Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)

Наука: Физика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Визгалин В.А. ПОЯВЛЕНИЕ В НАУКЕ ПЕРВЫХ ЗНАНИЙ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И ТАЙНЫ ВОКРУГ БАГДАДСКОЙ БАТАРЕЙКИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЯВЛЕНИЕ В НАУКЕ ПЕРВЫХ ЗНАНИЙ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И ТАЙНЫ ВОКРУГ БАГДАДСКОЙ БАТАРЕЙКИ

Визгалин Владимир Алексеевич

студент, электротехнического факультета Самарский техникум промышленных технологий,

РФ, г. Самара

Попова Светлана Владимировна

научный руководитель,

преподаватель высшей категории  ГБПОУ СТПТ,

РФ, г. Самара

Маринцева Мария Николаевна

научный руководитель,

Заслуженный учитель РФ ГБПОУ СТПТ,

РФ, г. Самара

Современное общество полностью зависит от такого явления, как электричество и не представляет себе без него полноценного существования. Для нас присутствие электричества в каждом доме стало очень привычным и необходимым явлением.

Когда же появились первые знания людей об электричестве? Грозное природное явление как молния было описано в греческой мифологии в 15-14 веках до н.э. и связывалось с верховным божеством Зевсом. Греческий философ Фалес, живший в городе Милете, проводил эксперименты по наблюдению магнитных и электрических явлений. Своим ученикам Фалес показывал опыт, во время которого он натирал моток шерсти об янтарь. В тишине было слышно тихое потрескивание. Потом он подносил янтарь к легким по весу предметам, и они подскакивали и притягивались к нему. Фалес назвал янтарь «электроном», что с греческого означает «притягивающий к себе». Другой древнегреческий ученый Аристотель занимался изучением некоторых угрей, которые поражали своих врагов электрическим разрядом. Считается, что именно Аристотель в своих трудах подробно описал опыты Фалеса, проведенные в 7 веке до н.э..

Существуют обоснованные научные доказательства того, что древние греки, римляне и китайцы независимо друг от друга в 1 веке н.э. уже использовали для своих нужд электрическую энергию. Например,  римляне и греки использовали электричество в медицине для лечения головных болей и снятия напряжения с мышц. При этом они использовали заряды, вырабатываемые скатами. В древних архивах сохранились записи о грозном императоре Нероне (37-68 гг до н.э.), который страдал от ревматизма. Для облегчения болей его помещали в кадку с рыбами, способными испускать электрические заряды. И как известно, лечение было весьма успешным.

В 1937 году немецкий археолог Вильгельм Кёниг обнаружил во время своих раскопок багдадский аккумуляторный сосуд, служивший представителям древнейшей цивилизации Парфии накопителем электрической энергии. Он представлял собой небольшой глиняный сосуд высотой около 13 см, через который был проведен железный прут, а внутри него находился медный стержень, в центре которого был железный стержень. Для получения тока химическим путем и аккумулировании электрической энергии использовались либо лимонный сок, либо уксус. Артефакт Кёнига представлен в Техническом музее в Вене.

В университете штата Северная Каролина профессор Дж. Б. Перчински изготовил такой же кувшин, наполнил его винным уксусом и подключил к нему вольтметр. Опыт показал, что между железным прутом и медью создается напряжение около 0,5 В. Примечательно, что эта батарейка смогла проработать целых 18 дней!

В Ираке после окончания Второй Мировой войны также во время раскопок, где некогда находился город Селевкия, были найдены останки гальванических элементов античной батареи в виде глазурованных сосудов. Эти «вазы» имели высоту около 10 см и хранили в себе запаянные медные цилиндры с железными сердечниками внутри. Было очевидно, что сами цилиндры спаяны между собой сплавами олова и свинца именно в той пропорции, в которую используют и в наши дни. Реконструировав данные сосуды, гальванотехники залили их электролитом – медным купоросом и получили ток с напряжением 0,5 В. Тем самым было доказано, что примитивные батареи работоспособны.

 

Рисунок 1. Опыт с багдадским аккумуляторным сосудом

 

Для создания даже таких примитивных батарей были необходимы простейшие знания об электричестве и основных законов физики. Напрашивается вопрос, какими знаниями обладали люди более двух тысяч лет назад? если в древнем мире существовали аккумуляторные батареи, значит, они должны были питать энергией какие-то электрические приборы? Но какие? До наших времен историческая память тех эпох не сохранила сведения об использовании людьми электрических ламп или повозок с моторами…

Пятьдесят лет шумерские батареи были единственным подтверждением того, что древние люди использовали для своих нужд электроэнергию. И вот Петер Красса и Райнхард Хабексделали сенсационное заявление, что еще в Древнем Египте уже имелось электричество! В качестве доказательства они приводят тот факт, что рельеф из храма богини Хатхор в Дендере содержит рисунок жреца, держащего в своих руках продолговатый предмет, напоминающий лампу. По другим предположениям это просто колба со змеей. Но исследователи утверждают, что данный рельеф – это технический чертеж, а в колбе находится не змея, а нить накала. Этими древними лампами египетские художники освещали себе стены во время работы. Существует еще один довод в пользу данной версии: на стенах не было найдено следов копоти от факелов или масляных ламп. К сожалению, расшифровать иероглифические тексты египтологам пока еще не удалось, поэтому смысл рисунка до конца еще не разгадан.

Физик Франк Дерненбург подсчитал, что для освещения всех египетских строений приблизительно потребовалось бы около 116 миллионов античных батареек. В таком случае они попадались бы во время раскопок очень часто. Но это не так. Изумились и электрики.  Их мнение о размерах изображенной на рисунке «лампы» очень скептическое, так как судя по чертежу, ее размеры очень большие. А это очень опасно под воздействием атмосферного давления. Даже в наши дни ламп таких размеров нет.

 

Рисунок 2. Барельеф с лампами в храме богини Хатхор

 

Хотя австралиец инженер-электрик Вальтер Гарн предположил, что жрецам для питания светильников было необходимо высокое напряжение,  и они могли использовать ленточный электростатический генератор. При его работе заряды вводятся внутрь шара на изолированной ленте и снимаются наконечниками. Таким образом,  шар заряжается при помощи горячего воздуха и пыли и находится под высоким напряжением. Он считает, что даже при помощи примитивных статических генераторов возможно получить напряжение мощностью в несколько тысяч вольт. Этим он объясняет изображение на рельефе бога воздуха  Шу, который «восседает» на генераторе. На рельефе изображен также бог науки Тот, который как бы освещает собой таинство электрических волн, держа в своих руках два ножа, напоминающих современный электрический рубильник. На одном рисунке ножи соединены вместе – рубильник включен, на другом разведены в разные стороны – рубильник разомкнут.

В своей книге «Свет для фараонов» Грант подробно описал реконструированные по изображениям на рельефах две действующие модели. Вторая модель даже демонстрировалась на международной конференции астронавтов в Вене. Это была стеклянная колба длиной 40 см с двумя металлическими штифтами. Тем более ученый отмечает, что древние египтяне были очень искусны в изготовлении изделий из стекла.  «Если из этой колбы выкачать воздух, то даже при невысоком напряжении наступает разряд,— пишет Гарн.— При давлении примерно 40 миллиметров ртутного столба светящаяся нить изгибается. Если и дальше откачивать воздух, то змееобразная линия растягивается, пока не заполнит всю стеклянную колбу. Вид этого процесса соответствует изображениям на древних рельефах» [1]. Но и в этих объяснениях рисунков на рельефе в храме богини Хатхор остается еще множество нераскрытых вопросов.

Подтверждением, что жрецы  в древнем Египте использовали для своих пирамид электрическое освещение, может служить сюжет, описанный в  дореволюционном петербургском издании книги «Путешествие Пифагора».  Вот как рассказывается в ней о посещении египетской пирамиды Пифагором.

Пифагор: Жрец Изиды, можешь ли ты отворить мне двери в лабиринт?

Жрец. Могу! Следуй за мной.

Пифагор: Пройдя множество трудных закоулков с закрытыми глазами, я был сведен на дно просторного колодца, откуда, наконец, шел в лабиринты, освещенные кротким светом, способным для чтения и размышлений.

Стоит отметить, что в сюжете Пифагором ни слова не сказано о факелах. Поэтому сразу же возникает вопрос: Почему "же в распоряжении историков так мало или совсем нет прямых свидетельств? Ответ может быть таким: Во-первых, потому, что, являясь достоянием жрецов и правителей, знания и технические секреты хранились в глубокой тайне. Во-вторых, распространению «еретических» взглядов всегда препятствовала религия [1].

Египтологи увидели в рисунках рельефа рассказ о небесной барке бога Солнца. Но объяснить, что именно изображает «колба» они затрудняются. Но немецкий египтолог Арне Эггебрехт в своих исследованиях описал опыт, в котором все же используется ток, производимый  «багдадской батарейкой». Он сделал копию статуэтки бога Осириса (возраст оригинала 2400 лет) и опустил ее в ванну с солевым раствором золота, подключив к ней источник питания из десяти аналогичных кувшинов. В результате статуэтка покрылась равномерным слоем золота. Для нанесения на изделия гальванических покрытий необходим ток небольшой силы и  низкого напряжения.

Много нераскрытых загадок, связанных с багдадской батарейкой. Будем надеяться, что ученые смогут разгадать все ее тайны.

 

Список литературы:

  1. И. Мосин, Тайны XX века : Сборник /,  Москва: СП  "Вся Москва", 1990.
  2. История электротехники // Акад. электротехнических наук Рос. Федерации // под общ. ред. И.А. Глебова, - М. 1999.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий