Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Биотехнологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Майленова А.Т., Уразалина А.М. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 14.10.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ

Майленова Аягоз Талгаткызы

студент, кафедра биотехнологии и микробиологии ЕНУ,

Казахстан, г. Астана

Уразалина Альмира Махамбеткызы

студент, кафедра биотехнологии и микробиологии ЕНУ,

Казахстан, г. Астана

Арыстамбаева Светлана Андреевна

научный руководитель,

канд. философ. наук, магистр юриспруденции, академик МАИН,

Казахстан, г. Астана

Аннотация. Данная статья поднимает тему трансплантации органов и тканей. Описываются понятия трансплантации и биоэтики. Раскрываются этико-правовые проблемы в области трансплантологии.

Ключевые слова: трансплантация, антропологический аспект, аксиологический аспект, онтологический аспект, биоэтика.

 

На рубеже ХХ – ХХІ веков трансплантология стала частью медицины и биотехнологии, также они включили в себя новейшие достижения различных биомедицинских наук. На сегодняшний день трансплантология- это область, которая включает в себя высочайшие биотехнологические и медицинские технологии. Они используются в случаях, когда  у человека имеется какая- либо патология органа, которая  неизбежно приведет к летальному исходу. При лечении тяжело больных пересадка органов имеет огромное значение, т.к. она в лучшем случае продлевает жизнь и обеспечивает ее более высокий качественный уровень [1].

Термин «трансплантация» (от лат. transplantare – пересаживать) понимается как процесс замены поврежденных или утраченных органов путем пересадки таких же органов, взятых из здоровых организмов того же вида[2].

Трансплантация бывает трех видов:

1.Аутотрансплантацию –трансплантация при которой человек является донором для самого себя;

2.Гомотрансплантацию – такую трансплантацию проводят в пределах одного вида;

3.Гетеро- или ксенотрансплантацию – трансплантация может производится между разными видами. Например от животного к человеку[3].

Трансплантологию можно назвать наукой, в ней есть определенные этико-правовые проблемы:

1.Проблема изъятия органов у донора, распределение органов между пациентами;

2.Общее состояние донора;                                                        

3.Трансплантологии как коммерция.

Перед изъятием необходимого органа у донора, большое значение имеет его состояние, т.е живой донор или мертвый. Так как пересадка органа от живого донора отразится на его здоровье и причинит ему вред. Следовательно  перед врачом стоит сложный выбор: «помочь пациенту?» или «не навредить человеку?»

Еще одна из самых актуальных проблем по всему миру – это нехватка донорских органов. Все люди на земле равны и все должно быть справедливо, поэтому в трансплантологии есть специально созданная программа, иными словами «листы ожидания», по которой пациенты, нуждающиеся в пересадке того или иного органа становятся в очередь. Большой минус этой программы в том, что пациент, находясь даже в очень тяжелом состоянии, вынужден ждать своей очереди. Он может находиться как на первом месте в этом листе ожидания, так и на последнем месте. В худшем случае пациент может и не дождаться необходимой для него операции.

Между пациентами должны быть равные права, следовательно нужно выполнять определенные правила:

1.Пациент обязательно должен пройти медицинское обследование, после которого указывается тяжесть состояния пациента, а также его    иммунологические и генетические характеристики. Эти характеристики очень важны при пересадке органа.

2.Донорских органы не должны делится на отдельные группы, т.е со специальным финансированием.

С каждым разом все больше и больше трансплантология превращается в коммерцию, т.е человеческие органы становятся товаром, а так как присутствует проблема дефицита донорских органов, то эти органы становятся очень дорогим товаром. [4].

Трансплантология развивается очень стремительно и успешно, тем самым дает многим людям надежду на почти чудесное исцеление, однако вместе с этим поднимает множество проблем:

1.Людей, нуждающихся в замене органа больше, чем возможных доноров.

2.На сегодняшний день операции, которые осуществляются с помощью новых технологии являются очень дорогостоящими, поэтому такие виды операции могут позволить себе только люди «при деньгах».

3.При любых видах операции присутствует риск, как для донора, так и для реципиента. Как нам известно, с курса биологии, любой пересаженный орган часто не может сдружиться с иммунной системой реципиента, вследствие этого идёт уменьшение вероятности позитивного результата.

4.Отношение к телу умершего человека. Абсолютно в любой религии, люди, относятся очень бережно к телу покинувшего этот мир человека. Извлечение из тела какого-либо органа сравнивается с большим грехом.

Исследуя выше сказанные проблемы со стороны философии, можно выделить следующие аспекты:

-антропологический аспект, который включает в себя отношение людей друг к другу, например, «продавец-покупатель». Коротко говоря, люди, которые «при деньгах» выживают за счет тех, кто «без денег»;

-аксиологический аспект, то есть теряется ценность человека в этом мире, людей рассматривают как робот или железяка, в котором можно заменить любую деталь, если она вышла из строя. Вдобавок к этому, многие люди не хотят следить за своим здоровьем, впоследствии чего теряется и ценность здоровья.

-онтологический аспект, речь идет о понятии жизни и смерти, к примеру, человек после трансплантации сердца, считается живым, но другой человек со своим же сердцем, но не загруженным мозгом считается мертвым.

Судя по модернизованному миру, технологиям, у трансплантологии большие возможности, и этот процесс может сделать многих людей счастливыми, людей, которые давно уже потеряли надежду, веру в хорошее. Однако, развитие этого направления приводит и к некоторым сложностям. Ученые наших времен должны прийти к одному решению: развитие трансплантологии, через прикрытие философско-этических принципов, норм и сделав из этого максимальный плюс и безвредность окружающим ради благоприятного  результата. [5]

Конфликты, которые возникают при традиционно медицинских процессах можно решить через требования, относящиеся к развитии трансплантологии, то есть условия междисциплинарного диалога между врачами, пациентами, донорами, родственниками пациентов, исследователями. Эти проблемы последовали созданию биоэтики. Биоэтика- это междисциплинарная наука, стоящая между всеми медицинскими процессами, возникающая в результате внедрения модернизированной технологии в биомедицину. Отсюда появляются вопросы, которые могут затронуть не только область медицины, но и другие сферы, в основном, философов, юристов, религиозных людей и конечно же, обычных людей, пользующиеся повседневной медицинской помощью. Говоря о биоэтике, фундамент построил американский биолог Поттер, который опубликовал свою работу на тему «Биоэтика: мост в будущее» в 1971 году. [6].

Мы считаем, что даже если в современном мире людям оказывают хорошую медицинскую помощь, трансплантология всегда будет частью сферы науки и экспериментов. Для многих медицинских работников этические проблемы, возникающие при трансплантологии, являются решением каких-либо моральных проблем, например, использование тела человека как живым, так и неживым. Область, в которой происходят размышления о праве распоряжения своего тела или близкого человека, даже после смерти, останется лишь маленькой сферой об уважении к телу человека, что является частью его человеческой жизни на Земле.

 

Список литературы:

  1. Алисевич В.И. Некоторые этические и правовые вопросы трансплантации тканей и органов//Философские и социальные проблемы биологии и медицины. – М., 1977.
  2. Анохин А.М. Современная философия науки и медицина. – М., 1989.
  3. Демихов В. П. Пересадка жизненно важных органов в эксперименте. Медгиз, 1960.
  4. Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (от 22 декабря 1992 г №4180-1 с дополнениями от 24 мая 2000 года). / Цит. по Шамов И.А. Биомедицинская этика. …, с. 210.
  5. Gouge F., Moore J., Bremer B.A. et al. The quality of life of donors, potential donors and recipients of living related donor renal transplantation. Transplant. Proc. – 1990. – №22. – P. 2409-2413.
  6. medconfer.com›node/2392
  7. Поттер В. Р. Биоэтика: мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.