Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФИЯ ОТНОШЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Философия - наука о законах природы, мышления и общества. С латинского языка этот термин науки переводится как “ любовь к мудрости” и изучает все вопросы, которыми задается каждый разумный человек. Однако в разное время вопросы социума были разными. В начале развития цивилизации ее интересовало существование и образ Бога, как высшая сила, которая создала этот мир. На данном этапе развития философия перестала быть Богоцентричной и начала глубже рассматривать взаимоотношение социума, как панацея всех размолвок общества. Будучи разносторонней дисциплиной, философия тесно связана со многими основополагающими науками. К примеру, с помощью этой науки, возможно, познать действительность, как это можно сделать и в физике. Тем не менее, действительность физики точная и определенная, а философии - многогранная. К тому же, основной задачей в биологии является познание возникновения и прекращения жизни. Важно отметить, что данные вопросы рассматриваются именно с физиологической точки зрения. В философии же эти проблемы также имеют место быть, но они осваиваются и в духовном понимании тоже. Переходя к химии, стоит отметить, что эта наука имеет не меньшую связь с философией как вышеперечисленные дисциплины. Химия - наука, изучающая вещества, их свойства и их взаимодействие друг с другом. В общность с химией, философия исследует взаимодействие индивидов, которые в свою очередь состоят из этих веществ. Частным пример служит отношение людей как химические связи в молекулах субстанций. В данной статье выделено 6 стадий отношений между людьми. Этими стадиями являются следующие пункты: одиночество, знакомство, дружба, любовь, брак.
Одиночество
Проблема одиночества является важной в философии. Чтобы понять глубинные основания данной проблемы, стоит обратиться к историко-философским взглядам мыслителей. Одним из известнейших философов, который рассматривал данную тему, является Аристотель. В трактате “Политика” он сказал, что: “ Человек вне общества или Бог, или зверь”. [1]
Т.е. понятие одиночества зависит от осмысления этого вопроса самим человеком. Некоторые люди понимают одиночество, как благодать, другие же видят в ней отречение от общества. Другим философом, рассматривающим, проблему одиночества является Блез Паскаль, который считал, что оставшись один, человек может познать смысл своей жизни. Индивид, по его мнению, заброшен в бесконечность Вселенной и он всегда один, и будучи в уединении с собой он познает “подлинное я”, потому что когда он один нет смысла притворяться кем-то другим. Н.А. Бердяев опровергает мнение Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”[3]. Он говорил: “ Я” существую, окруженный темной бесконечностью, и, следовательно, мыслю…“Я” изначально и первично”. [2] Т.е. одиночество - плод нашего сознания. Человек ощущает себя одиноким, только если он считает себя ненужным или лишним. Однако не стоит делать вывод, что человек не взаимодействует ни с кем, он взаимодействует с собой, расширяет круг своих познаний, в том числе познает себя. Как и в ковалентной неполярной связи, где происходит соединение электронных оболочек одноименных атомов, в одиночестве человек связывается сам с собой. Таким образом, соединяются его внутренняя и физическая сущность.
Знакомство
При знакомстве с новым человеком существующее между ними притяжение не является столь высоким. Данному взаимодействию в химии отвечает межмолекулярная связь, в которой атом вещества одной молекулы связывается с атомом, принадлежащим другой молекуле, но они не образуют единое вещество. Это взаимодействие очень слабое и при большой дистанции между веществами связь разрывается, так же как и с людьми. Познакомившись однажды люди, устанавливают контакт друг с другом, но, не взаимодействуя, долгое время этот контакт ослабевает и может полностью исчезнуть с течением времени. Более того, в межмолекулярных связях нет ограничений в числах соединенных атомов. То же самое и в человеческой жизни, знакомство людей может происходить ежедневно на протяжении всей жизни.
Дружба
Дружбе в химии сопоставляется ионная связь. Ионная связь - это химическая связь, осуществляемая с помощью электростатического взаимодействия положительно и отрицательно заряженных ионов.[4] Она возникает между металлами и неметаллами, так как металлы легко отдают свои электроны, а неметаллы с легкостью их принимают. Данная связь является достаточно прочной и с помощью нее образуется единое вещество. Следовательно, данная связь характеризует дружеские отношения людей. С философской точки зрения дружба - это взаимопривязанность и духовная общность группы людей, которая необязательно связана родственными узами. Трактовка дружбы по Аристотелю предполагает, что существует совершенная дружба, и она является абсолютно бескорыстной, не ищущей выгоды. Согласно этому пониманию: “Питая дружбу к другу, питают ее к благу для самих себя, ибо, если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг.”[5] Рассмотрим связь между ионной связью и дружескими отношениями на примере образования молекулы NaCl. Отрыв электрона от атома натрия приводит к образованию катиона натрия. В то время как, присоединение электрона к атому хлора приводит к образованию аниона хлора. Между этими образовавшимися ионами возникает электростатическое притяжение, вследствие которого образуется молекула хлорида натрия. Натрий, добровольно отдав, свой электрон хлору помогает ему стать схожим по строению с инертным газом, к чему хлор и стремится первоначально. То же самое происходит и с натрием, который так же приближается к своему идеальному состоянию. Так и в человеческом мире отношений, а именно дружеских взаимоотношений люди помогают друг другу стать лучше и всегда поддерживают друзей. Благодаря данному примеру можно четко увидеть взаимосвязь между химической связью и человеческим отношением друг к другу.
