Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2017 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ПОДЛИННОСТИ «Я» В ИГРОВОЙ ДАННОСТИ
Восприятие человеческой жизни в современных антиномичных интерпретациях мира выглядит игрой, театральной постановкой, что является как мировоззренческой, так и психологической проблемой. Человеку психологически сложно сравнить реальную жизнь с театральной постановкой. Ведь обычно считается, что спектакль – это игра, обман, иллюзия, а не реальная жизнь. Если сопоставить переживаемые человеком эмоции на сцене и в жизни, то у актера всегда есть возможность сыграть свою роль заново, лучше, чувственнее, профессиональнее. В театре есть второй, третий, четвертый шанс, и в виртуальной реальности есть возможность повторить, проживать ситуацию вновь и вновь, а в жизни такой возможности не дается, играть приходится сразу, без репетиций. Игра в жизнь очень сложная, человек не выбирает ни время действия, ни обстановку, ни окружение – все это задается как данность.
Можно наблюдать, что большинство людей с трудом принимают такие сравнения жизни и театра, поэтому в обыденном мировоззрении сохраняется восприятие человеком всего данного, как нереальности, а жизнь не как одну попытку сотворить себя и свою судьбу, а как череду возможностей. Зачастую человек не стремиться действовать сразу, как можно дольше оттягивает время по принятию решений, избегает ответственности за свою жизнь. Это происходит лишь потому, что каждый надеется, что со временем все измениться, у него будет еще шанс, возможность, случай. В любых действиях человек страхует себя запасным планом, вариантом поведения, желанием прогадать все шаги наперед. Не были бы так популярны гадалки и ясновидящие во все времена, если бы человек не желал узнать о своем сценарии жизни, своей роли в ней и о возможных ошибках, которые он постарается избежать или исправить. Человек постоянно оправдывает себя, или воспринимает неудачу как опыт. Опыт можно приравнять к репетиции сценки в театре. Ведь полученный жизненный опыт – это то, что человек переживал уже единожды или неоднократно, и уверенно знает, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому, можно сказать, что человек осознанно или втайне от себя воспринимает жизнь как театр, судьбу как сценарий, себя как актера. Иначе невозможно объяснить «несчастье» многих людей. Раз жизнь – это единственная попытка достигнуть счастья, а каждый шаг это риск, то выходит человек добровольно не может позволить себе быть «несчастным». Если бы люди осознавали жизнь как единственную попытку, то каждый миг шла борьба за счастье, а жизнь не воспринималась игрой. Жизнь как данность – это поле действия для человека, где каждый не достигший счастья, несчастен. В действительности человек «жизнь как данность» воспринимает иначе, позволяет себе быть «несчастным», лениться изменить это состояние и напрямую двигаться к своему счастью. И поэтому жизнь в представлении человека – это «театр», человек в ней актер, играющий свою роль, или создающий свою модель поведения. Человек, подобно актеру в театре, не выбирает свою модель поведения самостоятельно. В театре роли раздает режиссер, в действительности модели поведения человек выбирает согласно культуре, в которой он находится. Следовательно, люди выбирают модели поведения, предоставленные им жизнью, и отчасти редактирует сценарий своего пути к счастью. Но что представляет собой человек без окружения людей, без декораций, без выбранной модели поведения?
Каждый человек, в определенный момент своей жизни, задается вопросом: «Кто я есть на самом деле?». Не осознав свое «истинное Я», отделенное от заданных культурой моделей поведения, которые человек примеряет на себя в жизни, он не может проложить свой путь к счастью. Только «истинное Я» человека, отделенное от жизни-сцены и заданных культурой моделей поведения, может знать - в чем его счастье. Иначе человек может обмануться, и выбрать неправильную цель, которая в итоге не сделает его счастливым. Если не вникать в глубину задаваемого вопроса, то можно ответить на него по разному: например выразить себя через профессию, семейный статус, хобби и т.д. Но все это будет вариантами подмены, т.к. такой ответ не удовлетворяет поставленному вопросу. Ведь человеку нужно знать: «Что есть я?», «Я» отделенное от ролей, которые он играет каждый день. На такой вопрос ответить становиться сложнее, и сложность заключается в том, что человек уже не может отделить себя «истинного» от себя «актера». Это происходит потому что, человек не замечает своей игры. Люди не могут признать свое отношение к жизни несерьезным. Человек не может признать, что не сделал правильный выбор, нужное действие, только из-за того, что относился к ситуации как к игре и надеялся на второй шанс или новую возможность. К примеру, человек проиграв деньги в карты, не обвинит себя в несерьезном подходе к вопросу «играть или не играть», он скажет: «не повезло», «не судьба», «повезет в другой раз». Человеческое «Эго» не позволяет человеку осознать свою игру и признать отношение к жизни как к игре.
Роли человека, или другими словами созданные культурой модели поведения, можно разделить на две группы: первая, это модель поведения желанная, к которой человек стремиться, считает правильной, и вторая, это необходимая модель поведения, которую человек принимает не смотря на внутренние противоречие с ней, т.к. невозможно отказаться от нее по каким либо причинам. Желанная модель поведения – это представление человеком себя, близкое к его представлению идеала, а необходимая модель поведения – это искажение пути к идеалу внешними факторами, влияющими на него. К примеру, взять женщину, которая стремилась создать семью и играть роль «хранительницы очага», но из-за влияния внешних факторов принимает себя как «мать одиночку». Тут можно было бы подвести черту и сказать, что ответом на вопрос: «Что есть Я?» является – «Я идеал», но тогда это будет противоречить сказанному ранее.
