Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 февраля 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Косилова Д.А., Максимова В.Е. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(14).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Косилова Дарья Алексеевна

студент, факультет юриспруденции, УИУ – филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

Максимова Виктория Евгеньевна

студент, факультет юриспруденции, УИУ – филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

Гришин Денис Александрович

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц. кафедры уголовно-правовых дисциплин, УИУ – филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

РФ, г. Екатеринбург

Религия - это неотъемлемая и имеющая глубокие исторические корни сфера жизни общества и культуры, одной из целей которой является объединение и сплочение людей. На данном этапе своего развития каждый человек может быть приверженцем той или иной религии, что предполагает право исповедовать любую религию или быть атеистом, право на религиозные объединения, получения религиозного образования, воспитания, право совершать богослужения, иные религиозные обряды и церемонии, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и совершать действия в соответствии с ними. Однако на практике неоднозначно встает вопрос о предоставлении в полном объеме данного право такой категории граждан как осужденным к лишению свободы, поскольку это вызывает ряд серьезных проблем в мировом научном сообществе.

Рассматриваемая нами сфера широко регламентируется не только национальным законодательством, но и международным. Международно-правовые акты включают в себя тот базовый необходимый минимум требований для государств, которые должны ими соблюдаться и интегрироваться в национальное право.

Всеобщая декларация прав человека [1, ст. 18], Международный пакт о гражданских и политических правах [5, ст. 18], а также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [3, ст. 9] гласят о том, что право на свободу мысли, совести и религии означает свободу исповедовать любую религию или, как обозначалось выше, не исповедовать никакой, а также осуществлять и не осуществлять религиозные обряды и церемонии. Конституция Российской Федерации в соответствии с указанными международно-правовыми актами выработала свою государственную основу правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией свободы мысли, совести и религии, тем самым, закрепляя данное право на высшем уровне и гарантируя его всем гражданам, в том числе и осужденным к лишению свободы [4, ст. 28]. Также данное право закрепляет статья 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в которой регламентируется право на свободу совести и свободу вероисповедания осужденными к лишению свободы, ограничению свободы, аресту и смертной казни [10, ст. 14].

В международном пространстве одним из самых подробных и полных правовых актов выступают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые регламентируют основы обращения с лицами, лишенными свободы. Согласно упомянутому документу все осужденные должны иметь возможность исповедовать свою религию, а также обладать доступом к служителям и приверженцам данной религии. При достаточно большом числе заключенных одной конфессии служитель какой бы то ни было религии может быть взят в штат уголовно-исполнительного учреждения [6, пп. 41, 42].

По нашему мнению, во всех отношения, что касаются внутреннего духовного развития человека условия содержания в местах лишения свободы должны быть максимально приближены к нормальной жизни, чтобы осужденный не терял связи с ней и имел возможность после отбытия наказания благополучно вернуться в общество. Для будущей жизни на свободе лица, отбывающие наказание, должны быть надлежащим образом подготовлены. "В обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают пребывать его членами. Общественные организации поэтому и следует привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения, заключенных к жизни в обществе" [6, п. 61]. Одна из основных и ведущих целей тюремного заключения состоит в том, чтобы воспитать у «лиц, оступившихся в жизни», стремление и желание соблюдать и уважать законы после их освобождения. Каждое учреждение уголовно-исполнительной системы должно иметь такие услуги, как возможность получить религиозное образование и обслуживание, профессиональную подготовку и ориентацию, изучение конкретных социальных случаев в обществе и консультации по дальнейшему трудоустройству в обществе.

Вторым универсальным документом в анализируемой нами сфере выступает Свод принципов зашиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году. Он не обладает силой закона, но имеет большое значение, так как был принят посредством консенсуса. Кроме того, в данном документе провозглашаются: уважение к религиозным верованиям и культурным традициям заключенных [9, п. 5].

Как показывает практика на настоящий момент лица, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, в полной мере реализуют свое право на свободу совести, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними [2, стр. 824]. В Российской Федерации Уголовно-исполнительный кодекс осуществляет правовое регулирование осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Он закрепляет лишь одно нормативное ограничение рассматриваемого права, а именно при его осуществлении не должны нарушаться правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, а также ущемляться права других лиц.

На практике можно найти множество примеров соблюдения данного права уголовно-исправительными учреждениями. Например, 25 марта 2011 года в колонии особого режима № 29 города Кемерово был произведен обряд освещения нового помещения церкви в честь святого Великомученика и целителя Пантелеймона, осуществлен молебен, по окончании которого церковь окропили святой водой. Церковную утварь соорудили сами осужденные. Также они произвели ремонт здания, написали различные иконы, сделали резной иконостас. Священник, отец Михаил Чичик, выразил надежду, что заключенным, которые придут в вновь построенную церковь, вера поможет встать на истинный путь в жизни [7, стр. 4]. Кроме того, многие исправительные учреждения Российской Федерации возводят собственные храмы. Как, например, Исправительная колония строгого режима №10 города Екатеринбург, которая на своей территории имеет церковь, мечеть и синагогу.

Важное значение также имеет то, что в уголовно-исполнительной системе соблюдаются права не только христиан, но и других религиозных групп, например, мусульман. В качестве доказательства можно привести Кемеровскую область, в исправительных учреждениях которой состоятся встречи представителей Духовного управления мусульман с осужденными, приверженцами мусульманского вероисповедания, которые приурочены к священным праздникам мусульман. Стоит отметить, что данные мероприятия проходят в дружественной обстановке. Осужденные задают интересующие их вопросы, в том числе по порядку проведения молитвы, соблюдению мусульманских традиций [8, стр. 6].

Большой интерес к данной сфере также основан на том, чтобы по возможности исключить возникновение между осужденными межконфессиональных конфликтов. Все лица, лишенные свободы, должны быть равны между собой, в соответствии с чем законодательное ограничение религиозных прав преследуют законную цель защиты правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прав и свобод иных осужденных, соблюдения нейтральности в отношении к каждому из них.  

Статья 14 УИК РФ также утверждает, что в учреждениях, исполняющих наказания, осужденным допускается совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Для перечисленных целей администрация указанных учреждений выделяет необходимые помещения. Но здесь содержится важное ограничение — при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Верховный Суд Российской Федерации дал толкование данной нормы в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации. Суд пришел к выводу, что, во-первых, данная норма указанных Правил не содержит безусловного запрета. Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав тех лиц, кто исповедует иные религии, или атеистов и может привести к конфликтам на межконфессиональной почве [2, стр. 829].

Таким образом, в заключении стоит отметить, что каждая из проанализированных нами позиций является обоснованной и имеет право на существование. Религия – это одна из самых обсуждаемых и волнующих тем для всего человечества. Однако мы придерживаемся мнения, что религия как духовная сфера жизни общества и культуры позволяет осужденному быстрее встать на путь исправления. Ни одна из общепринятых мировых религий в своих учениях не содержит призывов к совершению каких бы то ни было преступлений, в частности, к убийствам. Кроме того, религия помогает поддерживать духовный уровень осужденного и помогает справиться ему со сложностями и моральной нагрузкой, которые рано или поздно возникают во время его пребывания в местах лишения свободы.

 

Список литературы:  

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.12.2016 г.)
  2. Жукова А. А. Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 822-831.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.12.2016 г.)
  4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 12.12.1993) // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.12.2016 г.)
  5. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.12.2016 г.)
  6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Система ГАРАНТ (дата обращения: 01.12.2016 г.)
  7. Областная пенитенциарная газета Кузбасса «Надежда» № 7–8. 21.04.2011. — С. 4.
  8. Областная пенитенциарная газета Кузбасса «Надежда» № 15–16. 22.08.2011. — С. 6.
  9. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г.) // Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. - М.: ИНФРА-М, 1996. С. 147 - 157.
  10. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.12.2016 г.)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.