Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июля 2018 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД 1910- 1914 ГГ. НА МАТЕРИАЛАХ ВОСПОМИНАНИЙ С.Д. САЗОНОВА
Взаимодействия между государствами в предвоенное время первого десятилетия ХХ века, способы попыток разрешения назревающей и, по мнению многих современников того времени, неминуемой общеевропейской войны – всё это продолжает вызывать интерес, несмотря на то внимание, которое уделяют этим вопросам как отечественная, так и зарубежная историография.
Невозможно недооценить всю значимость мемуаров, как исторического источника. Хотя и существует вероятность необъективной трактовки событий, во многом именно благодаря им мы можем прослеживать настроения тех или иных политических и социальных сил как внутри страны, так и на международной арене. Поэтому, обращаясь к событиям перед началом Первой Мировой войны, стоит обратить особое внимание на мемуары С.Д. Сазонова – министра иностранных дел Российской империи – как непосредственного участника дипломатических отношений в Европе. Воспроизводя наиболее важные события, мемуарист стремится определить свою роль и место в произошедшем, оценить события через призму ретроспективы, что даёт нам возможность судить о его влиянии на происходящее. Мемуары – это не только описание событий прошлого, но и раздумья самого автора, поэтому они вызывают такой интерес со стороны исследователей.
Цель исследования – определить степень влияния взглядов С.Д. Сазонова на формирование и реализацию внешней политики России.
Для достижения данной цели нами было рассмотрено несколько направлений царской внешней политики, задачей которых было предупреждение военного конфликта:
- Укрепление связей внутри военно-политического блока Антанты.
- Стабилизация отношений со странами Тройственного союза.
- Поддержание контроля на Балканах и недопущение расширения союза противников за счёт балканских государств.
Первоочередной задачей нового министра иностранных дел (1910-1916) стало окончательное формирование военно-политического блока Сердечного согласия и отход от политики лавирования между Германией и Англией. Не являясь по своим взглядам англофилом [1, с. 265], Сазонов, однако, твёрдо осознавал, что именно прочные отношения с Британией могут стать сильным противовесом странам Тройственного союза.
Если отношения с Францией Сазонов характеризует как тёплые и доверительные, то с Великобританией – скорее, как нейтральные. Министр объясняет это возникающими недоразумениями между государствами, но не геополитическими противоречиями двух держав. Автор утверждает, что «если есть на свете две страны, которые сама природа предназначила к мирному сожитию и сотрудничеству, то это Россия и Англия» [3, с. 17]. Забывая в то же время, что две державы диаметрально противоположны друг другу по способам реализации своей внутренней и внешней политики.
На отношения с Францией Сазонов смотрел как на «единственную надежную гарантию европейского мира» [3, с. 55] – устоявшийся доверительный союз, который был подкреплён военно-морской конвенцией в 1912 году. Однако несмотря на всю дружественность, проявляемую французской стороной, министр понимал, что Франция не станет поддерживать Россию в вопросах, выходящих за пределы австро-германской угрозы самим национальным интересам республики [2, с. 27]. Это касалось вопроса о проливах, разрешения в свою пользу которого добивалась Россия, а также интересов держав на Ближнем и Дальнем Востоке.
Поэтому можно сказать, что хотя Сазонов и пытался укрепить Антанту, он также осознавал всю её шаткость и в большей мере вынужденность [2, с. 33]. Стремление министра превратить Тройственное согласие в полноценный оборонительный союз, тем самым завершив формирование блоковой системы, показало окончательный отход от политики балансирования.
Проводя очень взвешенную внешнюю политику, Сазонов также стремился уделять достаточно внимания странам Тройственного союза, видев в этом поддержание шаткого баланса сил в Европе. Важнейшими соперниками на европейской политической арене выступали Австро-Венгрия и Германия. Первая в глазах министра представала как наиболее агрессивный игрок, война для которого – способ отвлечения населения от проблем внутри страны. Сазонов характеризовал венскую политику беспринципной, а её интересы – недальновидными. На неё он возлагал вину в развязывании военного конфликта [3, с. 12], который в результате разрушил не столько строй соседних государств, но и причинил особый вред самой двуединой монархии.
Что же касается взаимоотношений с Германской империей, то можно говорить о том, что задачей Сазонова было «изыскание способа, оставаясь верным основным началам русской внешней политики, восстановить доверчивые отношения» [3, с. 22]. Попытка эта выразилась в соглашении по вопросу Персии 1911 года. Однако большего взаимопонимания между ними достичь не удалось, по мнению самого министра, из-за нежелания Германии отказаться от своих эгоистичных устремлений. Но стоит признать, что «русская дипломатия использовала заметное улучшение своих отношений с Германией, чтобы воздействовать умеряющим образом на берлинские настроения» во время агадирского кризиса [3, с. 35].
Несмотря на серьёзные политико-экономические противоречия между блоком Тройственного союза и Россией, Сазонов прилагал всевозможные усилия, дабы снизить риск возгорания конфликта во время острых кризисов, что ему удавалось на протяжение достаточно долгого периода.
Не менее важным направлением русской дипломатии на европейском театре действий явилось балканское. Оно выражалось в исторической миссии России – «обеспечение свободного развития призванных Россией к самостоятельному политическому существованию балканских народов» [3, с. 52], а также в укреплении своего влияния в этом регионе. Сазонов считал, что именно Балканы – та неспокойная часть Европы, дестабилизация которой может привести к развязыванию полномасштабной войны [1, с. 274]. Поэтому стремление Петербурга играть роль страны-нейтрализатора было одной из важнейших задач внешней политики, направленной на поддержание мира в Европе.
Также стоит отметить тот факт, что министр проводил дальновидную политику по предотвращению расширения Тройственного союза. Это можно проследить на примере русско-румынских отношений, которые к началу 1910 года находились не в лучшем состоянии и которые имели определённое положительное развитие во время нахождения Сазонова на посту министра [3, с. 110]. Укрепление дружественных связей с Италией, несмотря на её принадлежность к враждебному России объединению, стало маленькой дипломатической победой над союзом центральных держав.
Говоря о том, что Сазонов проводил твёрдую политику сохранения баланса сил в Европе, стоит задать закономерный вопрос: почему именно в этом ключе работала русская дипломатия.
Министр признавал военную несостоятельность Российской империи и необходимость в продолжительном мире, дабы восстановить и укрепить свои позиции относительно военно-технической подготовки [2, с. 33]. Однако он отвергал мысль о наличии каких-либо корыстных целей Петербурга в надвигающейся войне, полагая, что Россия выступает за сохранение мира в Европе. Тем не менее Сазонов сокрушался, что «всем усилиям суждено было разбиться о глухую стену безумия и злой воли австро-венгерской дипломатии, над которой покровительственно высилась громадная тень германского государственного щита» [3, с. 82]. Поэтому можно утверждать, что политика Сазонова официально была направлена на предотвращение войны.
Говоря о вкладе С.Д. Сазонова, как министра иностранных дел России, необходимо отметить, что все его действия носили охранительный характер. Он успешно справлялся с целью оттягивания войны на протяжение четырёх лет и принимал посильное участие в разрешении политических кризисов как между балканскими государствами, так и между военно-политическими блоками, которые не раз возникали во время его нахождения на посту министра. Он дал России более твёрдую ориентацию на страны Сердечного согласия, отказавшись от лавирования между блоками. А его влияние на императора Николая II способствовало проведению стабильной внешней политики, что несомненно имело большое значение, дабы выиграть время на подготовку к военным действиям.
Список литературы:
- Золотухин М.Ю., Мелихов В.Г. История внешней политики России. Конец XIX – начала XX века (от русско-французского союза до Октябрьской революции). М.: Международные отношения, 1997. – 493 с.
- Игнатьев А.В. Политика соглашений и балансирования (Внешнеполитический курс России в 1906-1914 гг.) // Отечественная история. – 1997. – №3. – С. 23-33.
- Сазонов С.Д. Воспоминания. Мн., Харвест, 2002. – 368 с.
дипломов
Оставить комментарий