Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)
Наука: Политология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
Образ врага в идеологии современного исламизма
Сегодня проблема терроризма является одной из наиболее острых и актуальных для современного человечества. Среди множества регионов, где действуют различные террористические организации, особо выделяется Ближний Восток. В силу совокупности исторических, культурных, политических и экономических причин именно на территориях этого района терроризм в современности приобрел наиболее благоприятные условия для своего развития. Рост террористической угрозы, исходящий от данного региона, актуализирует проблематику, связанную с пониманием идеологических особенностей, свойственных радикальным группировкам, которые происходят из стран Ближнего Востока. Особую значимость приобретает вопрос, касающийся формирования образа врага в сознании членов террористических организаций, ведущих свое происхождение из этого региона. Актуальность данной проблемы обуславливает факт того, что эффективная борьба с терроризмом возможна лишь в том случае, когда существует понимание мотивов, которые движут радикалами. В свою очередь исследование образа врага позволяет более детально разобраться в этом вопросе.
«Образ врага» – это качественная (оценочная) характеристика «врага», сформированная в общественном сознании[9]. Образ врага является актуальным понятием в современной науке и подразумевает под собой изучение процессов негативной мобилизации населения, происходящих в условиях определенной социальной напряженности, причины которой с трудом определяются и рационализируются. Подобная проблематика поднимается в работах Г.И.Козырева[9], Л.Д.Гудкова[3]. Отчасти образ врага может формироваться искусственно под влиянием средств массовой информации, пропаганды, а также других методов манипуляции массовым сознанием, но несмотря на бесспорное влияние вышеперечисленных средств на сознание людей, ключевым моментом остается вызревание негативного отношения у определенной общности людей к тому или иному объекту, который в дальнейшем начинает восприниматься в качестве основного виновника всех существующих проблем[3]. Говоря о формировании образа врага современных ближневосточных террористов, стоит отметить, что идеи о восприятии «Запада» в качестве основной угрозы арабскому миру формировались естественным путем, в течение долго времени. Начиная с процессов, связанных с попаданием Ближнего Востока в сферу влияния империалистических государств в XIX веке и заканчивая современностью, когда проблема чрезмерного вмешательства крупных политических игроков во внутренние дела региона продолжает быть актуальной.
В данном контексте актуально упомянуть Г.И.Мирского и его идеи, касающиеся вопросов связанных с образом извечного угнетателя [10]. Под этим образом подразумевается исторически сложившееся отношение, к какому-либо государству или нации, сформировавшееся под воздействием длительной конфронтации. Отношения арабских стран и государств западного мира вполне подходят под эти условия, что представляет собой одну из немаловажных причин, обуславливающих противостояние актуальное для современности.
Основными источниками для данной статьи послужили автобиографические материалы, в частности, произведение Зака Ибрагима «Сын террориста» [6]. Зак Ибрагим является сыном Эль-Саида Нуссара террориста, причастного к совершению ряда крупных преступлений на территории США в 90-х годах XX века. В своей работе автор поднимает вопросы, связанные с тем, что толкает человека на ведение террористической деятельности и демонстрирует, насколько сильно может измениться рядовой гражданин под влиянием радикальных идей. Другим немаловажным источником стало книга Майкла Вайса и Хасана Хасана, сирийского и американского журналистов, которые в течение длительного временного промежутка вели репортажи с территории Сирии, охваченной гражданской войной[2]. Материалами для книги послужил как личный опыт ее авторов, так и информация, приобретенная в процессе интервьюирования десятков различных людей непосредственно участвующих в конфликте. В этой связи в своей работе мы попытались сопоставить идеологические установки и мотивацию сторонников радикального ислама с историческим и политическим контекстом развития ближневосточного региона.
Абсолютным злом в глазах многих членов террористических группировок современности является инородная, в частности, западная культура и ее носители. Образ врага формируется идеологами радикальных исламский течений. Данный процесс протекает, опираясь на принципы стереотипизации сознания, т.е. на укоренившемся образе восприятия западной культуры как абсолютного зла, существование которого является угрозой арабскому миру[5]. Формирование подобных взглядов происходит из особенностей трактовки и интерпретации исламской религиозной традиции агрессивно настроенными элементами арабского общества[1].
Деятельность террористических группировок на Ближнем Востоке тесно связана с идеологией исламского радикального фундаментализма, а в частности с салафизмом и произошедшим из него ваххабизмом, а также с такими идеологическими течениями, как такфиризм и джихадизм[8]. В среде радикалов большой популярностью пользуются идеи исламизма (политического ислама), подразумевающие использование норм шариата в качестве основного источника урегулирования противоречий в межгосударственных и внутригосударственных вопросах[7].
Корни салафизма уходят в период Раннего Средневековья и некоторые предпосылки его формирования можно встретить еще при жизни пророка Мухаммеда. Необходимо отметить, что, хотя салафизму и свойственны ультраконсервативные взгляды, это течение от других вышеперечисленных отличает неприятие насилия. Ваххабизм формируется в XVIII веке на волне подъема сепаратистских настроений в Османской империи[8].
Такфиризм получает распространение в середине XX века и подразумевает признание неверными не только атеистов и верующих исповедующих другую религию, но и людей, исповедующих Ислам и неразделяющих взгляды такфиристов[8]. Данное течение является одним из наиболее широко распространенных в террористической среде в силу того, что признает убийство любого неверного, включая женщин и детей, не противоречащим исламским законам. Необходимо отметить, что в идеологии такфиризма существует ненасильственная сторона, которая подразумевает уход от мира и жизнь в небольших общинах единомышленников в изолированных местностях.
Джихадизм, в свою очередь, представляет собой неоднозначное идеологическое течение, которое трактуются совершенно по-разному в зависимости от принятия или непринятия одного из хадисов пророка Мухаммеда, относящегося к идее большого и малого джихада. Большинство радикалов используют идею джихада для того, чтобы в определенном смысле легитимизировать свое право на насилие, которое в основном осуществляется по отношению к тем, кто признан террористической группировкой неверным.
Существенный рост увеличения популярности исламского фундаментализма происходит в связи с непростой ситуацией, в которой оказались арабские государства в XX веке [4]. С одной стороны, глобальное противостояние между двумя мировыми гегемонами, идеологические системы которых были относительно чужды арабскому миру. С другой же стороны, крупное региональное противостояние, связанное со взаимоотношениями арабских государств и Израиля, а также вытекающим из этого арабо-израильским конфликтом, остающимся актуальным и по сей день. Стоит отметить, что не только исторические предпосылки обуславливают мотивы обращения многих радикалов к фундаментализму, но и ряд факторов, относящихся к современности. В частности, это процесс глобализации, который значительно влияет на культурную специфику, любого государства современности, привнося в него элементы, свойственные западной цивилизации. Не стоит также забывать и о сложном комплексе противоречий вызванным вмешательством иностранных государств в дела региона: Афганская война (1979–1989), Война в персидском заливе (1990-1991), Иракская война (2003-2011), Гражданская война в Ливии (2011), гражданская война в Сирии, продолжающаяся с 2011 года. Подобное давление чуждых культур и идеологий на арабский мир инициировало процессы, связанные со стремлением к восстановлению отчасти утраченной идентичности стран Ближнего Востока[5]. Отсюда происходит рост ультраконсервативных настроений, большую популярность приобретают идеи панисламизма, все это происходит с целью очищения Ислама и арабского мира от пагубного влияния и ненужных изменений (бида)[8]. Образ врага играет важнейшую роль в данном процессе, традиционно являясь важным инструментом в формировании идентичности того или иного общества.
На сегодняшний день можно выделить несколько «врагов», борьба с которыми является основными целями ближневосточных террористов.
Израиль, воспринимаемый террористами как инородный элемент, внедренный в традиционно арабский регион. Несмотря на то что арабо-израильский конфликт уже не носит такого острого характера, как во второй половине XX века, множество противоречий остаются актуальными, что выливается в частые инциденты, связанные с практикой индивидуального террора, а также в вооруженные столкновения на границах Израиля и Палестинской автономии.
Европейские страны и государства Северной Америки, а также их союзники в различных регионах мира. Наиболее значимую роль среди них в данном контексте играют США, Великобритания, Германия, Франция. Политические и общественные идеи и ценности, распространенные в этих государствах, воспринимаются современными ближневосточными террористами в негативном ключе. Данную проблему усложняют сложные политические взаимоотношения между этими государствами и странами Ближнего Востока, которые зачастую приводили к военным конфликтам.
Неверные, под которыми подразумевается наиболее широкий диапазон потенциальных врагов, т.к. взгляды, распространенные в той или иной террористической группировке, могут существенно отличаться не только от других религий, но и иметь существенные отличия от традиционной трактовки Ислама.
Особую актуальность в процессе изучения данной проблемы приобретают индивидуальные мотивы людей являющихся членами крупных террористических группировок. Ведь зачастую лишь только анализ субъективных устремлений, отдельно взятых членов радикальных объединений позволяет более полно взглянуть на многие идеологические особенности, свойственные всей группировке. В частности, то, как каждый из радикалов воспринимает своего врага, позволяет более полно охарактеризовать идеологические особенности свойственные современному ближневосточному терроризму.
Среди факторов, способствующих притоку боевиков в ряды террористов, стоит выделить такие, как определенная социальная безысходность и незащищенность, что в конце концов может выливаться в агрессию, направленную в первую очередь на государственные режимы, осуществляющие контроль над той или иной территорией. Примером подобной ситуации может послужить тот факт, что несмотря на то, что курды являются одним из наиболее активных оппонентов ИГ (Исламское государства) («Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) в войне, развернувшейся в Сирии, некоторые представители их народа все же присоединяются к конфликту на стороне террористов. Обусловлено это тем, что Северный Ирак, на территории которого проживает множество курдов, подвергался этническим чисткам в конце XX. Этот факт и то, что курды оказались в сложной социально-экономической ситуации значительно повлиял на то, что некоторое количество уроженцев этого региона вступило в ряды ИГ. Самым известным из курдов уроженцев Северного Ирака является Абу Хаттаб Аль-Курди один из полевых командиров террористов[2].