Любовь
Любовь – это чувство привязанности одного человека к другому, при котором между ними существует влечение и забота. Один из творцов немецкой классической философии Фридрих Гегель выражался об этом чувстве так: “Это потеря своего сознания в другом, это видимость бескорыстии и отсутствие эгоизма, благодаря которой субъект впервые находит себя и становится “Я”, это самозабвение, так что любящий живет не для себя, а находит корни своего существования в другом, и все же в этом другом как раз всецело наслаждается самим собою,- это и составляет бесконечность любви”. [6] Переходя от философского понятия любви к химическому ее эквиваленту, нами рассматривается металлическая связь. Данный вид связи представляет собой обобществление валентных электронов металлов, в кристаллической решетке. В связи с тем, что металлы являются положительно заряженными ионами, между ними не существует притяжения. Следовательно, для того чтобы образовать металлическую связь электроны, принадлежащие им становятся общими, посредством перекрытия электронных облаков. Сопоставляя любовные отношения, с данным видом связи и анализируя слова Гегеля о любви, мы приходим к заключению о том, что в обоих случаях взаимодействие между субъектами происходит полно и взаимодополняемо. Также стоит отметить, что чувство любви между людьми возникает не только как страстное желание, но и в форме родственной и дружеской привязанности. В металлической связи можно проследить идентичную тенденцию. То есть связи могут образовываться не только с одним ионом, но и с другими соседними ионами.
Брак и семья
Особенностью человеческого вида является желание и стремление к образованию крепких отношений с одним человеком, с целью построения фундамента для жизни последующего поколения. Эта цель осуществляется в виде создания брака и семьи. Семья – это целый мир, огромный космос, в котором каждому члену отведен свое место и роль.[7] То есть все члены семьи делают свой вклад в стабильное существование и процветание, как самого брака, так и семьи в целом. Согласно философии Гегеля: “Отношение мужа и жены есть познавание взаимной признанности”. [8] Это значит, что каждый член семьи дополняет друг друга, создавая единое целое. Аналогичное действие происходит в ковалентной полярной связи в химии, где два разных атома образуют связь друг с другом за счет соединения их неспаренных электронов. Но какой бы идеальной не была семья, в ней присутствует доминант. Тот, чей характер является более властным и есть превалирующий член семьи. Схожая ситуация наблюдается и в ковалентной полярной связи, в которой электронная плотность смещена к более электроотрицательному атому.
Отношение с окружающими нас людьми является зеркалом нашего духовного состояния. Оно есть самое сокровенное испытание человечества, с помощью которого происходит создание и развитие нового общества. Связывая эту тему с фундаментальной наукой - химией нами было рассмотрено взаимоотношение людей в социуме как взаимоотношение атомов в химической связи. Исследуя данный вопрос, становится ясно, что определенные стадии отношений соответствуют определенным химическим взаимодействиям. Проведя параллель между этими явлениями, очевидно, то, что и взаимоотношение людей и связи между веществами могут служить не только эквивалентом друг другу, но и имеют одну цель. Этой целью является порождение новой жизни. Другими словами, макромир и микромир работают по схожей схеме создания мира.
Список литературы:
- Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — С.38-57. — 830 с. — (Филос. наследие. Т, 90).
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды.-М.: Флинта, 1999. – С. 216-217
- Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика, метеоры, геометрия. М.: АН СССР, 1953.-273 с.
- Общая химия: учебник А.В Жолнин; под ред. В.А. Попкова, А. В. Жолнина, 2012
- Kenny A. The Aristotelian Ethics. A Study of the Relations between the Eudemian and Nicomachean Ethics of Aristotle. Oxf., 1978.
- Цитаты из «Философии права» Гегеля приводятся в переводе Бориса Столпнера по изданию: Гегель Г. В. Ф. Философия права // Гегель Г. В.Ф. Соч. М., 1934. Т. VII.
- Боровых, Л.Н. Философия: семья и брак : учебное пособие / Л.Н. Боровых; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. – 162 с.
- Гегель. Соч. М, 1959, т.4 стр.242
дипломов
Оставить комментарий