Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2017 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
В современной исторической науке в конце XX века произошел визуальный поворот в источниковедении. Данный феномен характеризуется увеличением популярности и актуализацией внимания исследователей на изобразительных исторических источниках. На основе синтаксического подхода классификации исторических источников, в статье акцент сделан на тип изобразительных источников, в частности агитационные плакаты.
Прежде чем начать рассматривать специфику использования русских агитационных плакатов периода Первой мировой войны для изучения истории России в указанный период, целесообразно будет кратко охарактеризовать такой тип изобразительных источников исторической информации, как агитационный плакат.
Вообще, визуальные источники являются наиболее малоизученной группой исторических источников. Впервые, изобразительные источники в источниковую классификацию были введены С.О.Шмидтом и разбиты на несколько подтипов: художественно-изобразительные, изобразительно-натуральные, изобразительно-графические. Третий подтип составляют агитационные плакаты.
Агитационный плакат – броское, крупноформатное изображение с кратким текстом, сделанное в агитационных целях. Как известно, агитационные плакаты отличались активным обращением к народным массам. Нужно отметить, что плакат выполнял две основополагающие задачи [5, с.326]: пропагандистскую (принцип наглядной политической агитации); информативную.
Опираясь на функционал данного подтипа изобразительны источников, можно выделить некоторые специфические черты агитационного плаката [4]: гротескность; метафоричность образов; броскость; крупноформатность; прием яркого цветового пятна.
Стоит сказать, что агитационное плакатное искусство в России появилось достаточно давно. Целесообразно вспомнить карикатурные изображения Ивана Теребенёва и «афишки» Федора Ростопчина [3]. По мнению многих исследователей, именно с деятельности вышеназванных имен началась история рассматриваемого феномена в нашей стране.
Настоящая профессионализация сферы создания политических плакатов происходит с началом Первой мировой войны. В этот период можно наблюдать социально-политическую направленность данного вида графики в контексте массовой мобилизации, в частности в Российской империи. Стоит отметить, что русские плакаты Первой мировой войны были рассчитаны на то, чтобы нести бодрое слово о войне и ее образ куда-то далеко, в самую глубь провинциальной, деревенской России, которая, кстати, и поставляла фронту основную солдатскую массу.
Стоит отметить, что многие лубки и плакаты Первой мировой войны, которые являются базой исследования, принадлежали Николаю Петровичу Сырейщикову – архивариусу Московского областного архива, и были собраны им по горячим следам войны. В его коллекции около 160 листов, в ходе исследования ориентация шла на 124 плаката. В настоящее время лубки и плакаты Н.П.Сырейщикова хранятся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова [8, с.3].
На основе историко-типологического метода была создана типологизации русских агитационных плакатов Первой мировой войны на следующие группы (в качестве критерия выступает содержательная часть изобразительного источника):
- Плакаты, обличающие образ врага («Враг рода человеческого», «Великий бой русского богатыря с змеей немецкой» и др.). При рассмотрении данной группы агитационных плакатов можно сделать вывод, что субъективизм прослеживается достаточно четко. Этот субъективный фактор напрямую связан с государственным заказом, который достаточно четко проводил пропагандистскую политику и использовал плакаты, обличающие образ врага в качестве средств агитации и пропаганды.
- Информативные плакаты («Согласие», «Бой под Ивангородом» и др.). Изучая данную группу агитационных плакатов, стоит обратить внимание на те события, которые заложены в содержании плаката, и на то, как они показаны с точки зрения русского государственного заказа. Почти все плакаты, которые описывают военные события, показаны с точки зрения грандиозных побед России и стран-союзниц. А поражения совсем отсутствуют. Данный тезис оправдывает себя, так как государству необходимо было показать позитивные стороны войны и участия в ней России, но русский человек даже не подозревал принципы и атмосферу Первой мировой войны.
- Собственно агитационные плакаты («Россия и ее воин», «Суворов и Слава» и др.). Стоит отметить, что опираясь только на изобразительный источник достаточно сложно установить потенциал плакатов данной группы для рассмотрения образов России и изучения общественного настроения. При изучении данного вида плакатов были использованы также материалы периодической печати и этнографические данные [1].
- Плакаты индивидуализированного типа («Геройский подвиг казака Кузьмы Крючкова», «Геройский подвиг и гибель шт.-капит. П.Н.Нестерова» и др.). Плакаты индивидуализированного типа в период Первой мировой войны имели очень большое значение и оказывали значительное влияние на сознание русского человека начала XX века. Этот факт объясняется тем, что плакаты данной группы базируются на создании пропагандистского материала вокруг какого-либо подвига отдельно взятого солдата. Плакаты индивидуализированного типа были очень популярны в период Первой мировой войны.
- Плакаты-карты («Символическая карта Европы. Война-Освободительница 1914 – 1915» и др.). Стоит отметить, что при рассмотрении данной группы плакатов необходимо применять комплексный подход, который основан на анализе изобразительного источника, а также применении этнографических материалов, данных исследований, которые касаются образа России в мировом сообществе в начале XX века [2] и данных отечественной имагологии [7].
При применении метода контент-анализа представилось возможным создание сравнительной таблицы (Таблица 1.), которая показывает количественное соотношение агитационных плакатов рассматриваемого периода в рамках коллекции Сырейщикова. На основе данной таблицы мы можем сделать вывод, что наиболее востребованной группой агитационных плакатов Первой мировой войны был – информационный.
Таблица 1.
Количественное соотношение агитационных плакатов периода Первой мировой войны в рамках коллекции Н.П. Сырейщикова
№ п/п |
Группа |
Количество плакатов |
1. |
Плакаты, обличающие образ врага |
30 |
2. |
Информативные плакаты |
73 |
3. |
Собственно агитационные плакаты |
4 |
4. |
Плакаты индивидуализированного типа |
16 |
5. |
Плакаты-карты |
1 |
Количество рассмотренных плакатов в коллекции |
124 |
|
Общее количество плакатов в коллекции |
160 |
Рассматривая агитационный плакат как исторический источник, необходимо отметить, что в его структуре разделяют различные знаковые системы: наряду с текстологическими используются визуальные (иконические) средства. На основе семиотического подхода агитационные плакаты можно отнести к так называемым креолизованным текстам, которые сочетают в себе вербальную и невербальную части [6]. С психологической точки зрения, данное утверждение можно объяснить следующим образом. Рассматривая плакат как комплексную знаковую систему, человек в первую очередь обращает внимание на визуальную часть плаката, а впоследствии, и текстологическая часть в плакатных формах становится своего рода изображением.
Обозначенные функции агитационного плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый иконический язык плаката и его размеры. Возвращаясь к периоду, в контексте которого рассматриваются русские агитационные плакаты, можно сделать вывод на основе материалов периодической печати, что плакаты быстро сменяют друг друга и воздействуют сравнительно короткое время. Важно отметить, что плакаты должны отличаться четким и понятным языком, броскостью и краткостью рифмовки. Но существую исключения, к ним относятся информативные плакаты, которые дают населению какую-либо информацию о событиях, героях, подвигах. Что касается вопроса о специфике плаката, то он должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. Для активизации восприятия и воздействия на сознание человека плакат использует ряд художественных средств, которые были представлены ранее.
Возвращаясь к заявленной теме статьи и рассматривая русские агитационные плакаты Первой мировой войны как исторический источник, непременно происходит столкновение с дискуссионным вопросом, который касается объективности содержательной части плаката. Лубки и плакаты, несомненно, являются отражением своего времени, но насколько они точны в фактических деталях, насколько можно доверять тому, что и как они показывают? Нужно сказать, что агитационные плакаты периода Первой мировой войны очень часто были изобразительным дополнением к разным отечественным газетам и журналам. Но стоит отметить, что художники, которые создали данные плакаты, выполнили государственный заказ, задачами которого были влияние на сознание человека в гражданском и патриотическом контексте.
В ходе данного исследования было выявлено, что агитационные плакаты периода Первой мировой войны как изобразительный источник обладают большой степенью субъективности, поэтому в процессе их анализа необходимо применять и другие исторические источники: данные периодической печати, этнографии, имагологии, семиотики, а также мемуарную литературу. В синтезе вышеназванные источники составили базу для проведения комплексного исторического исследования по данной теме. Таким образом, в контексте визуального поворота в источниковедении, изучение агитационных плакатов Первой мировой войны в качестве исторического источника, считается достаточно актуальной темой для исследований по истории России периода Первой мировой войны.
Список литературы:
- Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». — М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 366 с.
- Грушина В.Ю. Образ России в общественном мнении Великобритании в период Первой мировой войны. // Современная Россия и мир: альтернативы развития. – Барнаул, 2007. – с. 15-19.
- Замостьянов А.А. Военное искусство. // ИСТОРИК. – 2016. - № 5. – с.50-56.
- Петухова Е.А. Отечественная историография об искусстве западноевропейского и американского плаката конца XIX века. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2, Искусствоведение. – 2013. - № 4. – с. 20-23.
- Плакат. // Большая советская энциклопедия. – М., 1974. – Т.19. – с. 326.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. // Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. – с. 180-181.
- Фоменко И. «Звериный облик» Первой мировой войны. // Русский мир. – 2014. – июль. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/145328 (дата обращения: 03.06.2016).
- Хроника и плакаты Первой мировой войны [Текст]. / сост. Е.В.Зименко. – М.: Де’Либри, 2014. – 64 с.
дипломов
Оставить комментарий