Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Садыкова Л.Э., Зайнуллина З.З. МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(43). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(43).pdf (дата обращения: 16.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Садыкова Лилия Эльверовна

студент направления подготовки «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Оренбургский ГАУ

РФ, г. Оренбург

Зайнуллина Зиля Зинфировна

студент направления подготовки «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Оренбургский ГАУ

РФ, г. Оренбург

Константинова Ольга Евгеньевна

научный руководитель,

доц., Оренбургский ГАУ

РФ, г. Оренбург

В современной мировой экономике помимо конкуренции на рынке товаров, услуг и капиталов существует особый вид конкуренции — налоговая.

Под налоговой конкуренцией понимается создание лучших условий налогообложения для производителей и потребителей в одной юрисдикции по сравнению с другой [5]. 

 В большинстве случаев налоговая конкуренция возникает при избрании государством стратегии привлечения прямых или косвенных зарубежных инвестиций (денежных средств): иностранные инвестиции и высокая стоимость человеческих ресурсов благодаря минимизации налогообложения и предоставления специальных налоговых льгот позволяют сделать страну конкурентоспособной.

Процесс глобализации системы мирохозяйственных связей и эволюция налоговой политики в большинстве постиндустриальных стран способствовали появлению международной налоговой конкуренции, которая имеет ряд особенностей.

Во-первых, международная налоговая конкуренция означает воздействие на национальную налоговую политику одного отдельно взятого государства налоговой политики других стран. В современных условиях взаимозависимость национальных налоговых политик возросла настолько,что решения, принимаемые в сфере налогообложения отдельных государств, оказывают воздействие на все субъекты мировой экономики.

Во-вторых, в ходе налоговой конкуренции основное место занимает конкуренция налоговых систем и режимов налогообложения различных стран.

В-третьих, конечной целью международной налоговой конкуренции для целого ряда стран стали создание эффективной инфраструктуры, рост занятости населения и увеличение налоговых поступлений в пользу правительства.

В-четвертых, основными субъектами налоговой конкуренции являются страны в лице своих национальных правительств и налоговых администраций, в то время как субъекты традиционной конкуренции — это негосударственные экономические агенты [6]. 

С  одной  стороны  налоговая  конкуренция  выступает  эффективным  инструментом  перераспределения  бюджетных  ресурсов  между  государствами  с  более  привлекательным  налоговым  климатом.  С  другой  стороны,  международная  налоговая конкуренция  подвергает  опасности  национальные  налоговые  базы,  повышает  риски  возникновения  угрозы  санкций  тем  государствам,  которые  используют  недобросовестную  налоговую  конкуренцию  в  целях  привлечения  иностранного  капитала  и ресурсов.  Минимизация  налоговых  рисков  для  стран  должна  основываться  на  построении  эффективной  налоговой  политики  в  сфере  внешнеэкономической  деятельности.  Одним  из  индикаторов  ее  эффективности  выступает  показатель  налоговой нагрузки [1].   

Рассмотрим  уровень  налоговой  нагрузки  в  странах  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)  и  сравним  его  значение  с  показателем  в  России.

Налоговая нагрузка в развитых странах продолжает расти и находится сейчас на рекордном более чем за полвека уровне, зафиксировали в ОЭСР. В большинстве стран-участниц этой организации фискальные сборы растут быстрее, чем ВВП. В основном это происходит за счет увеличения поступлений от индивидуальных налогов, социальных взносов и налогов на потребление,  тогда как доля корпоративных налогов в доходах стран резко снизилась во время кризиса 2008–2009 годов и с тех пор так и не восстановилась [2].

Средняя налоговая нагрузка в странах ОЭСР в 2016 году выросла с 34% до 34,3% ВВП — и это самый высокий уровень с 1965 года, следует из данных этой организации. Нагрузка последовательно растет с 2009 года, а с 2014-го она превышает докризисный уровень. Сразу более чем на один процентный пункт выросла доля налогов к ВВП в пяти странах ОЭСР — в Греции, Южной Корее, Латвии, в Нидерландах и Польше. Существенное снижение нагрузки было зафиксировано лишь в Австрии и Новой Зеландии. В среднем налоговые сборы обеспечивают 82% поступлений в бюджеты развитых стран (в Норвегии и Мексике — около 70%), но это по-прежнему меньше, чем до кризиса — 82,6%.

Самый низкий уровень налоговой нагрузки в Мексике, 17,2%, самый высокий — в Дании (45,9%). Ниже 30% ВВП остается нагрузка в Австралии, Чили, Ирландии, Южной Корее, Латвии, Швейцарии, Турции и США. Выше докризисной нагрузка в 18 странах, ее наибольший рост зафиксирован в Греции (на 7,4 процентных пункта), в Эстонии, Мексике и Словакии. Существенное снижение — только в Ирландии и Норвегии (отметим, что в первом случае это произошло за счет резкого роста ВВП, вызванного регистрацией в стране международных компаний и переносом активов) [2].

Что касается ситуации в России, то за последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику как росла, так и сокращалась. В 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Сегодня этот показатель в России заметно ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития, но и среднего для ОЭСР уровня и составляет 30,8%.

Меняется в ОЭСР и структура платежей. Со времени кризиса 2008-2009 годов доля сборов персональных налогов выросла с 23,7% до 24,4% в 2015-м, доля налогов на недвижимость увеличилась с 5,6% до 5,8%. Самая высокая доля таких сборов — в Дании (55,2%), Австралии (41,5%) и США (40,5%). При этом в этих странах, как правило, действуют более низкие ставки страховых взносов (исключение — США с 23,7%). Средняя доля социальных взносов в общем объеме сборов выросла с 24,6% в 2007 году до 25,8% в 2016-м [2].

В то же время доля налогов на потребление (включая НДС и акцизы) после 2007 года сначала увеличивалась (с 31,9% до 33% в 2010-м), а затем снизилась до 32,4%. Выше всего нагрузка на потребление в Венгрии и Чили, где НДС и другие подобные налоги обеспечивают свыше 40% поступлений. Ниже всего такая нагрузка в США (17% сборов). В этой стране нет НДС, но действует налог с продаж, который устанавливают отдельные штаты. В Германии доля НДС в общих сборах чуть меньше 20%, во Франции и Италии — около 15%. Наконец, доля корпоративных налогов, резко снизившаяся во время кризиса, с тех пор так и не восстановилась (снижение с 11,2% в 2007-м до 8,9% в 2015-м). Выше всего эта доля в Мексике (20,1%) и Чили (21%), тогда как в Финляндии, Франции, Германии, Италии она не превышает 5%, а в США равна 8,5% [2].

Что касается ситуации в РФ то, помимо налоговых платежей, для российского бизнеса существуют еще страховые взносы, а также многочисленные неналоговые платежи, которые не прописаны в Налоговом кодексе. К последним относятся, например, экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовых автомобилей, оплата услуг государства и госфондов и т. п.

Но в данном случае речь идет, прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования.

Далее рассмотрим структуру общей ставки налогов по  странам  ОЭСР, данные представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Структура общей ставки налогов по странам ОЭРС

 

Согласно рисунку 1, реальная налоговая нагрузка на бизнес в среднем по миру составляет в целом 40,6%. Расчеты основаны на законодательно установленных в каждой стране как налоговых, так и разного рода неналоговых обязательствах некой условной компании с персоналом в 60 человек (для России это – малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам. Показатель для России – 47,4%. Среди всех регионов мира выше – только в Южной Америке [3].

По сравнению с другими регионами мира в России, доля именно налогов на труд в общей структуре требуемых национальным законодательством от бизнеса налоговых и неналоговых платежей – 36,1% при среднемировой в 16,2%. А по сравнению с другими регионами мира она выше в 1,5-2,5 раза.

