Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПТА «АД» В СОВРЕМЕННОМ РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ
В разнообразии современных дискурсивных практик религиозный дискурс представляется нам одним из перспективных объектов лингвистического исследования. Его актуальность обусловлена рядом причин, в числе которых наибольшую значимость имеет укоренённость базовых концептов в сознании субъекта: «глубина залегания» этого культурного пласта такова, что его наличие даже не вполне осознаётся субъектом.
Характерной чертой религиозного дискурса является метафоричность [1, 7, 8]. Причём вне соотнесения с дискурсом как «оязыковлённой» совокупностью духовного человеческого опыта, метафора теряет свой не только когнитивный, но и прагматический потенциал. Следствием утраты первого является невозможность осмыслить сакральный объект, лишённый материальной оболочки и неверифицируемый; а утрата последнего становится препятствием в процессе формирования целостной картины мира. В этой связи уместно вспомнить о ментальной функции метафоры как средства познания [3].
На специфические признаки религиозного (православного) дискурса указывает Л.Н. Чурилина: «Религиозный дискурс как способ объективации особой ментальности отличается традиционностью и предполагает обязательную соотнесённость каждого вновь порождаемого текста с неким прецедентом – первоисточником, в роли которого в православии выступает Священное Писание» [8, с. 55]. Между тем «традиционность» метафорической модели, по наблюдениям Л.Н. Чурилиной, вовсе не означает её застывшее, неизменное состояние. Разумеется, она сохраняет соотнесённость с базовым концептом, но никак не утрачивает способности к «обновлению» и поиску новых способов выражения [10, с. 279].
Предпринятое нами наблюдение за вариантами метафорических выражений, объективирующих концепт «Ад», позволило выявить направления когнитивного поиска современного носителя православного сознания.
Методологической основой исследования явилась когнитивная теория метафоры, согласно которой структура метафоры представляет собой «пары соотнесённых концептов (концептуального дуэта)» [9, с. 278], соединяющего абстрактный и изотерический миры. Источником метафорических репрезентаций концепта стали материалы информационного православного портала «Foma.ru» [19]. Всего нами было выявлено 812 фрагментов с лексемой ад.
Концепт «Ад» в религиозной картине мира является базовым, своего рода универсалией: он совместно с антиподом (концептом «Рай») представляет один из полюсов религиозного сознания.
Вовлечение концепта «Ад» в процесс метафоризации связано с актуализацией семантических компонентов ʻместоʼ, ʻпространствоʼ. В зону концептуального пространства входят такие смысловые характеристики, как «замкнутая область», «обширное обособленное место»:
- «Ад ‒ это обширное пространство, которое Бог специально оборудовал для мучения попавших туда грешников: сковородки с кипящим маслом, котлы, черти с вилами, неугасающий огонь… Короче — геенна огненная» [11];
- «Ад – это место, где исполняются требования справедливости святого и праведного Бога, приносится удовлетворение божественному правосудию» [22];
- «Ад – тёмное царство мёртвых – известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.» [13];
- «Мир справедливости – это ад, а рай – это мир любви» [17];
- «Ад ‒ это пропасть, которую нельзя наполнить; дыра, через которую просвечивает вся безрадостность» [24].
Предлагаемые в рамках современного православного дискурса способы реализации метафорической модели «АД ↔ ПРОСТРАНСТВО / МЕСТО» являются вполне традиционными (ср.: «Ад ‒ это место презрения и стыда [Дан. 12:2]). Анализ лексико-семантических связей в представленных метафорических выражениях позволяет заключить, что возможность смешения сакральной и бытовой зон в рамках рассматриваемой метафорической модели практически не реализуется. В актуальной зоне для сегодняшних носителей религиозного сознания оказываются по преимуществу оценочные семы ʻплохойʼ, ʻопасныйʼ, формирование которых в структуре лексического значения лексемы ад определяется набором ассоциаций (огонь, смерть):
- «Он не делает ничего, на что можно было бы пожаловаться администратору гостиницы, но жизнь отдыхающего постепенно превращается в ад» [23];
- «Муж с работы к телевизору, пивка, и все – никакой, мутный лежит; жена целый день орет: “Опять нажрался!”; дети совершенно безумные растут в таком аду» [14];
- «Человек замыкается в себе и не творит посильное добро, но и в том, что он воспринимает мир, особенно городской мир сегодня, так, будто это ад, чертово колесо, его следует избегать» [21].
Другой, тоже вполне традиционный несмотря на внутреннее противоречие, вариант осмысления концепта «Ад» связан с идеей отсутствия света, или тьмой, при том, что наличие огня интуитивно предполагает наличие света («Это ‒ место "внешней тьмы" [Мат. 8:12; 25:30]):
- «Ад невидим, потому что это совершенно беспросветное место, место, лишённое света» [20];
- «Праведники станут причастниками всей славы и любви Божией. Что касается грешников, то они отойдут в ад – вечную тьму» [15].
Альтернативой локальной метафоре является в рассматриваемом дискурсе метафора психическая ‒ «АД ↔ СОСТОЯНИЕ». И в этой модели можно говорить о «пространственной» составляющей, специфика же заключается в том, что пространством ада становится душа / сердце субъекта:
- «У стрелявшего в церкви в сердце был ад», ‒ сказал архиепископ Тихон. И призвал людей воздержаться от чувства ненависти к преступнику» [18];
- «Бывает так, что два сотрудника выполняют одну и ту же работу, при этом один из них радостен и живет с мирностью духа, а у другого в душе ад» [16];
- «Но, когда мы приняли это решение, в моей душе наступил кромешный ад» [12].
Третий вариант метафоры с компонентом АД можно считать имеющий антропоморфную основу концептуальный дуэт «АД ↔ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО»:
- «Ад воюет против любой добродетели — но более всего ад воюет против надежды» [25].
Таким образом, фрагменты современного православного дискурса отражают традиционность используемых в процессе осмысления феномена «Ад» когнитивных стратегий: выявленный набор метафорических выражений соотносится с тремя метафорами «АД ↔ ПРОСТРАНСТВО / МЕСТО», АД ↔ СОСТОЯНИЕ» и «АД ↔ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО». Значимым, с нашей точки зрения является тенденция к взаимному притяжению обнаруженных метафор.
Список литературы:
- Деревскова, Е.Н., Чурилина, Л.Н. Метафорика религиозного дискурса в словарном отражении: структура словарной статьи // Вестник Череповецкого государственного университета. – №6 (67). – 2015. – 55-57.
- Кожемякин, Е. А. Дискурсный подход к изучению институциональной культуры. [Текст] / Е.А. Кожемякин – Белгород, 2008. – С. 123 – 124.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. [Текст] – М., 2004.
- Легойда, В. Р. Страна глухих [Электронный ресурс] / В.Р. Легойда. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/strana-gluxix.html, свободный (дата обращения 17.02.2018).
- Пущаев, Ю.В. Ад: Невидимое место, или место, лишенное света? [Электронный ресурс] / Ю.В. Пущаев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/ad-nevidimoe-mesto-ili-mesto-lishennoe-sveta.html, свободный (дата обращения: 17.02.2018).
- Христианский справочник по апологетике. Библейское учение об аде [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://www.scienceandapologetics.org/text/197_6.htm (дата обращения 17.02.218).
- Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. [Текст] / А. П. Чудинов. - Екатеринбург, 2003. – 248
- Чурилина, Л.Н. Метафорическая модель с компонентом Дом в современном православном дискурсе: словарное описание / Л. Н. Чурилина / Проблемы истории, филологии и культуры. – 2014. -№ 3 (45). – С. 97-99.
- Чурилина, Л.Н. Современный православный дискурс: проблемы лексикографического представления / Л.Н. Чурилина // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва – Магнитогорск – Новосибирск, 2009. Вып. 2 (24). – С. 277-283.
- Чурилина, Л.Н. Православная метафора: традиции и новаторство [Текст] / Л.Н. Чурилина // Славянские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции под ред. Т. П. Рогожниковой. – 2013. – С. 200 – 207.
- Десять вопросов о грехе [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/10-voprosov-o-grehe.html (дата обращения 25.02.2018).
- Кирильченко, О. Д. Ад как состояние [Электронный ресурс] / О. Д. Кирильченко. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/olga-kirilchenko-ad-kak-sostoyanie.html (дата обращения 25.02.2018).
- Легойда, В. Р. Страна глухих [Электронный ресурс] / В. Р. Легойда. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/strana-gluxix.html, свободный (дата обращения 17.02.2018).
- Мамонов, П. Я. Меня рвет на части [Электронный ресурс] / П. Я. Мамонов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: foma.ru/petr-mamonov-menya-rvet-na-chasti.html (дата обращения 07.03.2018).
- Милов, С. Н. Учение Церкви о смерти и воскресении. [Электронный ресурс] / С. Н. Милов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/uchenie-tserkvi-o-smerti-i-voskresenii.html (дата обращения 25.02.2018).
- Михайлова, В. А. Карьеристы, трудоголики и святой Антоний [Электронный ресурс] / В. А. Михайлова. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://foma.ru/kareristyi-trudogoliki-i-svyatoj-antonij.html (дата обращения 25.02.2018).
- Михайлова, В. А. Мир справедливости это и есть мир любви [Электронный ресурс] / В. А. Михайлова. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/arkadij-mamontov-mir-spravedlivosti-eto-ad-a-raj-eto-mir-lyubvi.html (дата обращения 25.02.2018).
- Михайлова, В. А. Не испугавшиеся смерти [Электронный ресурс] / В. А. Михайлова. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/ne-ispugavshiesya-smerti.html (дата обращения 25.02.2018).
- Православный журнал ФОМА [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/ (дата обращения 25.02.2018).
- Пущаев, Ю. В. Ад: Невидимое место, или место, лишенное света [Электронный ресурс] / Ю. В. Пущаев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/ad-nevidimoe-mesto-ili-mesto-lishennoe-sveta.html (дата обращения 07.03.2018).
- Сурожский, М. А. Верю – не верю. Диалог атеиста с христианином [Электронный ресурс] / М. А. Сурожский. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/veryu-ne-veryu-dialog-ateista-sxristianinom.html (дата обращения 07.03.2018).
- Ткаченко, А. Е. Бог и ад [Электронный ресурс] / А. Е. Ткаченко. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://foma.ru/bog-i-ad.html (дата обращения 25.02.2018).
- Ткаченко, А. Е. Курортник [Электронный ресурс] / А. Е. Ткаченко. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: foma.ru/kurortnik.html (дата обращения 25.02.2018).
- Худиев, С. Л. Радость недостоинства [Электронный ресурс] / С. Л. Худиев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: foma.ru/radost-nedostoinstva.html (дата обращения 07.03.2018).
- Худиев, С. Л. Что, если? [Электронный ресурс] / С. Л. Худиев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: foma.ru/chto-esli.html (дата обращения 07.03.2018).
дипломов
Оставить комментарий