Не менее значимым фактором формирования позиции человека по отношению к определенным силам, могут служить элементарные вопросы собственной безопасности. Определенная часть людей, очутившись в ситуации, в которой вынуждена делать выбор между собственный ценностями и собственной безопасностью выбирает собственную безопасность. Примером может послужить судьба Салеха-Аль-Авада юриста из города Эль-Хасака, изначально не являвшегося сторонником ИГИЛ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.), но в силу того, что его город был занят экстремистами, он вынужден был вступить в ИГ[2].
Широкое распространение получила и другая позиция, связанная с давними противоречиями между шиитами и суннитами. Многие радикалы, являющиеся членами террористических группировок, воспринимают происходящие события сквозь призму данного противостояния, т. е. относясь к развернувшейся на Ближнем Востоке войне как к фактору противостояния влиянию шиитов, в общем, и иранским амбициям, в частности.
Помимо этого, стоит более подробно остановиться на особенностях формирования негативного, враждебного восприятия западной культуры. Данному процессу свойственны навешивание определенных ярлыков «крестоносцы», «безбожники», «неверные», что позволяет сосредоточиться радикалам на определенной характеристике предполагаемого врага и за счет этого показать его в негативном свете, демонизируя его и позиционируя его в образе абсолютного зла. Подобного рода пропаганда, демонстрирующая Запад в качестве одной из основных угроз для арабского мира, представляет собой серьезную опасность, выливающуюся в то, что влиянию подобных идей может подвергнуться человек, находящийся в любой точке мира. Примером этому может послужить судьба Эль-Саида Нуссара, террориста, спланировавшего первый теракт в башнях близнецах в 1993 году[2]. Несмотря на свое долгое проживание в США, данный человек оказался под влиянием радикальных проповедников, что и подвигло его на ведение террористической деятельности.
Таким образом, мы выделили несколько групп врагов, среди которых наиболее значимое место в сознании современных радикалов занимают два комплексных и отчасти смежных образа: образ Запада и образ неверных. Данные категории включают в себя широкий диапазон различных факторов, каждый из которых в той или иной степени представляет собой угрозу принципам, лежащим в основе радикальных взглядов, распространенных в среде террористов. В совокупности влияние этих образов и их отдельных составляющих оказывает мощное мобилизационное действие на исламистов, а также обуславливает активные и жестокие методы борьбы со всеми субъектами, воспринимаемые во враждебных категориях.
Подводя итог необходимо отметить факт того, что на сегодняшний день образ врага, генерируемый ближневосточными террористами, крепко укоренился в сознании радикальной настроенной части арабского общества, и даже ликвидация наиболее влиятельных террористических группировок не сможет полностью нивелировать эту идею. Тем не менее, постепенное преодоление и развенчание подобных взглядов является ключевым фактором борьбы с ближневосточным терроризмом.
Список литературы:
- Бирюков Д.А. Идеология и практика исламского фундаментализма // «Сyberleninka» [электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-i-praktika-islamskogo-fundamentalizma (дата обращения 12.10.2016).
- Вайс М. Исламское государство: Армия террора («Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) / Майкл Вайс, Хасан Хасан; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 346 с.
- Гудков Л.Д. Идеологема «врага» // «ПСИ-ФАКТОР» [электронный ресурс]. – URL: http://psyfactor.org/lib/gudkov1.htm (дата обращения 14.10.2016).
- Долгов Б.В. Политический ислам в современном мусульманском мире // «Перспективы» [электронный ресурс]. – URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35970 (дата обращения 12.10.2016).
- Емелин В.А. Терроризм как радикальная реакция на глобальный кризис идентичности// «Сyberleninka» [электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-kak-radikalnaya-reaktsiya-na-globalnyy-krizis-identichnosti (дата обращения 11.10.2016).
- Ибрагим З. Сын террориста. История одного выбора/ пер. с англ. Дарья Сонькина; Москва; АСТ; 2016 — 114с.
- Исмаилов М.Р. Мировой политический ислам: понятие, концепции, движения // «Сyberleninka» [электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-politicheskiy-islam-ponyatie-kontseptsii-dvizheniya (дата обращения 13.10.2016).
- Карамян C. Исламский фундаментализм: теория и практика // «Сyberleninka» [электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/islamskiy-fundamentalizm-teoriya-i-praktika (дата обращения 14.10.2016).
- Козырев Г.И. Враг и «образ врага» в общественных и политических отношениях // «ЭСМ» [электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/325055.html (дата обращения 17.10.2016)
- Мирский Г. И. Жизнь в трех эпохах. —СПб: Летний сад, 2001. - 368 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий