Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Флягин С.В. ПОЧЕМУ КАРТЕЛИ ПОДРЫВАЮТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 11.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЧЕМУ КАРТЕЛИ ПОДРЫВАЮТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Флягин Сергей Вадимович

студент магистратуры, кафедра региональной экономики и управления МИЭМИС, АГУ,

РФ,  г. Барнаул

Картель - это соглашение, любого рода договоренность минимум двух действующих конкурентов о ценах. Мы, как потребители, понимаем, что если цена необоснованно высокая, то возможно причиной этого является ценовой сговор. Есть и другие экономические факторы, такие как сезонный спрос, налоги, колебание курса доллара, если, допустим, речь идет об импортных товарах. Такие факторы должны формировать справедливую цену на рынке. Картельный же сговор, проявляется в ситуации, когда продавцы необоснованно по договоренности увеличивают стоимость товаров. К сведению, в некоторых странах относят картельные сговоры к хищению.

Одной из самых опасных тенденций в области монополизации рынков является картелизация российской экономики, ценовые сговоры, в том числе в системе государственных закупок. Только в системе закупок лекарственных препаратов для больниц, школьных и дошкольных учреждений было зафиксировано более 1000 торгов, которые имеют признаки картелей. Обычно ФАС выявляет такие сговоры, если заявки от самых разных компаний поступают заказчику с одного IP-адреса или по итогам торгов побеждает одна компания, которая делит весь лот пропорционально между всеми сговорившимися организациями, впоследствии чего каждая из них участвует в поставках. Такие проблемы есть в аукционах вещевого имущества для нужд МВД, в строительстве, в капитальных вложениях и т.д. В 2017 году ФАС возбудила 423 дела об антиконкурентных соглашениях [2].

Ежегодный объем закупок в РФ для государственных нужд и нужд госкомпаний превышает 30 триллионов рублей. Притом что латентность картелей на торгах крайне высока и сопоставима с латентностью коррупционных преступлений. Совокупный ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении госзакупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т. д.) может достигать до 1,5–2% ВВП.

Все чаще в картельных практиках на территории России участвуют иностранные компании, незаконно и нелегально вторгаясь в том числе и в стратегически важные отрасли экономики. Для достижения тайных антиконкурентных соглашений зачастую используются цифровые технологии.

В целом антиконкурентные соглашения угрожают экономической безопасности страны, наносят существенный вред бюджетам государства и компаний с госучастием, способствуют проявлению коррупции, подрывают основу рыночной экономики России, препятствуют реализации госпрограмм, развитию инфраструктуры страны, являются факторами, ведущими к социальной нестабильности.

Весной 2017 года было зафиксировано нарушение в крупной строительной компании, в которой выявили документы, где все аукционы были расписаны среди 3 компаний-конкурентов. Документы включали в себя как пройденные аукционы за 2015-2016 гг., так и аукционы будущих периодов, поделенные среди участников сговора.

Бывают ситуации, когда картели распадаются, причем, иногда люди приходят в ФАС с документами и сдают картели, конкурентов и освобождаются от ответственности. Естественно, такие данные необходимо проверять, рассматривать каждое заявление на предмет того, на самом ли деле был сговор. Следы таких деяний реально проверить. Любые запросы на электронную площадку дают понять, какие запросы поступали, кто создавал заявку и т.д. Каждый шаг в электронной площадке фиксируется.

Считается, что проблема очень глубокая, наше высшее руководство страны считает, что картелизация это достаточно серьёзная угроза для экономики страны. Ущерб от картелизации можно рассмотреть в двух вариациях:

  1. Ущерб для интересов конкуренции, поскольку добросовестные хозяйствующие субъекты не могут попасть на торги и честно конкурировать с участниками картелей.
  2. Ущерб для бюджета. По моим наблюдениям, при участии в торгах картелей снижение цены происходит максимум на 0,5%. В случае если на торги попадает добросовестный участник, то снижение цены варьируется от 20% до 40%. Можно сделать вывод, что данная экономия на  государственных закупках могла идти на покупку нужных вещей, медикаментов, продуктов питания, компьютерной техники, строительство дорог и т.д.

