Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ
Современные процессы информатизации всех общественных процессов в России радикально меняют подход к творчеству, постепенно вытесняя разнообразные направления искусства применением информационных технологий. Однако, потребности реальной жизни, в которой на ряду с информатизацией возрастает роль человека, как движущей силы всех хозяйствующих сфер, гуманизация социальных процессов вызывает необходимость более глубокого анализа использования народного творчества, и такой аспект, как пути и средства декоративно-прикладного искусства в работах исследователей на данном этапе недостаточно освещен.
Целью статьи является определение путей, способов и роли использования такого направления декоративно-прикладного искусства как художественная обработка кожи в процессе организации художественно-технического творчества.
Нами проанализированы работы философов, психологов, педагогов, которые дают возможность сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство непосредственно входит в сферу материальной и духовной культуры народа, а разграничение материальной и духовной культуры является условным. Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу знаний, эстетические взгляды, вкусы, обычно-обрядовые аспекты, этические убеждения и т. п. Это одна из частей народной художественной культуры. Сегодня декоративно-прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет функции: познавательную, коммуникативную, эстетическую. Жизнь подтверждает, что декоративно-прикладное искусство народа обогащается новыми аспектами философско-эстетического звучания, его содержательная красота нужна человеку и со временем будет расти художественно-культурная ценность особых технологий и методов одного из направлений - художественной обработки кожи.
Занятия декоративно-прикладным искусством в процессе трудового обучения обеспечивают множество приемов и средств эстетического действия с учетом наклонностей и задатков, создают условия для самостоятельной творческой деятельности, привлекают к коллективному творческому делу. Такие занятия направлены на развитие стремления, готовности и умения вносить прекрасное в свою жизнь.
Выделка и отделка кожи - древнейшее ремесло человека. Однако проследить развитие техник и технологии обработки кожи в мире, и в России в частности, проблематично. Если о давней керамике, резьбе по кости, обработке металла мы имеем представление по археологическим находкам, то кожа является таким материалом, который не сохраняется тысячелетиями. Основным фактором разрушения кожаных изделий является влажность. Поэтому закономерно, что древнейшие изделия из кожи сохранились там, где сухой климат, а также в условиях вечной мерзлоты. Однако среди археологических находок можем найти инструменты и принадлежности для обработки и отделки кожи, пуговицы и булавки для застегивания одежды, костяные украшения и металлические пластины, которые нашивались на кожаную или меховую основу. Из этих фактических материалов можно составить представление о способах выделки, конструкции и характере декора кожаных изделий [1, с. 169].
Почвенно-климатические условия отдельных регионов России дают основания предполагать, что кожа и мех растительного дубления перегнивають около 60 - 80 лет. Основы производственной культуры в области обработки кожи закладывались еще в эпоху Киевской Руси, а в 1872 году в России насчитывалось уже 12939 кожевенных предприятий, накапливался опыт художественного оформления кожи. К тому времени были известны окрашивание кожи и производство цветного сафьяна. Тогда же появляются первые декоративные приёмы - гравировка и аппликация [4, c. 648].
Изделия из кожи - подотрасль комплекса народных художественных промыслов, занимающихся изготовлением изделий из кожи, меха и пошива одежды с целью их использования в быту, обрядовых традициях, народном творчестве и как предметов декоративно-прикладного искусства. Изделия из кожи, как составляющая комплекса народных художественных промыслов, в зависимости от функционального назначения кожаных изделий, делится на кожевничество (производство кожухов, безрукавки, шапок и др.) и сапожничество или скорнячество (лапти, сапоги, ботинки).
Технология обработки кожи включала следующие операции:
1) основанные на механических воздействиях: чистка, растяжения, шлифовка;
2) основой которых является физико-химические явления: покраска, жировки, сушки, увлажнения.
На первой стадии шкуры мочили в воде, с помощью специальной лопаты очищали от грязи, использовали для этого мыло и специальный гребень. Также с помощью шкафы (лезвие в древесине) сдирали мездры (пленку) с кожи. Таким образом, из кожи выделялся твердый слой, собственно кожа. Для размягчения и полной очистки кожи применяли квашение в растворе, в который входили рис (или овсяные отруби) и соль. Кожу натирали этим раствором, сворачивали и вкладывали на 5-6 дней. После сушки и увлажнения дальнейший процесс обработки происходил с использованием «горбунка» - специальная скамья с вертикально убитым затупленным острием ножа, а чаще косы, о которое вручную состригали затвердевшие участки кожи [2, с. 302].
Дубление кожи - следующая ответственная стадия обработки. Кожу вставляли в деревянные чаны, наполненные исключительно растительными настоями, в основном дубовой корой [5, с. 148]. Кожи пропитывали дубильной кислотой, после чего они становились гибкими, прочными, водонепроницаемыми, не поддавались гниению. Важной особенностью технологии была ее продолжительность. Кожи крупного рогатого скота обрабатывались не менее полугода. Только на дубление нужно было три месяца.
Процесс дубления, таким образом, длился иногда годами. Лишь во второй половине XIX в. Процесс дубления начал модернизироваться. В США, а затем в Западной и Средней Европе появились корорезкы, паровые сушилки, новые красители. Как следствие - сократился срок обработки кожи. Вместо коры появилась хромовая соль, что сократило процесс обработки до нескольких недель [4, c. 649].
Сегодняшнее кожевенное производство отличается высоким уровнем механизации труда, использованием автоматизированного оборудования, применением химических материалов, которые ускоряют процесс обработки кожи. Настоящее время диктует новые запросы, побуждает в большой степени потерю традиционных изделий из кожи, но одновременно - расширение их ассортимента. Кроме обуви, одежды, поясов, шапок, сумок, спросом пользуются декоративные панно, адресные папки, чемоданы, записные книжки, разнообразные шкатулки, аксессуары из кожи и меха и т.п.
Существует много способов и техник непосредственно декорирования и художественной обработки кожи. Эти приемы, в зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, используются как отдельно, так и в сочетаниях. Правильное применение элементов декора обеспечивает достижение высоких эксплуатационных и эстетических свойств изделий из кожи, а также позволяет разнообразить действующий ассортимент.
Наиболее распространенными приемами художественного оформления изделий из кожи являются декоративные строчки, вышивка, перфорации, тиснение, оплетки, аппликация, окантовка, фурнитура, сочетание различных фактур поверхности материала, драпировки, термообработка, формирование, резьба, штамповки. Реже применяются интарсия, батик, золочение, гравировка. Среди древнейших видов художественной обработки кожи стоит выделить аппликацию и вышивку.
Вышивка -искусство выполнения рисунка с помощью иглы и нити. В культуре многих стран вышивка занимала особое место. В России вышивали не только одежду, но и ткани, которые предназначались для внутренней отделки жилых и церковных помещений. Узоры вышивки, ее колористика имели не только декоративное значение, но и обрядовое. Кожаную одежду декорировали различными способами: ткачеством, набивки, вышивкой, нашивками. Характерной чертой именно вышивки на коже было сочетание нескольких техник одновременно. Это свидетельствует о том, что народные мастера хорошо знали и умело использовать особенности той или иной техники, а также свойства шерстяных или хлопчатобумажных нитей [6, c. 130].
Технология в тиснении по дубленой коже предполагает использование особого стиля резьбы – Carving. В основе данного метода лежит прорезание рисунка поворотным ножом и последующая работа штампами. Непосредственно стилей рисунка тиснения на коже существует достаточно большое количество, буквально каждый мастер разрабатывает свой подход к нанесению рисунка. Так, в современной отделке кожи часто используется стиль «Sheridan», который являет собой выполнение взаимосвязанных кругов из стеблей и листьев, с заключёнными внутри цветами, повёрнутыми по оси на 45 градусов. Рисунок в соответствии с данным методом получается достаточно насыщенным мелкими деталями украшений, резьбы. В исполнении достаточно сложен и требует использования специальных инструментов, красок и лаков для «фиксации» работы [3, с. 187].
Аппликация - способ отделки путем наклеивания, нашивки на кожаное изделие кусков разного размера какого-либо материала (ткани, тесьмы, трикотажа, кожи, меха и др.), которые будут выделяться на фоне основного материала. В дизайне кожаных изделий широко применяется аппликации из новых видов материалов (синтетические материалы, целлулоид и т.д.) и новейшие способы соединения деталей аппликации приклеивания, прессования и др. Разновидностью аппликации является техника пэчворк - шитье из лоскутков ткани, кожи.
С развитием новых технологий и появлением новых химических соединений для нанесения на кожу декора перечень методов намного расширился. Тенденции моды сезона 2017-2018 года в новых коллекциях кожаных изделий не исключение. Например, привлекает внимание кожаная обувь в футуристическом стиле цвета металлик, представленном в своих коллекциях ведущими мировыми дизайнерами. Многие дизайнеры вернули в моду острый носок- Christian Dior, Versace, Nina Ricci, Giorgio. Осенняя коллекция изобилует застежками в виде тонких ремешков или массивных браслетов в изящной женской обуви ремешкового типа и туфлях. Осенняя обувь от Dolce & Gabbana, Kenzo, Erdem, Giorgio Armani отличается модным цветочным принтом. Louis Vuitton и Roberto Cavalli сделали акцент на разноцветную кожу.
Использование комбинированной кожи разных цветов и текстуры, мягкой и бархатной ткани, замши, меха и вязаных элементов дают возможность использования различных способов декорирования. Обобщая проведенный анализ способов декорирования можно выделить следующие группы: отделка, как часть конструкции; отделка, наносимая непосредственно на детали верха; а дополняющая конструкцию. Также стоит отметить, что важным фактором в моделировании и выборе метода художественной отделки кожи является учет физико-механических свойств этого материала.
Развитие кожаных промыслов в России происходило аналогично другим странам Европы. То есть от мелкого производства в селах и городах, где преобладали небольшие мастерские, когда ремесло сочеталось с земледелием и носило сезонный характер, до отраслевых промышленных предприятий. Соответственно, сбыт изделий прошел путь от отхожих промыслов, изготовления товаров на заказ местных жителей к международной торговле. Региональные особенности кожаных изделий, заключающиеся, главным образом, в своеобразии декорирования, свидетельствуют о богатстве народного творчества. Мастерство отделки одежды, обуви, поясов, сумок и других предметов быта аппликациями, в частности сафьяном, плетением, тиснением, вышивкой характерным растительным орнаментом отражают богатство замыслов, чувство вкуса, художественное решение, рациональность, в конце концов - талант народа. Проанализировав современные методы отделки кожгалантерейных изделий на основе художественных приемов обработки кожи, можно сделать вывод, что очень актуальными в наше время являются методы: вышивки, тиснения, перфорации, плетения, гравировки, аппликации. Новый ассортимент изделий современных художников, которые работают с таким материалом как кожа и мех, своим творчеством тесно связан с щедрым традиционным культурным наследием их исторического края.
Список литературы:
- Агмалова Я.Д. Художественная обработка остатков кожи как средство ресурсосбережения производства // В сборнике материалов XII Международной научно-практической конференции: актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Махачкала, 2016. С. 169-170.
- Амиргазин К.Ж., Амиргазин Е.К. Исторические предпосылки развития художественной обработки кожи // Культурное наследие Сибири. 2016. № 2. С. 298-309.
- Голубева Г.С., Литвина И.П. Художественная обработка кожи. Тиснение в стиле "Sheridan" // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2016. № 3. С. 186-191.
- Палажченко А.В. Технология художественной обработки кожи и меха // В сборнике материалов Международной научно-техническая конференции молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2016. С. 647-651.
- Селезнев Ф.А. Художественная обработка кожи // В сборнике: История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области. Нижний Новгород, 2011. С. 147-153.
- Смолина О.А. Способы художественной обработки изделий из натуральной кожи // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 6 (348). С. 130-132.
дипломов
Оставить комментарий