Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 апреля 2017 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЕМУ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ
Воспитание в условиях приемной семьи является в настоящее время наиболее благоприятным вариантом жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей [3]. Однако для полноценной адаптации приемного ребенка в новой семье и его воспитания родителям необходимо быть готовым к преодолению возможных трудностей, связанных с тем, что опыт родительской депривации в прошлом оказывает негативное воздействие на развитие ребенка. [1, с. 136; 2, c. 59].
В настоящее время на различных уровнях работы служб социальной поддержки населения разрабатываются и применяются те или иные формы мероприятий по подготовке будущих приемных родителей [4]. Для развития данного направления практической деятельности психолога представляется необходимым теоретическое и практическое исследования социально-психологической готовности родителей приему ребенка в замещающую семью. Построение научно обоснованной модели готовности, а также разработка эффективных критериев для оценки готовности будущих приемных родителей является важной долгосрочной задачей, решение которой способно значительно облегчить устройство детей в замещающие семьи.
В данной статье представлены результаты исследования социально-психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью. Исследование проводилось в контексте занятий школы приемных родителей и имело своей целью, во-первых, изучение структуры готовности как совокупности взаимосвязей между ее компонентами, и, во-вторых, выявление изменений различных психологических характеристик будущих приемных родителей которые происходят во время подготовки. Общее количество испытуемых 41 человек, в том числе 29 женщин в возрасте от 25 до 76 лет и 12 мужчин в возрасте от 33 до 64 лет. Средний супружеский стаж в изучаемой выборке – 12 лет: минимальный 2 года, максимальный 45 лет. Исследование проводилось в течение февраля и марта 2017 года.
В качестве теоретической модели готовности была выбрана структура из трех основных элементов, включающая в себя основные показатели, которые выделяются в настоящее время большинством авторов в качестве значимых компонентов социально-психологической готовности приемных родителей и готовности как состояния личности целом.
Первый компонент, мотивационно-личностный, включает в себя мотивацию выбора приемного ребенка, а также индивидуально-типологические особенности родителей.
Второй компонент, когнитивный, включает в себя операциональный и ориентационный аспекты готовности к родительству, предполагающие знание об особенностях развития ребенка, понимание способов разрешения проблемных ситуаций, а также ролевые ожидания и притязания в браке.
Третий компонент, семейный, отражает особенности семейной адаптации и сплоченности, а также специфику межличностных отношений членов семьи.
В рамках исследования был выполнен корреляционный анализ взаимосвязей между различными характеристиками приемных родителей, важных с точки зрения их готовности к воспитанию приемного ребенка. Также был выполнен анализ различий, наблюдаемых между результатами, полученными до и после занятий школы приемных родителей. Корреляционный анализ выполнялся путем расчета коэффициента корреляции по Спирмену, а для анализа достоверности различий между двумя сериями наблюдений использовался в критерий Z Уилкоксона.
По результатам корреляционного анализа было выявлено большое количество взаимосвязей, свидетельствующих о том, что изучаемые качества личности приемных родителей не являются независимыми друг от друга, а, напротив, образуют тесную систему взаимосвязей. Это позволяет говорить о том, что явление социально-психологической готовности является сложным многокомпонентным образованием, имеющим свою структуру. Наиболее интересные результаты были получены при исследовании взаимосвязи особенностей мотивации к приему ребенка и различных личностных качеств. Так, были выявлены достоверные корреляции при уровне значимости p<0,05 для следующих мотивов приема ребенка. Так, положительная связь существует между мотивом надежды на «помощь в старости» и лабильностью. Возможно, это объясняется тем, что лабильность имеет своей обратной стороной неустойчивость, порождающую тревогу о будущем и желание стабильности и поддержки в нем. Этим же можно объяснить и отрицательную взаимосвязь мотива «помощи в старости» и семейной сплоченности. Можно предположить, что недостаточная сплоченность ведет к переживанию недостатка поддержки в семье и желанию найти ее со стороны ребенка. Также выявлена положительная связь между желанием «вырвать ребенка из государственной системы воспитания» и сензитивностью - видимо, повышенная чувствительность ведет к более острому переживанию негативных сторон жизни ребенка в детском учреждении и, как следствие - сочувствию и желанию избавить его от них. Также мотив «вырвать ребенка из системы» положительно коррелирует с такими качествами межличностных отношений как властность и недоверчивость.
Такое качество как интроверсия отрицательно связано с мотивом «решения материальных проблем» и мотивом «вырвать ребенка из системы». Оба эти мотива достаточно объективные и внешние по отношению к человеку - и можно предположить, что для людей склонных к интроверсии они играют второстепенную роль. Спонтанность отрицательно связана с мотивами непосредственной «помощи ребенку», мотивом «быть не хуже, чем другие» и мотивом «иметь продолжателя традиций». Вероятно, все эти мотивы предполагают более стабильную, консервативную систему ценностей, которая противоречит спонтанному принятию решений.
В целом, необходимо отметить, что полученные в ходе корреляционного анализа результаты не всегда поддавались очевидной интерпретации - и это дает основания предполагать более сложные и глубокие механизмы, лежащие в основе соотношения между различными чертами замещающих родителей - и этот вопрос требует отдельного и подробного изучения.
Более наглядные результаты были получены при сравнении изучаемых показателей до и после занятий. Наиболее интересные различия были обнаружены по показателям мотивации приема ребенка. По результатам занятий было выявлено снижение некоторых ее компонентов, таких как «отсутствие детей», «желание быть не хуже чем другие», «продолжатель традиций», «помощь в старости», а также желания «воздействовать на отношения с членами семьи». Можно предположить, что основной чертой, объединяющей эти отдельные мотивы, является то, что они по своему содержанию не связаны напрямую с воспитанием приемного ребенка. Например, мотив «быть не хуже чем другие» подразумевает в своей основе социальное чувство дискомфорта, которое не обязательно основывается только на наличии либо отсутствии детей. В этом случае желание взять приемного ребенка связано не столько с направленностью на ребенка, сколько со сложностями при взаимодействии с окружающим обществом. При встрече с новой информацией о реальных особенностях и трудностях воспитания данный мотив становится менее значимым и уже не может выступать как основа для принятия решения о приеме ребенка. Это можно объяснить тем, что ребенок в данном случае выступает скорее средством, но не целью.
То же самое можно сказать и про мотив «воздействия на отношения с другими членами семьи» - данный мотив также не вполне конструктивен. Полученный результат можно объяснить следующим образом: получив более реалистичное представление о процессе воспитания приемного ребенка, потенциальные родители могут пересмотреть выбранную стратегию влияния на отношения в семье, поняв, что взять ребенка - это не самый эффективный и правильный способ влияния на внутрисемейные отношения. Примерно в этих рамках можно объяснить и другие перечисленные выше закономерности - общая черта их в том, что снижается выраженность неконструктивных или второстепенных мотивов на фоне более глубокого знакомства с реальными аспектами воспитания ребенка.
Также были выявлены различия и по другим показателям. По методике изучения ролевых ожиданий в браке было установлено повышение значимости родительской и воспитательной функции семьи, а также социальной активности. Этот результат можно объяснить тем, что в процессе обучения будущие родители получают большой объем знаний и опыта касающегося воспитания ребенка. Соответственно, эта сфера жизни приобретает большее значение. Кроме того, общение с другими людьми и получение социальной и правовой информации способствует включению в более широкий круг общественных отношений, необходимых для воспитания детей - это и объясняет более высокие ожидания социальной активности супругов. Возрастанием коммуникативной направленности можно объяснить и повышение выраженности таких качеств как экстраверсия и лабильность, выявленное по результатам методики изучения индивидуально-типологических особенности личности.
В сфере межличностных отношений наблюдается снижение выраженности таких качество как властность и покорность. Примечательно, что данные качества являются полярными по отношению друг к другу и отражают противоположные тенденции в общении. Наблюдаемый результат можно объяснить тем, что данная пара качеств представляет собой целостное смысловое измерение в оценке межличностных отношений, которое, по всей видимости, теряет свою значимость по мере приобретения опыта и знаний, позволяющих взаимодействовать с точки зрения более объективных и конструктивных принципов, не прибегая для этого к необходимости доминирования либо подчинения, так как эти стратегии являются не самыми конструктивными.
По результатам исследования когнитивного компонента готовности после занятий в школе приемных родителей наблюдаются более высокие результаты по таким аспектам как внутрисемейная согласованность относительно принятия ребенка, знания об особенностях развития ребенка, понимание системы родительских обязанностей, а также готовность к взаимодействию со специалистами. Эти результаты объясняются тем, что в процессе занятий предусмотрен достаточно большой объем информации для родителей, что значительно повышает их компетентность в вопросах воспитания ребенка и дает им необходимые ресурсы в виде знаний и принципов воспитание. Также наблюдаются более высокие результаты по способности к решению проблемных ситуаций. Родители становятся более осведомленными относительно того, как закономерности развития ребенка проявляются в обычной жизни, каков смысл поведения ребенка и к каким педагогическим приемам и принципам они могут обращаться для наиболее правильного разрешения тех или иных сложных ситуаций.
Проведенное исследование подтвердило важность и необходимость мероприятий по подготовке приемных родителей. Полученные результаты показывают, что в результате занятий происходит развитие и трансформация компонентов социально-психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью. Полноценное развитие всех компонентов является необходимым условием успешной адаптации ребенка в новой семье. Материалы исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения замещающих семей, профилактики и коррекции трудностей, связанных с воспитанием приемных детей.
Список литературы:
- Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №4 С.134-138.
- Конева О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №30 (163) С.59-65.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. - 368 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Российская газета. 31 августа 2012.
отправлен участнику
Оставить комментарий