Таким образом, ущерб, который наносят экономике картели, измеряется не только ростом цен на продукты первой необходимости. Из чего он складывается? «Избыточные» деньги, потраченные на покупку квартир, дорогих авиабилетов, автомобилей и т.д., оседают в картелях и монополиях. Так создаются «тромбы» на пути перераспределения средств в экономике. Получая сверхприбыль, монополии теряют стимул повышать эффективность производства, снижать себестоимость и улучшать качество. Сдерживается повышение эффективности экономики в целом. Инфляция, спровоцированная ростом цен на промышленную продукцию, снижает привлекательность экономики для инвестиций.

Только на подрядах естественных монополистов можно сэкономить миллиарды. «У нас закупок в одной монополии «Газпрома» производится на 250 млрд руб., или 8 млрд долл. Если подрядчиков выбирать на открытых торгах, то снижение цен составит примерно 15%,- говорит Герман Греф. - Считай, миллиард долларов мы бы сэкономили на «Газпроме». А таких монополий - четыре».

Различные исследования, которые проводились на Западе в 1950-1970-х годах, показывали, что экономика США теряет от картелей и монополистов свыше 4% ВВП, а Великобритания - до 10%. Российские 2,7% ВВП на этом фоне, скорее, заниженная оценка. Но это - 12,5 млрд долл., достаточно, чтобы задуматься о том, хорошо ли, что во всей экономике распространены ценовые сговоры. За четыре с половиной года - а именно столько уже наблюдается промышленный рост в стране - экономика потеряла почти 50 млрд долл. [3].

Глава ФАС Игорь Артемьев начал с разработки новых законов, направленных против монополистов. Владимир Качалин, помощник Артемьева и один из идеологов ФАС в части законотворчества, считает, что главное - мотивировать компании и обычных граждан к антимонопольной деятельности. Он указывает на пример США, где в основу законодательства положен принцип тройного возмещения ущерба пострадавшим от монополистической деятельности: «Там сутяжничают на антимонопольной почве все кому не лень. И это хорошо». По его словам, на желании посудиться с картелями в США зарабатывают на хлеб около 15000 юристов. «Это же дивизия, развернутая по законам военного времени!» — восклицает не без зависти чиновник.

Для борьбы с незаконными соглашениями необходимо перераспределить объем наказаний, а именно увеличения административной ответственности всего предприятия, то есть увеличения конфискующегося оборота компании на рынке. Урон от наказания будет значительно выше, поскольку от увольнения одного или нескольких лиц, фирма мало теряет, но при потере доли оборота около 25-30%, фирма в полном размере ощутит наказание [1].

Если Россия хочет иметь современную диверсифицированную экономику и не зависеть от экспорта сырья, ей нужна в первую очередь реальная рыночная конкуренция. Картели должны быть признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в Стратегию экономической безопасности РФ. Необходимо модернизировать антикартельное законодательство: запрет на картели должен быть адаптирован к новым реалиям, в которых картели стали организованными группами и сообществами, и гармонизировать антимонопольные и уголовно-правовые запреты картелей. Нужно прививать в общественном сознании и в бизнес-культуре нетерпимость к картелям и иным антиконкурентым соглашениям [4].

 

Список литературы:

  1. Баранов А.В., Будаева О., Ларионова Е. Проблемы эффективности антимонопольных мер регулирования процесса ценообразования на предприятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/index.php/ru/economy/business-economics-and-production-management/3430-baranov-av-larionov-budaeva-about-e (дата обращения: 18.10.18)
  2. Количество антимонопольных дел о картелях в РФ в 2017 году осталось на уровне 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bankstoday.net/last-news/kolichestvo-antimonopolnyh-del-o-kartelyah-v-rf-v-2017-godu-ostalos-na-urovne-2016-goda-fas (дата обращения: 17.10.18)
  3. Ли Р.А., Мосина А.П. Влияние картелей на экономику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/20876.pdf (дата обращения: 17.10.18)
  4. Угрозы конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/324342.php (дата обращения: 18.10.18)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий