Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Данилова О.С. ОСОБЕННОСТИ КЕРАМИЧЕСКИХ СОСУДОВ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ КЕРАМИЧЕСКИХ СОСУДОВ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ

Данилова Ольга Сергеевна

студент магистратуры, АлтГПУ, г. Барнаул

Характерной чертой погребального обряда пазырыкской культуры является помещение в захоронение керамических и деревянных сосудов [7, с. 208-210]. Керамика является одной из наиболее массовых групп археологических находок. Типология керамики часто лежит в основе выделения различных культурно-хронологических групп. Пазырыкская керамика известна давно, начиная с ХIX века, и относительно хорошо изучена [6, с. 104-107] (работы В.В. Радлова, М.П. Грязнова, С.И. Руденко, С.В. Киселева, В.Д. Кубарева, Д.Г. Савинова, Л.С. Марсадолова, А.С. Суразакова, В.И. Молодина, Н.В. Полосьмак, Н.Ф. Степановой, П.И. Шульги и др.).

Керамические сосуды пазырыкцев лепилась вручную, поэтапно конструировались ленточно-кольцевым налепом [10, с. 27-28]. Обжигалась эта посуда неравномерно, на поверхность сосудов обычно наносилась обмазка из глины, позволяющая скрыть грубые смеси формовочного теста.  Пазырыкские кувшины украшалась разнообразными способами: налепами, резным орнаментом, кожаными аппликациями – и раскрашивались [8, с. 110-113]. Как правило в пазырыкских курганах находился один керамический сосуд, однако имеются и исключения из правил. К таким исключениям относятся Первый Башадарский курган, курган №1 могильника Ак-Алаха -3 [7, с. 208-210].

 В кургане №1 могильника Ак-Алаха -3 были обнаружены два керамических кувшина. Их высота была 35 – 40 см, ширина горла 12,5 см, высота венчиков 9 и 8 см. Сосуды по венчикам и плечикам украшались круговыми глиняными налепами, поверх которых нанесены частые насечки в виде косого креста. Кроме того, сосуды декорировались тонкими кожаными аппликациями в виде фигурок петухов, сохранившимися во фрагментах, и плоской кожи по венчику, как у сосуда из Второго Пазырыкского кургана [7, с. 208-210].

Керамические сосуды одинаковой формы стояли на полу погребальной камеры.

Первый кувшин был плоскодонный (12 см в диаметре), с широким туловом (28.5 см в диаметре) и узкой (11,5 см в диаметре) шейкой, которая расширялась к верхнему краю горлышка. Высота кувшина 50 см. Сосуды были изготовлены без гончарного круга, методом последовательного наложения колец или полосок шириной около 8 см. Наружная и внутренняя поверхности сосуда покрыты желтовато-красной глиной и тщательно заглажены. Толщина стенок 14 мм в нижней части кувшина, близ дна, в расширенной части туловища около 8 мм, в суженной части шейки 7 мм, а у края венчика — 9 мм. Обжиг не равномерный, произведён на костре. Верхняя половина второго такого же кувшина — с узким (10.4 см) горлышком, расширяющимся к верхнему краю (16.3 см в диаметре), с широким туловом (29 см). Горлышко целого сосуда по верхнему краю было оклеено широкой (8 см) полоской очень тонкой кожи, а по тулову были наклеены шесть силуэтных изображений петухов, вырезанных из более толстой кожи. Наклеены они были так, что три направлены в одну сторону и три — в обратную. Следовательно, одна пара петухов обращена друг к другу головами, а другая пара, на противоположной стороне кувшина, — хвостами.

Ареал распространения подобных кувшинов еще не выяснеет, вне пределов Алтая таких кувшинов неизвестно. Видимо, это местная керамика, которая имела собственную оригинальную форму [7, с. 208-210].

Ареал распространения кувшинов описанного типа нами пока не выяснен, и вне пределов Алтая таких точно кувшинов мы не знаем. Это, по-видимому, была своя местная керамика оригинальной формы [10, с. 27-28]. 

Традиционно считается, что посуда из пазырыкских погребений использовалась в быту [10, с. 27-28].

Однако, по мнению одного из авторов, это верно лишь относительно деревянных кружек (ковшей) и блюд (блюд-столиков), а также керамики баночной и горшковидной форм из насыпей курганов. Составляющие большинство в захоронениях кувшиновидные и кринковидные керамические сосуды являлись сакральными. По всей видимости, они изготавливались только для совершения обрядов, в том числе погребального. Одним из основных аргументов в пользу такого заключения является практически полное отсутствие кувшинов и кринок на поселениях раннего железного века в Горном Алтае [5, с. 59]. На поселениях представлены банки, горшки и чаши (миски).

