Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ЛАДЬЕВИДНЫЕ СОСУДЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Территориальные рамки Западной Сибири включают в себя часть Сибири, расположенной между Уральскими горами на западе и руслом р. Енисей на востоке. Большая часть площади Западной Сибири расположена в границах Западно-Сибирской равнины.
Неолит Западной Сибири охватывает период с VI по начало III тыс. до н.э. и совпадает с климатическим оптимумом голоцена. В это время природа Западно-Сибирского региона полностью приобретает современный облик. В процессе неолитизации развиваются новые технологии и складывается система комплексного промыслового хозяйства, сочетавшая охотничьи и рыболовецкие занятия. Повсеместное распространение получило эффективное охотничье оружие — лук и стрелы. Все эти факторы повлияли на образ жизни людей, становившейся все более оседлым — это подтверждается наличием в неолитическую эпоху Западной Сибири долговременных поселений с полуземлянками. Оседлый образ жизни привел к появлению и массовому распространению керамики, с эпохи неолита ставшей неотъемлемым атрибутом практически всех известных на сегодняшний день археологических культур. Наличие богатого керамического материала обусловило то, что для специалистов, изучающих неолит Западной Сибири, формы глиняных сосудов и их декор, являющиеся яркими маркерами изменения культурной традиции, становятся одним из важнейших инструментов для различия и характеристики древних культур в их динамике.
Неолитическая керамика Западной Сибири разнообразна как по формам, так и по декоративным особенностям. Одной из ярких черт керамического комплекса Западно-Сибирского региона является наличие так называемых ладьевидных сосудов. Ладьевидные сосуды — это сосуды, которые по своей форме напоминают ладью, лодку. Ладьевидные сосуды получают распространение с неолита, обнаруживаются в памятниках энеолита, а также широко представлены в коллекциях ранней бронзы и единичны для местных культур поздней бронзы [2, с. 100].
Картографирование неолитических изделий выявило следующую картину. Ладьевидные сосуды представлены в археологических памятниках, тяготеющих к известному урочищу «Барсова Гора» близ Сургута. Единичные емкости обнаружены в поселениях барсовогорской группы (Барсова Гора II/17, Барсова Гора II/16а) [7, с. 17] и быстринской культуры (Быстрый Кульёган 66 и селище Кушниково-8) [7, с. 24, 30-32]. Отдельные изделия присутствуют в лесной зоне Тоболо-Ишимья в материалах боборыкинской культуры. На поселениях Юртобор 3 и Мергень 3 достоверно реконструировано только по одному сосуду. [6].
Таким образом ладьевидные сосуды на территории Западной Сибири очень немногочисленны, если не единичны, и представлены в материалах только трех культурных образований эпохи неолита. Стоит отметить, что все они локализованы в таежной зоне.
На этом фоне совершенно иную картину представляют собой материалы поселения Чес-тый-яг, расположенного в Северном Зауралье в левобережье р. Ляпин (левый приток р. Северная Сосьва) в 3,5 км от поселка Саранпауль. Ладьевидные формы встречаются здесь во всех пяти раскопанных жилищах и насчитывают несколько десятков изделий, составляя около 10 % от общего числа сосудов. Абсолютная уникальность и репрезентативность Чес-тый-ягской коллекции позволяет разработать на ее основе классификацию этого типа керамики. В классе нестандартной глиняной посуды она образует отдельную группу ладьевидных сосудов. По оформлению носовой и кормовой частей группа подразделяется на два типа: изделия с овальным устьем и изделия с овально-приостренным устьем. Форма венчика служит критерием для отнесения емкости к подтипу открытых или закрытых емкостей. Варианты определяются наличием или отсутствием скульптурных элементов (орнито- или зооморфных образов). Отметим, что предложенная схема соотносится с классификацией ладьевидных сосудов раннего бронзового века, разработанной Е. А. Васильевым [3, с. 8].
