Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ МОНОНОРМ И «ТАБУ» В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальной теме в теории государства и права – мононормам первобытного общества. Цель статьи – рассмотреть основные характеристики мононорм, их виды, показать регулирующую роль. Методами исследования является: системный, общенаучный, анализ и синтез. В статье автор приходит к выводу о том, что при помощи мононорм первобытного общества были созданы условия для формирования в обществе устойчивых, социальных отношений.
Ключевые слова: мононорма, первобытное общество, табу, обычаи и религиозные нормы.
В современном мире на данном этапе перед обществом стоит проблема понимания происхождения самого человека, становление общественных отношений. Социальные, экономические, политические, религиозные и культурные отношения определили развитие человечества, его основные этапы исторического развития. Именно история первобытного общества определила пути развития человечества, поэтому в ней находят источники процессов и явлений, составляющие содержание культуры человека[1,c.318].
Правила, которыми руководствовались в своём поведении первобытные люди, именуются мононормами. Исторически они были первой разновидностью социальных норм. Это внутреннее единство морально-правовых и религиозных начал в мононорме обосновано недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где, прежде всего, личное и общественное, права и обязанности были слиты. Главное предназначение мононорм состояло, в поддержке человека в том, чтобы приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида[3,c.37].
Складывание мононорм происходило стихийно, методом проб и ошибок, при этом отсутствовали особые органы, которые их вырабатывали и использовали. Первобытный человек очень часто присваивал готовые естественные формы регуляции, сохранял лишь только те правила поведения, которые в наилучшей степени содействовали выживанию рода, племени, обеспечению их единства путем регуляции семейно-брачных отношений, совместной трудовой деятельности, взаимопомощи[3,c.38].
Среди мононорм с точки зрения обязательности их выполнения можно выделить такие нормы, как нормы-запреты и нормы-ожидания. Нормы-запреты существовали в форме табу, и несоблюдение их каралось жестокими наказаниями. У множества первобытных народов были установлены жёсткие правила поведения, среди которых было большое количество запретов, стремящихся ограничить произвол сильных, господство животного эгоизма первобытного человека [6, с. 10]. Запреты, т. е. недопустимость совершать те или иные действия, строились на основе религиозных верований. Считалось, что за несоблюдение установленных запретов духи или же иные божества наказывали людей заболеваниями и смертью. Табу играли важную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности.
Многие табу у некоторых народов сохраняются и до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам. Несоблюдение запретов приводило к негативным последствиям для нарушителя: изгнание из рода, телесные наказания, смерть.
Древние табу, весьма эффективно регулировавшие межличностные и межгрупповые взаимодействия, имели религиозную оболочку, поведенческие «нельзя» и «можно» имели смысл лишь как религиозные предписания[4,c.118].
В отличие от норм-запретов, нормы-ожидания существовали в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов и создавали у индивида установку на положительное поведение, не содержали жёстких наказаний.
Среди норм-ожиданий особенное место занимали мифы. Они, нередко в мистической и религиозной форме, отображали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Мифы сообщали человеку информацию о хороших и плохих способах поведения и их последствиях, содержали накопленный предыдущими поколениями социальный опыт. В такой форме, как мифологические обряды и действия, первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, познания природных и социальных явлений. С помощью накопленных знаний человек осуществлял свое поведение, строил собственные отношения с людьми. Значит, мифы выступали руководством к действию, являясь комплексом верований, которые формировали смысл жизни человека. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы могли помочь первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и создать устойчивые правила поведения [5, с.20].
В зависимости от способа формирования выделяют нормы обычаев и традиций, нормы морали, религиозные нормы. Обычай — более древний регулятор общественных отношений. Обычаем считается правило поведения общего характера, сложившееся в результате многократного исполнения и основывающееся на соображениях полезности данного поведения, одобряемого общественным мнением.[2,c.141].
Особенностью обычаев считается то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они появляются как результат более целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Вслед за тем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.
Религиозные нормы представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для лиц, исповедующих определённую веру. Религиозные предписания касаются основ той или иной веры, исполнения обрядовых церемоний, порядка организации деятельности соответствующих религиозных организаций и многое другое.
Характерными чертами религиозных норм являются следующие моменты: во-первых, религиозные нормы запрещают некоторые действия, например, в заповедях устанавливают «не убий, не укради»; во-вторых, религиозные предписания относятся не к конкретному человеку, а к определённой группе лиц, последователей.
Вместе с тем, по сравнению с нормами права, сфера действия и круг лиц, на которых распространяются религиозные нормы, значительно уже; нормы религии более категоричны в своих требованиях, которые основываются единственно на вере людей в них.
Таким образом, мононормы существовали и реализовались через сознание и поведение людей, без письменной формы выражения. Сила убеждения, принуждения и запреты обеспечивали передачу этих норм, именно они выступали ведущими способами регулирования. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям создать условия для формирования в первобытном обществе устойчивых и гарантированных социальных отношений. В заключение можно сказать, что социальные нормы являются важнейшими и необходимыми не только в первобытно-общинном строе, но и в настоящее время. Потому что они регулировали и регулируют между людьми и их объединениями отношения в процессе материального производства, в политических, в социальных и культурных сферах.
Список литературы:
- Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества – Москва: АСТ: Астрель, 2001.- 350 с.
- Багмет А.М., Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов – Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.- 327 с.
- Рассолов М.М., Теория государства и права: учебник для вузов – Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.- 735 с.
- Старков, О.В. Теория государства и права: учебник – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.- 371 с.
- Рубанцова Т.А. Концептуальная модель образования традиционного общества // вестник СГУПС. - №24., 2010,- С.19-25.
- Рубанцова Т.А Философия права: хрестоматия – Новосибирск: СГУПС, 2004. – С.120.
дипломов
Оставить комментарий