Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2018 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова Е.А. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЯКУТСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКА) // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(45).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЯКУТСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКА)

Иванова Елена Александровна

магистрант кафедры градостроительства, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,

РФ, г. Санкт-Петербург

Скрябин Павел Владимирович

научный руководитель,

канд. архитектуры, доц. кафедры градостроительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,

РФ, г. Санкт-Петербург

Природно-климатические условия Севера определяют потребности в формировании особых подходов к организации жилой среды, а также введения особых приемов планировки и застройки поселений, в зависимости от региона. В столице Якутии – в городе Якутск зачастую применяются планировочные решения, характерные для других природно-климатических регионов. Это приводит к снижению качества жилой среды и комфортности проживания, нарушает экологию и ухудшает мерзлотно-грунтовые условия города, а также приводит к утрате индивидуальных характеристик городов [8].

Необходимо рассмотрение подходов к формированию жилой среды не только на примере опыта индустриального этапа освоения Севера, но и с доиндустриального, основанного на культурно-историческом опыте градостроительного формирования традиционных северных поселений.

Структура организации жилой среды в первую очередь направлена на функциональность, обеспечение комфортности жизни и удовлетворение потребностей горожан. Существуют довольно много общих схем, описывающих создание комфортной и устойчивой среды. Но все эти схемы, несмотря на то, что довольно универсальны, не совсем точно подходят под параметры конкретного региона и также не учитывают традиционный социокультурный аспект функциональной организации и наполненности среды. Ведь жилая среда формировалась и развивалась в тесном взаимодействии с образом жизни людей, отражая их мировоззрение, представления о мире, обществе и самом себе [5].

Для якутов была характерна дисперсная система расселения, которая отличается формированием множества отдельных жилых пространств на каждую семью – «аласов». Алас - геологическое образование, представляющую собой плоскую ложбину овальной формы, небольшой луг. Является типично мерзлотным комплексом, образование которого связано с процессом термокарста. Природные условия таёжно-аласного ландшафта способствовали тому, что якутское население жило рассредоточено по отдельным аласам вплоть до 30-х гг. прошлого века [10].

Модель «аласной» пространственной структуры традиционного якутского поселения можно разделить на несколько уровней: жилище/двор – сенокосные угодья – лес (ближний, дальний). Было выделено несколько уровней по степени и интенсивности использования и уровню освоенности жилой территории (рис. 1).

 

111112222

Рисунок 1. Модель структуры традиционного якутского поселения

 

В якутской традиции освоенное пространство имеет концентрическую структурную организацию и включает внутри себя отдельные категории пространства, ограниченные друг от друга своей периферийной областью: [2, 11]:

  • центральную часть, ядро – жилое строение с комплексом приусадебных сооружений, образующих двор, воспринимаемая как часть жилища, определяя границы как «обжитое» пространство [1];
  • территорию вокруг ядра, имеющую функциональное использование как сенокосные угодья, можно определить, как хозяйственно освоенное пространство;
  • периферийная территория, лес - определяет границы освоенного пространства.

Каждый из уровней может нести в себе до нескольких функций сразу:

Жилище, двор – уровень обозначает сакральное срединное место домашнего очага в иерархии культурных ценностей якутов, является ядром в пространственной структуре культурного ландшафта. Туда входит жилище балаган, также комплекс приусадебных строений, образующих двор.   Сенокосные угодья – являются важным элементом системы, так как основным функционально-планировочным фактором формирования якутского этнокультурного ландшафта является традиционный вид хозяйства – скотоводство [6].

Лес – разделяют ближний и дальний лес. В ближнем лесу осуществлялась в основном функция собирательства. Затем следует дальний лес, в котором производится заготовка дров и охота. Но эти пространства воспринимались как часть природного, хозяйственно не освоенного мира.

Таким образом, жилая среда аласного типа местности являлась полифункцинальной, то есть все функции жизнедеятельности были сосредоточены в одной системе, сохраняя при этом возобновляемость ресурсов территории, формируя её баланс и устойчивость.

Якуты на протяжении веков строили свои жилища по накопленным традиционным канонам, основанными на сакральных традициях, эргономичности и экономии тепла, адаптированные к экстремальному климату Севера [7]. Несмотря на то, что по мере развития урбанизации человек всё более освобождается от непосредственного влияния природной естественной среды, воздвигая между ней и собой искусственную городскую среду, его зависимость от ландшафтно-климатических условий по-прежнему сохраняется. Эта зависимость проявляется в том, что образ жизни человека, одежда, усадебная застройка населённых пунктов и сами здания несут в себе черты влияния природных условий Севера [3]. Поэтому для выявления принципов и методов, по которым данная среда функционировала, необходимо проанализировать пространственное устройство традиционной якутской жилой среды.

