Статья опубликована в рамках: XCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2020 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
БРУНО ЛАТУР – ПЕРЕСБОРКА СОЦИАЛЬНОГО: ВВЕДЕНИЕ В АКТОРНО-СЕТЕВУЮ ТЕОРИЮ
Акторно-сетевая теория представляет собой одно из наиболее радикальных и впечатляющих направлений в современных социальных науках. Данное направление возникло в рамках широкого междисциплинарного поля «исследования науки и технологий», которое рассматривает объекты (артефакты, технические стандарты, компьютерные программы и т.д.) как действующие единицы социальных отношений, одинаково важных для социальной системы. Социальный порядок является следствием, вызванным ровной работой актора социальной системы. Под акторами понимаются существа, выполняющие определенные действия, которые влияют на других существ. Актором может быть человек, организация, определенного рода информация в публичном пространстве или вовсе такой объект как вирус, который непосредственно влияет на поведение людей. Подобные акторы создают плоскую, динамичную сеть, которая определяет их взаимные отношения.
Акторно-сетевая теория не делает различий между науками и технологиями. Сторонники данного подхода считают, что нельзя противопоставлять общество и природу, истину и ложь, человеческое и нечеловеческое и т.д. По их мнению, всё, что принято называть природой, обществом, субъективностью или фактом – производится в результате совместной активности людей и не людей. То есть данный подход одинаковым образом описывает отношения, которые являются как материальными (между вещами), так и семиотическими (между понятиями).
Выдающийся французский социолог и философ Бруно Латур является одним из основоположников акторно-сетевой теории. Проанализировав основные положения его труда «Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию», можно выделить ряд тезисов, которые раскрывает автор. Социологию Б. Латур понимает как дисциплину, участники которой открыто вовлечены в пересборку коллектива. Социологи оперируют понятием «социальный», приписывая его к определенному феномену и обозначая им некое устойчивое состояние, комплекс связей, который потом может быть использован для описания какого-то другого феномена. Например, под социальным можно понимать разновидность какого-либо материала, используя при этом данный термин в качестве прилагательного такого ряда как: «экономическое», «ментальное», «золотое» и т.д. В связи с этим могут возникать некоторые проблемы, а значение понятия социального может распадаться и обозначать совершенно другие вещи: во-первых, сам процесс сборки, а во-вторых, особый тип компонента, который будет отличаться от других материалов.
На современной стадии развития социальных наук становится невозможно тщательно определить компоненты, составляющие область социального. С целью возвращения социальному способности прослеживать связи, Б. Латур стремится переопределить данное понятие, обращаясь к его первоначальному значению. По его мнению, такой подход позволяет вернуться к традиционной цели социальных наук, используя более соответствующие инструменты на сегодняшний день. Однако, такую позицию автора можно воспринять лишь как желание обновить и трансформировать социологическую онтологию, например, по-иному описать общество, социальные процессы, социальные группы и институты, что как раз он и делает в своей монографии.
Б. Латур определяет «социальное» как тип связи между вещами, которые сами по себе не являются социальными. Он считает, что «социальное в разбавленном виде есть всюду, а в чистом – нигде», то есть оно не может мыслиться как некая сфера, отдельная область или особый тип вещей, но оно может циркулировать повсюду как движение, связывающее несоциальные вещи. Подвергая сомнению проект «социального объяснения» какого-либо положения дел, Б. Латур считает необходимым выработать новое, более широкое, чем прежде, представление о социальном. Объясняя данный феномен, он пишет, что социальное представляется своеобразным процессом строго ограниченного прослеживания и переустановления связей и пересборки.
Б. Латур считает, что социальные отношения и связи предопределяются техническими объектами, принципами, стандартами и различной деятельностью. В работе он приводит примеры, в которых явно показывает, что социальные связи опосредуются значительным числом культурных объектов. В социальных отношениях социолог главным видит именно связи опосредований, которые в отличие от «проводников», подчиняющихся причинно-следственным отношениям, не подчиняются им и являются несоизмеримыми между собой.
Социальная реальность по Б. Латуру задается понятиями «социальное» и «коллектив», свидетельствующими о реальном исследуемом феномене, в плане которого уместно также упомянуть такие понятия как «связи», «сеть», «ассоциации», «посредники», «трансформации». В данном случае важно отметить схему отношения посредников с социальностью. Здесь сеть и посредники выступают формами и условиями социальности, то есть они представляют собой средства и сообщения, предназначенные для людей и общества, которые ориентированные на общественное благо.
Социолог, в свою очередь, должен заниматься «сборкой коллектива» посредством «сети действий» и «переводов». Описывая социальные связи, социолог отчасти не должен верить в существование социальных механизмов и закономерностей, современная социальность для него выступает как динамичная и неопределенная. В связи с этим, основной миссией социолога, по мнению Б. Латура, является предложение нового видения социальности, которое впоследствии может существенно поменяться. Социологу необходимо уметь уравновешивать знания о динамичной, неопределенной социальной реальности и конструктивные знания, которые должны помочь в создании новой желаемой социальности. Итак, анализируя данную идею, можно утверждать, что социолог участвует в трансформации существующей социальности, описывает социальную реальность, разбирая ее на составные части и элементы, а затем заново ее собирает.
Таким образом, в своей работе Б. Латур последовательно и систематично конституирует новую социальную реальность, что в итоге предполагает построение в социологии новой онтологии. Книга «Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию» служит незаменимым помощником тем, кто стремиться изучить положения акторно-сетевой теории и понять идеи одного из ее основных представителей.
Список литературы:
- Латур Б. Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию. М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.
дипломов
Оставить комментарий