Человек, родившись на свет, подобен новичку в игре, где все окружение, от природы до социума, диктуют ему правила этой игры в «жизнь». Родители учат ребенка, формируют его личность, говоря: что добро, а что зло; как нужно себя вести в различных ситуациях; к чему следует стремиться; как жить и т.д. Как писал Иоганн Гете: «Все ученейшие школьные и домашние учителя согласны в том, что дети не знают, почему они хотят чего-нибудь; но что взрослые не лучше детей ощупью бродят по земле и тоже не знают, откуда пришли и куда идут, точно так же не видят в своих поступках определенной цели, и что ими так же управляют при помощи печенья, пирожного и розог, – с этим никто не хочет согласиться, а по моему разумению, это вполне очевидно» [2, с. 13]. Вследствие чего человек смотрит на мир через призму культуры и понимает, что любая модель поведения, какую бы он не выбрал, уже создана в его культуре, все, что есть в нем, пришло извне. Фридрих Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» утверждал: «Сила моральных предрассудков глубоко внедрилась в умственный мир человека, где, казалось бы, должны царить холод и свобода от гипотез, – и, само собою разумеется, она действует вредоносно, тормозит, ослепляет, искажает» [3, с. 35]. Человек живет так, как требует общество, и выбирает необходимые модели поведения для достижения искусственно созданных в его сознании целей: отличный ученик, смелая девочка, верный друг, хороший сын. Пытаясь удовлетворить всем запросам своего окружения, человек теряет свое «истинное Я». Тогда можно сделать вывод, что «Я идеал» не существует вовсе, и любая модель поведения навязана человеку извне, даже если он считает, что это его собственный выбор. А разве может быть иначе, когда все вокруг создает лишь иллюзию выбора, на самом деле любая модель поведения навязана человеку различными телеканалами, информационными потоками, читаемыми книгами, просматриваемыми фильмами, выбранными кумирами, лидерами и т.д. И тут уже становится практически невозможно ответить на вопрос «Кто же этот Я?».
Если поставить знак равенства между жизнью и театром, то можно поставить равенство и между человеком и актером. Рассматривая игру актера на сцене театра, человек замечает, что весь его образ соответствует окружающим его декорациям и другим действующим лицам. Прическа, одежда, манера поведения, мышления, эмоции, все в актере отражает обстановку, время действия, поведение других актеров. Следовательно, и в жизни, человек – это зеркало, отражающее все вокруг. Дети отражают своих родителей на протяжении всей жизни, мимику, поступки, копируют модель поведения. Взрослый человек подходит более осознанно к данному фактору, и пытается прибывать в таком окружении, которое ему приятнее всего отражать. Все что окружает человека, начиная от книг, телепередач, людей и заканчивая природой, климатом, вселенной, все отражается в нем. Нельзя согласиться с тем, что человек ни как не влияет на «свое отражение», напротив, были бы люди такими разными, если бы отражали все одинаково и в равных долях. К примеру, два ребенка близнеца выберут разные игрушки разных цветов. А если представить двух взрослых людей, которые росли в совершенно одинаковом окружении. То и они выберут различные жизненные цели, различный путь к своему счастью. Избежать эффекта зеркала человек может только путем самоанализа и жесткого контроля. Человеку необходимо посмотреть на себя со стороны, обнаружить основные источники влияния на свое поведение, мысли, суждения и отношение к жизни в целом. Всю информацию, что человек получает ежедневно, он воспринимает через призму культуры общества, в котором он был рожден. Для того, что бы человек перестал отражать весь окружающий его мир, и создал себя, необходимо постоянно ломать заложенные культурой взгляды, на каждое высказанное «Я» мнение, задавать вопрос: «Почему я так считаю?», «Не является ли подобный взгляд на ситуацию или вопрос отражением моей культуры?». То есть, прояснять феноменологическим методом данность своего «я» среди культурных ролей. Только путем контроля за собой, своими мыслями и поступками, постоянным анализом и трудной большой работы можно вырастить «Я созданное», которое будет приближено к «Я истинное».
Максим Горький говорил, что «человека создает его сопротивление окружающей среде» [1, с. 422]. Только через постоянное сопротивление социуму, культуре и всему миру можно создать себя. Но даже какими бы не были самоконтроль и упорная работа человека над собой, новое «созданное Я» не будет являться чистым отражением «истинного Я», т.к. невозможно избавиться от влияния на человека культуры, что заложена в него с рождения и с каждым днем только глубже в нем укореняется. Поэтому, проблема осознания проявления «подлинного Я» в том, что оно всегда происходит через призму культуры того общества, в котором человек был рожден, и неотделимо от него, но, несмотря на вечность этой проблемы, она также актуальна, как актуально для человечества познание мира.
Список литературы:
- Горький М. Мои университеты // Горький М. Собрание сочинений. Т. 9. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. – 536 с.
- Гете И.В. Страдания юного Вертера // Гете И.В. Собрание сочинений. Т. 6. – М.: Художественная литература, 1978. – 480 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т. 5. – М.: Культурная революция, 2012. – 480 с.
дипломов
Оставить комментарий