На основе  данных отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности за 2017-2018 годы первое место по индексу глобальной конкурентоспособности снова заняла Швейцария, на втором и третьем местах расположены США и Сингапур соответственно. В десятку стран с наиболее конкурентоспособной экономикой вошли также Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция, Великобритания, Япония и Финляндия. Россия поднялась на 5 строчек по сравнению с 2016 годом и заняла 38-е место среди 137 стран (таблица 1) [4].

Таблица 1.

 Десять ведущих стран по индексу глобальной конкурентоспособности 2016-2018гг.

2016-2017

Страна

2017-2018

1

Швейцария

1

3

США

2

2

Сингапур

3

4

Нидерланды

4

5

Германия

5

9

Гонконг

6

6

Швеция

7

7

Великобритания

8

8

Япония

9

10

Финляндия

10

43

Россия

38

 

По данным отчета, спустя 10 лет после мирового финансово-экономического кризиса 2007-2008 годов, экономика стран по-прежнему подвержена риску еще одного кризиса, а также плохо подготовлена к новой волне инноваций и автоматизации. В целом, неустойчивость мировой экономической системы объясняется тремя факторами. Во-первых, это нестабильность международных финансов, которые оказывают определяющее влияние на современное экономическое развитие. Во-вторых, слабая поддержка трудовых ресурсов ввиду сокращения рабочих мест из-за роботизации и автоматизации производства снижает общие показатели производительности труда. В-третьих, неравномерное распределение инвестиций по секторам экономики (предпочтение отдается новейшим технологиям) приводит к тому, что инновации не стимулируют производительность труда, что также негативно сказывается на глобальной конкурентоспособности [4].

В заключение хотелось бы сказать, что в современных условиях российская налоговая система достаточно конкурентоспособна. Следует заметить, что повышение конкурентоспособности налоговой системы выступает одной из главных задач налоговой политики, которая, в свою очередь, должна быть направлена не только на снижение уровня налоговой нагрузки, но и на создание привлекательного инвестиционного климата, снижение барьеров в сфере внешнеэкономической деятельности.

В период глобализации в условиях налоговой конкуренции правительство страны должно предлагать разумные налоговые ставки для предотвращения оттока кадров и инвестиций со своей территории. Большинство государств предпринимают меры по усовершенствованию налоговой политики с целью повышения их конкурентоспособности, но стоит учитывать, что налогообложение – лишь один показатель, описывающий национальную конкурентоспособность, нельзя забывать и про другие критерии: гибкость рынка труда, общую стоимость рабочей силы, уровень образования, стабильность и эффективность экономической, политической и правовой системы.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А.С. О вопросе конкурентоспособности налоговой системы России в условиях международной налоговой конкуренции // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. –№ 9(52). – С.14-19.
  2. Едовина Т.Развитые страны усиливают фискальное давление на своих граждан // Газета Коммерсантъ. — 2017. — №219. — С.2-3.
  3. Зобова Л.Л., Сучкова К.И. Уровень налоговых показателей в глобальной конкурентоспособности // Международный студенческий вестник. — 2017. —№4. — С.775-777.
  4. Коротков А.В., Карманов М.В., Кузнецов В.И., Киселева И.А. К вопросу об индикаторах и содержании глобальной конкурентоспособности // Статистика и экономика. — 2017. —№4. — С.14-21.
  5. Лыкова  Л.Н.  Налоговые  системы  зарубежных  стран:  учебник  для  магистров  для  студентов  высших  учебных  заведений,  обучающихся  по  экономическим  направлениям  и  специальностям  /  Л.Н.  Лыкова,  И.С.  Букина;  Всерос.  гос.  налоговая  акад.  М-ва  финансов  РФ.  —  М.:  Юрайт,  2013.  —  428  с.
  6. Симакова Е.К. Налоговая конкуренция: сущность и современные аспекты противодействия // Международный студенческий вестник. — 2013. —№3(39). — С.64-72.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий