Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2017 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В XIX В
С присоединением Дагестана к России еще в 1813 г. перед царскими властями возникла проблема создания в Дагестане системы управления, направленной и приспособленной к обеспечению их господства в Стране гор. Эта проблема во всей остроте стояла перед царской Россией. Однако в ходе развернувшихся военных действий на Кавказе, особенно с началом антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни, продолжавшейся вплоть до 60-х годов XIX в., вся власть на Кавказе и в Дагестане в частности, была сосредоточена практически в руках царских военачальников. После окончания военных действий на Северо-Восточном Кавказе в 1859 г. российское правительство должно было ввести административное устройство, позволяющее контролировать их в качестве военно-стратегического и экономического объектов. На организацию управления наложил отпечаток такие факторы, как грядущие буржуазные реформы в России, опыт организации управления в азиатских и африканских колониях европейских стран [5.C.19.].
Завершение активных военных действий дало возможность систематизировать весь накопленный российский опыт административной политики первой половины XIX в. Кроме того, власти были вынуждены начать изучение традиционной общественной организации горцев дошамилевского периода и структуры имамата. Наместник Барятинский явился основным автором и исполнителем, претворившим в жизнь идею «военно-народного управления» [5.C.19.].
Наиболее логичным и естественно напрашиваемым было введение такой системы управления, которая вбирала бы в себя предыдущий более или менее удачный опыт администрирования первой половины XIX в. В вопросе дальнейшего реформирования управления на Кавказе, в российских политических кругах существовали концептуальные расхождения. Наиболее либеральное крыло представил министр внутренних дел П. А. Валуев начальник горского управления Кавказского комитета Д. С. Старосельский и будущий министр обороны Д. И. Милютин, бывшие за автономию национальных окраин царской России [3.C.227.]. Другое крыло представляли А. И. Барятинский, М. Н. Катков и др. – сторонники прусской военно-феодальной системы, который в конечном счете и начал реализоваться. Этому способствовало и то, что для тогдашней России характерным было сверх централизация государственной власти.
Дореволюционный автор Эсадзе называет следующие условия, способствовавшие введение «военно-народного управления»: отстаивание независимости горскими народами, вследствие чего вопросы об экономическом и политическом развитии отодвигались на задний план, что порождало вручение управления покоренными землями частным начальникам, междоусобные войны различных племен, слабые из которых обращались за помощью к России; следовательно, для подавления стремления таких племен к мятежу необходимо было назначить военную администрацию, постепенность распространения русского владычества, поставленного в зависимость от управления временных начальников [6.C.106-107.]. 3 мая 1860 г. приказом наместника по Кавказской армии упраздняется Кавказская линия: правое крыло стало называться Кубанской областью, а на левом крыле образуются Дагестанская и терская области [1.C.622.].
Дагестанская область была разделена на 4 военных отдела: Северный Дагестан, Средний Дагестан, Верхний Дагестан и Южный Дагестан. Кроме этих военных отделов, в область включались два гражданских управления: Дербентское градоначальство (вместе с Улусским магалом) и управление портовым городом Петровским. Военные отделы объединяли шесть округов: Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Казикумыкский, Гунибский, Самурский, Бежтинский, а также четыре ханства: Таркоское шамхальство, ханство Мехтулинское, Кюринское, Аварское ханства и отдельное Присулакское наибство [2.C.105.].
В административном отношении управление Дагестанской областью делилось на военное и гражданское, из которых первое подразделялось на собственно военное или управление войсками; управление туземными племенами на особых правах; управление ханское. Гражданское управление составляли Дербентское градоначальство и управление портовым городом Петровским.
Все отрасли управления соединялись в лице начальника Дагестанской области, сосредоточившегося в своих руках всю полноту административной, хозяйственной, финансовой и военной власти. При нем также имелись канцелярия и штаб командующего войсками Дагестанской области.
Следующим по значению в административной иерархии являлся окружной начальник, которому подчинялись войска в пределах округа. Окружной начальник имел право применять оружие для предотвращения возмущения в крае и показания строгого примера населению
Округа в свою очередь делились на наибства. Наибы должны были беспрекословно выполнять приказы начальства. Они имели право разрешать мелкие ссоры между туземным населением в порядке примирительного разбирательства. Некоторым наибам в целях лучшего надзора над населением назначались помощники (мазуны).
Низшим звеном в административной структурой «военно-народного» управления являлось сельское управление. В § 35 «Положения об управлении Дагестанской областью» указывается, что «сельское управление в Дагестане остается на прежнем основании, т.е. селениями должны были управлять выборные от общества старшины, карты или кадии и аксакалы», но находясь, они под контролем царских властей и должны были утверждаться начальником округа и отдела области [3.C.136-127.].
Старшины имели право наказывать членов джамаата отправкой на работы, подвергать штрафу, аресту не более 2-х дней за маловажные поступки, например, появление в мечети в непотребном виде, крик, хохот, шум, соблазн и т.д.) власть старшины распространялась на всех жителей, исключая беков и их семейства. Они получали за свою службу определенное вознаграждение хлебом, скотом, жалованием в количестве определенном начальником округа и утвержденном командующими войсками, а также они старшины пользовались большими льготами в землепользовании.
Во второй половине XIX в. административно-территориальное устройство Дагестана в основном завершается. На всей территории Дагестана начинает действовать военно-народное управление и завершается процесс включения в единую административную систему империи. А «Положение» 1860 г. значительно укрепило вертикаль власти «военно-народного» управления и позволило ликвидировать ханскую власть, не вписывавшуюся в рассматриваемый период реалии административной политики царизма [3.C.134.].
Именно в этот период заканчивается многовековая история дагестанского феодального правления. В время Кавказской войны были уничтожены или изгнаны наиболее непримиримые деятели из высших слоев Дагестана. Оставшиеся стали опорой российского правительства. А бывшие правители потеряли свое политическое значение, но сохранили свой экономический статус. Они получили крупные пенсии, единовременные пособия, огромные земельные участки и другие преимущества.
В 60-80-х гг. XIX в. в Дагестане вводится и действует военно-колониальная система управления. Несмотря на свои недостатки, единая система управления все же способствовала вовлечению горских народов Дагестана в общероссийскую государственную систему и культурно-историческому развитию края.
Список литературы:
- АКАК. Т. 12. Тифлис, 1866.
- Зульпукарова Э. М.-Г. Формирование и деятельность Дагестанской интеллигенции. Конец XIX – середина XX века. Махачкала, 2003.
- Омаров А. И. Политика России на Северо-Восточном Кавказе в XIX-начале XX в. Махачкала, 2004.
- Омаров А.И. Российское управление на Северо-Восточном Кавказе в XIX в. (Учебное пособие для студентов Исторического факультета). Махачкала, 2011.
- Омаров А. И. Опыт российского управления на Северо-Восточном Кавказе. М. 2014.
- Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны: Исторический очерк. – Тифлис, 1914.
отправлен участнику
Комментарии (3)
Оставить комментарий