Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шиганова М.В., Романова Н.А., Домрачева Т.С. [и др.] РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Шиганова Марина Викторовна

студент факультета естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород

Романова Наталья Анатольевна

студент факультета естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород

Домрачева Татьяна Сергеевна

студент факультета естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород

Орловская Людмила Александровна

студент факультета естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород

В настоящее время в духовно-культурной сфере общества соединяются множество разнообразных составных частей культуры, одним из которых является религия. Религия представляет собой неотъемлемую часть культуры человечества на протяжении практически всей истории его развития. Вопросам веры, проблеме существования бога как высшего существа посвящено множество философских трудов мыслителей самых разных эпох. Религиозные сюжеты или их непосредственное влияние прослеживаются во многих произведениях литературы и искусства, немалая часть которых входит в сокровищницу главных культурных достижений человечества. Все это говорит нам о том, что проблематика религиозного фактора в духовной жизни общества была и остается актуальной для исследования. В представленной вниманию читателей статье делается попытка осветить место религии в системе культуры на современном этапе.

Религия представляет собой особый вид общественного сознания, мировоззрения, совокупность духовных представлений, которые основаны на вере в существование бога (богов) либо иных сверхъестественных сил. Помимо этого внутреннего сущностного содержания для религии также характерно и внешнее оформление в виде специфических действий (культ) и соответствующего им обрядового поведения.

Религиозное мировоззрение зародилось в недрах первобытного общества и прошло с тех пор длительную историю развития – от примитивных верований (анимизма и тотемизма) до так называемых «мировых религий», каждая из которых имеет весьма развитую систему своей внутренней философии, этики, догматики и насчитывает сотни миллионов приверженцев во всем мире.

Разумеется, религия была и остается важным компонентом духовной сферы общества, оказывала и оказывает значительное влияние на самые различные сферы – от глобальной политики до внутреннего мира отдельного индивида. Насколько же важное место занимает религия в системе современной культуры?

Начиная со второй половины XIX века и на протяжении всего ХХ века, человечество достигло значительных достижений в разных областях науки и техники. Этот процесс сопровождался ростом научно-оптимистического мировоззрения, массовым отказом от религиозных взглядов, широким распространением мнения о непримиримой «борьбе науки и религии», и в какой-то момент многим стало казаться, что религия постепенно уходит в прошлое.

Однако весьма скоро выяснилось, что такие «научные оптимисты» не правы. ХХ век принес человеку помимо грандиозного научно-технического прогресса такие кровавые потрясения и глобальные угрозы, что к его середине, а особенно к концу, стало накапливаться разочарование в науке, имеющее свое закономерное объяснение, так как многие из упомянутых проблем прямо или косвенно связаны с бурным ростом науки и техники (угроза термоядерной войны, экологические проблемы).

Вполне объяснимо, что в результате этого «маятник качнулся в другую сторону»: многие люди стали видеть причину многих стоящих перед человечеством проблем в отказе от религии, а то и прямо в «божьей каре» за отступничество.

Философ и историк А.Дж. Тойнби так высказывался об этом: «когда западный человек решил обойтись без традиционной религии, его дом, в конце концов, оказался пуст. Из него всё вымел рационализм, не оставив ни пылинки. Дом аккуратно и тщательно прибрала наука, но наука не сделала его уютным для обитания Человека, ибо оставила его без религии. А когда предлагают науку в качестве заменителя религии, то это всё равно, что предложить вместо хлеба камень» [3, C. 384].

Возможно, английский ученый чрезмерно пессимистичен и суров в своем высказывании, но определенная правота в его словах имеется. Действительно, после отхода человека от религиозного мировоззрения в какой-то период возникает определенная «духовная пустота», которую, как выясняется, заполнить-то особо и нечем. Дело в том, что научно-технический прогресс нередко протекает значительно быстрее, чем параллельное ему внутреннее совершенствование человека. Такой процесс запаздывания нравственного созревания по отношению к интеллектуальному развитию становится весьма опасным и остро поднимает вопрос о пределах научно-технического развития. [1, C. 84].

Что касается современной России, то здесь процесс так называемого «религиозного ренессанса» имеет свои особенности. Помимо указанных выше глобальных причин, на постсоветском пространстве массовое возвращение людей к религиозным взглядам в конце ХХ века было также и реакцией на многолетнее идеологическое доминирование одной концепции, частью которой был насильно насаждаемый сверху атеизм. Естественно, что с ослаблением и последующим крахом советской идеологии многие люди обратились к религии: одни из искренних побуждений, другие – стремясь заполнить образовавшийся «идеологический вакуум», третьи – просто из протестных побуждений по отношению к официальной идеологии.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день человечество еще не готово полностью отказаться от религии, и она продолжает занимать значительное место в системе культуры современного общества, выполняя для значительной части общества роль сдерживающего морального фактора. Церковные организации как внешнее выражение религиозных взглядов части общества остаются важной частью как общественных, так и политических процессов, являясь в некоторых странах частью государственного аппарата.

Факты свидетельствуют, что религия по-прежнему имеет важное значение в жизни многих. Любому из нас свойственно стремление поиска истины. И в этом поиске один обращается к науке, другой – к материальным благам, третий – к искусству, а многие – к религии. Некоторые философы считают, что религиозные чувства изначально присущи человеку и даже определяют его как «homo religiosus» [2, C. 17].

В то же время нам нельзя забывать, что чрезмерное усиление религиозной компоненты в духовной жизни общества также несет немало угроз. Такие угрозы весьма многочисленны: от стремления усиливающейся церкви опровергнуть многие научные достижения, противоречащие религиозной догматике (в первую очередь, разумеется, это касается эволюционной биологической теории) до глобального терроризма, который во многих случаях имеет религиозный оттенок (в первую очередь, конечно, исламский фундаментализм).

Подводя итог, мы можем заключить, что религия на сегодняшний день остается весьма значимым фактором в духовной жизни современного человечества. Попытки недооценки ее воздействия, также как и попытки переоценки такого влияния, на наш взгляд, могут оказаться весьма пагубными для общества, о чем свидетельствуют примеры из мировой истории.

Несмотря на то, что долгое время существовало мнение об определенном противоборстве науки и религии, на наш взгляд, сегодня человечеству необходимо найти необходимый паритет взглядов между наукой и религией, не скатываясь при этом в новое Средневековье, когда наука была «служанкой теологии», и не повторяя ошибок ХХ века с его насильственно насаждаемым атеизмом. Надо выработать компромисс между условно «научным» и условно «религиозным» взглядом на мир, который мог бы послужить на пользу всему человечеству в поиске истины.

 

Список литературы

  1. Быданов В. Е Религиозно-этическое измерение науки как ценность современной научной рациональности // Религия и нравственность в секулярном мире. Серия “Symposium”, Выпуск 20. / Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 г. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C.82-86.
  2. Рыжов Ю. В. Религия, наука и искусство в системе культуры // Проблемы системного анализа культуры. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 126 c.
  3. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. – М.: АСТ, 2011. – 318 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.