Хронология и периодизация Западно-Сибирского неолита является предметом непрекращающейся дискуссии. Классическая трехчленная схема В. Н. Чернецова не выдержала испытания временем и новыми материалами. На сегодняшний день де-факто археологи исходят из представленный о наличии «раннего» и «позднего» неолита. Согласно материалам вышеобозначенных культур, ладьевидные сосуды получают распространение с позднего неолита и, как уже упоминалось выше, сохраняются в материалах памятников раннего бронзового века.
Ладьевидные сосуды известны и за пределами Западной Сибири. В пределах Среднего Зауралья фрагмент сосуда ладьевидный формы обнаружен в материалах памятника «святилище Кокшаровский холм — Юрьинское поселение», который А. Ф. Шорин и А. А. Шорина относят к кошкинской культурной традиции, обращая внимание на совпадение характерной для данной традиции орнаментальной схемы и орнаментальной схемы обнаруженного фрагмента [8, с. 17]. На территории Восточной и Юго-Восточной Прибалтики единичные изделия встречаются в памятниках цендмарской культуры [4, с. 10]. Ладьевидный сосуд, найденный на стоянке Калмыковка-1, К. М. Андреев, А. А. Выборнов, И. Н. Васильев, А. В. Сомов относят как к елшанской культуре раннего неолита, так и к сосудам средневолжской культуры развитого и позднего неолита лесостепного Поволжья, так как существуют определенные сложности в разграничении этих культур, подвергшихся заметному синтезу [1, с. 133]. Единственное археологическое образование, где ладьевидные формы многочисленны и достаточно разнообразны — это кельтеминарская неолитическая культурная общность, занимавшая территория южного Приаралья. Они встречаются в ряде памятников Акчадарьинской дельты, в космолинской группе памятников, расположенных в Низовьях Сырдарьи, а также на Лавляканских стоянках, датируемых развитым и поздним неолитом, и совпадающих с джанбасским и позденеолитическим этапами развития кельтеминарской культуры. [5, с. 98, 101, 104-106].
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ладьевидные формы известны в ряде евразийских культур эпохи неолита, но повсеместно представлены только единичными экземплярами. Исключением являются две культурные традиции: кельтеминарская в Приаралье и чес-тый-ягская на Севере Западной Сибири, что позволяет поставить проблему их взаимной связи.
Список литературы:
- Андреев К. М. и др. Новые неолитические материалы стоянки Калмыковка I // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2016. – Т. 18. – №. 3-1. – С. 130-139
- Васильев Е. А. Транскультурные традиции Северо-Западной Сибири в эпохи неолита и раннего металла // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. №4 (42). – С.98-102
- Васильев Е. А. Ладьевидные сосуды эпохи ранней бронзы из Нижнего Приобья // Искусство и фольклор народов Западной Сибири. Томск. – 1984. – Т. 127. С. 5-17
- Зальцман Э. Б. К проблеме происхождения приморской культуры (по материалам раскопок поселений Прибрежное и Ушаково-3) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2016. – №. 1. С. 6-38
- Коробков Г. Ф. Неолит юга. Средняя Азия и Казахстан // Неолит Северной Евразии. Археология. М.: Наука. – 1996. – С. 87-133.
- Пошехонова О. Е. Особенности керамического производства у неолитического населения Тоболо-Ишимья // ВААЭ. 2005. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-keramicheskogo-proizvodstva-u-neoliticheskogo-naseleniya-tobolo-ishimya (дата обращения: 27.01.2018).
- Чемякин Ю. П. Барсова Гора: очерки археологии Сургутского Приобья. Древность. – Сургут–Омск: ОАО «Омский дом печати», 2008. – 224 с.
- Шорин А. Ф., Шорина А. А. Кокшаровский холм: неолитические сосуды с рельефными изображениями // Уральский исторический вестник. – 2016. – №. 4. – С. 15-24.
Оставить комментарий