической наукой, отбрасывает идею Бога и, вообще, осмысление происходящих открытий с духовной точки зрения, это ведет к двум негативным последствиям: человек не интересуется высшей целью и смыслом жизни и порабощается идеей «власти». Негативные факторы, которые вытекают из этого, следующие: индивид превращается в «животное», теряя человеческий облик, т.к. живет здесь и сейчас и не задумывается о том, что будет далее, а также, с развитием научных достижений, все более и более становится приверженцем антропоцентризма. Власть, которую дает ему технический прогресс над природой и человеческими жизнями (создание различных видов оружия), может привести людей как к истреблению других народов, так и к уничтожению живых организмов вообще.

Во-вторых, государство, которое оторвалось от религии, теряет свою высшую цель, следует лишь приземленным целям и задачам, а такое государство, как считает И.А. Ильин, ведет свой народ, как слепой ведет слепых – в яму [1].

В-третьих, рост и удовлетворение приобретательских инстинктов ведет к потере свободы человека, т.к. он становится подвластен хозяйственным законам, и у него нет сил, из-за потери духовной части человеческого существа, вырваться из порочного круга бесконечного потребления.

В-четвертых, безрелигиозное и безбожное искусство – это праздное развлечение и нервирующее зрелище. И.А. Ильин говорит о том, что во все времена и  всех народов чернь требовала хлеба и зрелищ. Чернь отличается от «нечерни» тем, что ей чужда духовность, религиозность и высокий уровень культуры. Следствием становится отпадание «третьего измерения», которое, в рассматриваемой философской системе, определяется следующими смыслами: художественность, священность и предметность.

Диагноз, выдвинутый современному человеку Иваном Александровичем неутешителен, мы понимаем, что характеристика дана человеку середины XX века, но из приведенных выше оснований культуры мы понимаем, что труды и, заложенные в них идеи, характерны и для XXI века. Вот характеристика, которая актуальна и на данный момент: ««Современный человек есть трезвый, плоский и самодовольный утилитарист, служитель пользы, идеолог полезности, лишенный органа для всего высшего и духовного, не постигающий никакого «третьего» измерения: он пошл в высшем, религиозном смысле этого слова и нравится себе в таком состоянии. Он пошл без всякого «надрыва» и покаяния и склонен к нападению на все непошлое. И потому его культура пошла и формальна, как он сам».

Секулярный мир вывел такого человека, теперь, чтобы измениться, необходимо как волевое решение, так и большое количество времени для изменения сознания и мировоззрения человечества.

Иван Александрович Ильин считает, что изменения в обществе и культуре могут быть осуществлены только с возрождением благодатного духа христианства. Приводится 5 аспектов благодатного духа христианства, приведем смоделированный образ человека, который отвечает всем пяти аспектам: человек внутреннее, сокровенное, духовное ставит выше внешнего, материального, но не отвергает его, а использует как возможность духа и совершенства, это исходит из положения, что культура творится изнутри. Он, исходя из того, что «Бог есть любовь», находит первоисточник для творчества в любви. Мировоззрение данного человека строится на духовном, сердечном, молитвенном созерцании, которое позволяет ему видеть божественное в окружающем мире. Для индивида первостепенным является не форма, а содержание, те идеи, которые заложены в том или ином продукте человеческой деятельности, мерилом же для всего является Божие совершенство.

Теперь необходимо понять, насколько актуальна данная философская система в современном мире, для этого мы приведем некоторые данные, которые позволят нам сделать вывод. Молодежь является той социальной группой, от которой зависит ближайшее будущее всего человечества, поэтому нами было проведено исследование, которое даст понять, насколько философская система И.А. Ильина, которая исходит из позиций христианства, актуальна на сегодня. Анкета, которая была использована в нашем исследовании, была анонимна, состояла из 17 вопросов, из этого числа 5 закрытых и, соответственно, 12 открытых.  Объем выборки составил 151 человек из 10 населенных пунктов: Барнаула, Волгограда, Зеленограда, Красногорска, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Севастополя, Харабали, а также столицы республики Беларусь города Минска.

Для данной работы необходимо осветить результаты следующего вопроса, который был задан респондентам: «Относите ли Вы себя к какому-либо вероисповеданию (дайте развернутый ответ)?». Анализируя полученные результаты, мы выявили, что к православию себя относят 39,74% молодежи, с атеизмом себя идентифицируют 11,92% человек, с христианством (без указания конфессии) также 11,92%, остальные ответы воззрения составляют 36,42%.

Тем самым, мы видим, что к христианству относят себя 51,66% молодежи, что позволяет нам говорить об актуальности философских воззрений Ивана Александровича Ильина, т.к., с одной стороны, мы видим в современном обществе те проблемы, которые он выделяет в своих трудах, с другой стороны, мы можем констатировать, что есть потенциал к изменениям, исходя из его религиозной философии, построенной с христианских позиций.

Исходя из представленного материала, можно сделать вывод, что религиозная философия может и должна быть применяема для анализа и действий по изменению современного общества потребления и ее культуры, т.к. предлагаемый в ней инструментарий, судя по нашему исследованию, может быть полезен современному человеку.

 

Список литературы:

  1. Библия [Текст] : книги Священного Писания Ветхого и Нового завета : в русском переводе с параллельными местами и приложениями. – Москва : Библейские общества, 1995. – 1371, [3] с.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления [Текст] : его мифы и структуры / Жан Бодрийяр ; [пер. с фр. Е. А. Самарской]. – Москва : Республика : Культурная революция, 2006. – 269 с. – (Мыслители XX века).
  3. Ильин И. А. Основы христианской культуры [Текст] / Иван Ильин. – Москва : Эксмо, 2011. – 701, [1] с. – (Великая отечественная литература).
  4. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] // Академик. – Режим доступа:
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/731/%D0%9C%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%AF.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.