Именно эту керамику, не похожую на погребальную, находят в насыпях курганов. Принципиальные различия поселенческой и погребальной керамики характерны для многих культур эпохи бронзы и скифского времени, в том числе и на равнине Алтая [1, с. 116-131]. Керамика из пазырыкских погребений рассматривалась неоднократно. Наиболее детальная классификация керамики из захоронений пазырыкской культуры (без учета материалов из могильников по Чарышу) предложена Н.Ф. Степановой, суммировавшей данные по 313 сосудам. Сопоставив керамику из Горного Алтая VI—III вв. до н.э. с русской керамикой, учитывая предшествующие разработки, Н.Ф. Степанова оправданно выделила несколько основных типов керамики: наиболее часто встречающиеся кувшйны, кувшиновидные, кринки и кринкообразные; редко встречающиеся горшки и горшкообразные; единично находимые в захоронениях корчаги и банки [5, с. 59].

Исследовав курганы Удандрыка, Салюйгема, Юстыда В.Д. Кубарев условно разделил керамические кувшины пазырыкских курганов на четыре типа [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207]. Вся керамика сделана вручную без применения гончарного круга, поэтому некоторые кувшины асимметричны.

Тип 1. Кувшины стройных вытянутых пропорций. Они, как правило, имеют овальное или округлое тулово, высокое горло, узкое основание и с раструбом в устье. Размеры сосудов варьируются 25 – 38 см, средний диаметр тулова 16 – 23 см, диаметр горла 8 – 12 см, дна 6 – 11 см [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Тип 2.  Несимметричные высокие кувшины с шаровидным туловом, прямым или конусовидным, но всегда высоким горлом. Размеры сосудов: высота 18 – 26 см, максимальный диаметр тулова 14 – 20 см, диаметр горла  8,5 – 12,5 см, дна – 7 -10 см [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Тип 3. Кувшины с удлиненным, овальным или круглым туловом, прямым или слегка конусовидным, но всегда коротким и широким горлом. Размеры сосудов: высота 22 – 30 см, максимальный диаметр тулова 17 – 22 см, диаметр горла 8 - 11 см, дна – 10 – 11 см [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Тип 4. Кувшины с биконическим, максимально расширенным туловом, когда плечики сосуда почти горизонтальны. Горло прямое, короткое и широкое, отделено от тулова более или менее четким уступом.  На большинстве экземпляров этот переход обозначен налепным валиком, который повторяется затем на горле, сразу же под венчиком.  Размеры сосудов: высота 21 – 39 см, максимальный диаметр 17 – 21 см, диаметр горла 9 – 11 см, дна – 6 – 9 см [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Горшки из курганов Салюгейма, Уландрыка и Юстыда уступают кувшинам в размерах, в качестве обработки и орнаментации. Горло горшков всегда широкое с утолщенным венчиком. Автор делит горшки на два типа [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Тип 1. Горшки с округлым туловом, коротким и прямы, широким горлом. Размеры: высота 14-16 см, максимальный диаметр тулова 13 – 16 см, диаметр горла 10 – 12 см, дна – 7 – 9 см.

Тип 2. Горшки имеют удлиненное тулово овальной или округлой формы, короткое и широкое горло. Размеры: высота 16 – 19 см, максимальный диаметр тулова 13 – 16 см, диаметр горла 10 – 11 см, дна – 8 см.

Около трети керамики имеет орнамент. Техника нанесения орнамента и мотивы декора разнообразны. Наиболее распространенным элементом декора является рельефные налепные спирали. Также сосуды имеют налепной арочный орнамент. На некоторых арочный валик расположен поперек тулова сосуда, на других арочные рельефы опоясывают сосуд по горизонтали, создавая подобие сетки [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Многие сосуды орнаментированы налепными валиками, гладкими или рассеченными косыми нарезками. Чаще всего налепные валики наносились в местах соединения тулова и горла, прикрывая и усиливая соединительный шов. Некоторые горшки из курганов Урсулы, Юстыда, Сайлюгема были украшены незатейливой росписью черной минеральной краской. Впервые расписные сосуды были найдены С.С. Сорокиным в Катоне и Кок-су [2, с.145-149; 3, с. 115-118; 4, с. 203-207].

Таким образом, керамика пазырыкской культуры Алтая достаточно разнообразная. Она имеет разнообразный орнамент, форму и размеры. Имеются аналогии с другими археологическими культурами, тем самым, мы можем проследить некоторые взаимодействия носителей пазырыкской культуры и других народов.

 

Список литературы:

  1. Кирюшин Ю. Ф. Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая: Ч. II. Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. – РАН. СО. ИАЭ. – 296 с.
  2. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. – Новосибирск, 1992. – 218 с.
  3. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. – Новосибирск, 1987. – 312 с.
  4. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. – Новосибирск, 1991. – 185 с.
  5. Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 280 с.
  6. Марсадолов Л.С. Пазырыкский феномен и попытки его объяснения. // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: Сб. науч. ст. (по материалам Междунар. науч. конф., 24- 27 марта 1999 г.). – Барнаул, 1999. – С. 104-107
  7. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. – Новосибирск, 2001. – 335 с.
  8. Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. – Новосибирск, 1994. – 125 с.
  9. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. – М-Л., 1953. – 251 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.