Обычно в одном аласе проживала одна семья. То есть, молодые люди, заключив брак, переезжали на свободный алас и создавали самостоятельное хозяйство отдельно от родни. Для народа Саха характерно сочетание сплочённости родственников с индивидуализмом [4]. Аграрная культура и изолированный тип расселения с низкой плотностью населения определил такие социально-психологические черты народа, как изолированность, порождённая узким кругом социальных контактов, но в то же время высокий уровень взаимного доверия, что является основным условием выживания в суровых условиях Севера.

Традиционно, якутская усадьба располагалась в защищенном от северных ветров месте, недалеко от водоема. Двери юрт должны были быть обращены на восток, а другие стороны соответствовали сторонам света. В юго-восточной части усадьбы находились объекты, моделирующие южную/благородную зону (ритуальные сооружения, связанные с небесными божествами, охотничьи принадлежности и др.), а северо-западная сторона/сзади усадьбы, как зона с отрицательным значением, была предназначена для хозяйственной части [1]. Очевидно, что разграничение пространств на зоны продиктовано функциональной необходимостью, а расположение и ориентация усадьбы на участке способом приспособления к климатическим условиям.

Не только расположение и ориентация жилища были продиктованы суровыми условиями резко-континентального климата. Ведь форма и функциональная роль жилища так же зависит от природно-климатических факторов и местного материала. Якутское жилище отличалось сезонным характером использования, с четким его разделением на зимнее и летнее. Сезонная дифференциация северного жилища происходит из-за значительного перепада температур наружного воздуха – от +38 до –64 по Цельсию. Видовому разделению традиционной архитектуры также способствует сезонное ведение основного хозяйства, целиком связанного со скотоводством [9].

В результате исследования пространственной структуры традиционного якутского поселения, автором были определены следующие планировочные принципы их организации:

1. Изолированность – продиктована дисперсным расположением жилых поселений, рассредоточенных на большой площади;

2. Экологическая устойчивость – определяется сохранением и баланса между природной средой и формами традиционной жизнедеятельности на территории;

3. Полифункциональность – концентрация всех функций для жизнедеятельности в одной системе, сохраняя при этом возобновляемость ресурсов территории;

4. Интенсивность –разделение пространства по степени использования;

5. Адаптивность - сезонная дифференциация жилого пространства из-за значительного перепада температур в летний и зимний периоды.

Перечисленные выше принципы – результат длительного приспособления и накопления знаний, необходимых для сохранения и воссоздания баланса в отношениях человека и природы [7]. При проектировании современной жилой среды необходимо учитывать традиционные ценности жилой среды, сформированные в течение столетий, ввиду того, что они всё ещё продолжают существовать сегодня в человеке, живущем в совершенно иной искусственной среде [8].

Несмотря на то, что в настоящее время традиционный тип расселения не является приоритетным, те принципы, по которым оно организовано, и в наше время являются актуальными, что говорит о жизнеспособности данной модели и возможности применения её в современных условиях урбанизации. Это позволяет сформулировать некоторые основные принципы формирования жилой среды в условиях Севера, применительно к городу Якутску.  

 

Список литературы:

  1. Данилова Н. К.  Якутское традиционное жилище: пространственные и ритуальные измерения: Автореф. дис. канд. ист. наук. – Томск, 2010.
  2. Дегтёва Ж. Ф. Пространственная организация этнокультурных ландшафтов Якутии: Автореф. дис. канд. геогр. наук. – Смоленск, 2017. – 13 с.
  3. Туралысов К. Г. Концепция градостроительного освоения крупного северного региона в экстремальных климатических условиях: Автореф. дис. д-ра арх.:18.00.04 - М., 1997.
  4. Михайлова Е. И., Ефимов В.С. Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование: – Якутск, 2014. – 72 с.
  5. Данакин Н.С., Ярмош Т.С. Жилая среда как социокультурный феномен // Управление городом: теория и практика. – 2014. - № 1 (12) - 69-72 с.
  6. Дегтева Ж. Ф. Основные пространственные свойства традиционного культурного ландшафта народа Cаха // Интерактивная наука. — 2016. — № 1. — 15–18 с.
  7. Дьяконова С.А. Народное деревянное зодчество якутов XVII – XIX вв. // Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Инженерно-технического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К.Аммосова. – 2016. - 89-96 с.
  8. Иванова Е. А. Основные принципы планировочной организации жилой среды в условиях крайнего севера (на примере Якутска) // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2018. - № 7(27). – 14-18 с.
  9. Лыткин К. А. Истоки органичности северной архитектуры // Academia. Архитектура и строительство. – 2013. - № 2. - 21-30 с.
  10. Ноговицын В. П., Соломонов Н. Г., Саввинов А. С., Степанов А. В. Естественно-научный взгляд на якутский балаган // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2015. -  т. 12, №2. – 129-139 с.
  11.  Петрова А. Г., Старостина А. А., Архитектурно-пространственная организация жилища и формообразование предметного мира Саха // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – т. 2, № 9 – 133-138 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий