Статья опубликована в рамках: XCIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 июня 2020 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОДУКТ КАК НОВЫЙ ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
MULTIMEDIA PRODUCT IN THE ASPECT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS
Polina Posvenchuk
student, faculty of law, Brest State University named after A.S. Pushkin,
Republic of Belarus, Brest
Anastasia Evtodieva
student, faculty of law, Brest State University named after A.S. Pushkin,
Republic of Belarus, Brest
Развитие коммуникационных технологий, цифровых сетей и научно-технического прогресса – все это факторы в совокупности привели к возникновению многообразных форм объектов интеллектуальной собственности. Особенно интересным для рассмотрения представляется новый вид объектов авторского права, а именно – мультимедийные продукты. Интернет-сайты, виртуальные музеи, мультимедиа-рекламы, видеоигры – все это надежно укоренилось в общественной жизни людей.
Мультимедийный продукт – сложный объект, включающий несколько объектов интеллектуальной собственности. К примеру, компьютерная игра включает такие объекты как сценарий, компьютерный код, музыка, аудиовизуальный компонент и т.д., каждый из которых имеет отдельную правовую охрану. На данный момент существует некоторая неопределенность юридической сущности и правового режима мультимедийного продукта в белорусском законодательстве. А учитывая, что на сегодняшний день многие объекты авторского права или смежных прав можно преобразовать в мультимедийный при помощи оцифровки, актуальность изучения механизма распоряжения правами на такой объект только возрастает.
На данный момент дать определение мультимедийному объекту крайне сложно. Вероятно, именно поэтому некоторые авторы избегают определения данного результата интеллектуальной деятельности, как, например, И. Вернер, автор одной из первых монографий о мультимедиа, переведенной на русский язык в 1996 г [1, с. 7].
Однако белорусский ученый Г. Н. Москалевич все же попытался дать определение данному объекту. По его мнению, мультимедийный продукт, рассматриваемый в правовом смысле – объект интеллектуальной собственности, в котором содержатся несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в электронном (цифровом) варианте и функционирующий при помощи компьютерных программ и устройств в процессе взаимодействия с пользователем [3, с. 507].
В законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение мультимедийного объекта, и зачастую законодатель относит его к другим объектам интеллектуальной собственности, которые указаны в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (это, к примеру, аудиовизуальные произведения или базы данных) [5]. При этом законодатель подразумевает под мультимедийным продуктом комплекс различного рода файлов, в том числе текстовых, графических, звуковых, анимационных, игнорируя цифровую среду, в которой он и существует.
Если обращаться к западному опыту, то, к примеру, в странах англо-американской системы авторского права мультимедийные продукты относят к категории аудиовизуального произведения (США) [4]. В то же время законодательство Франции отвергает такую точку зрения, и рассматривает мультимедийный продукт как объект, который не относится к аудиовизуальным произведениям, ведь данный объект не является произведением, которое состоит из последовательности движущихся изображений, в связи с особой ролью пользователя в его функционировании (ст. L112-2 Кодекса об интеллектуальной собственности Франции) [2].
Анализируя зарубежную практику, а также учитывая различия в квалификации объектов мультимедийных продуктов (как аудиовизуального произведения, фильма), присутствующие как в странах общей, так и континентальной системах права, единый подход к установлению правовой природы исследуемого объекта не выработан. Однако, учитывая, что на национальном уровне определение мультимедийного продукта не выработано в принципе, представляется разумным учитывать зарубежный опыт. Создаются вполне ожидаемые определенные сложности для охраны прав правообладателя — в его структуре присутствует множество других, более мелких объектов авторского права, которые имеют собственную составляющую. Это представляется препятствием и для развития бизнеса с использованием мультимедийных продуктов в Республике Беларусь. Чтобы устранить данное препятствие необходимо предоставить заказчику сложного объекта право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта только при наличии заключенных договоров об уступке прав либо лицензионного договора с правообладателями каждого из результатов интеллектуальной деятельности. Тогда сложный объект может присутствовать в гражданском обороте как единый неделимый объект.
На наш взгляд, мультимедийный продукт является одним из самых перспективных объектов интеллектуальной собственности в сфере бизнеса. Инновационная экономика развитых стран базируется, в первую очередь, на научно-технических достижениях, в основу которых как раз и входят такие объекты. Их собственниками, а зачастую и создателями, выступают компании и транснациональные корпорации, являющиеся ядром наукоемкого бизнеса. С недавних пор Республики Беларусь так же взяла курс на интеграцию национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику страны, в том числе для повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.
Что же касается развития бизнеса с использованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе мультимедийных продуктов, стоит обратить свое внимание на опыт других стран. Так, Программа «Креативная Европа» (2014–2020 годы) определяет стратегию, направленную на превращение Союза в интеллектуальную, устойчивую и инклюзивную экономику, обеспечивающую высокий уровень занятости и производительности и социальной сплоченности [6].
Таким образом, для развития инновационного бизнеса в Республике Беларусь представляется необходимым и обоснованным внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь в части закрепления понятия сущности сложных объектов интеллектуальной собственности как единого и неделимого объекта, где вклады создателей невозможно отделить от такого произведения. Причем заказчик сложного объекта приобретает право на использование конкретного результата интеллектуальной собственности в рамках такого объекта, что существенно облегчает вовлечение такого объекта в коммерческий оборот.
Список литературы:
- Вернер. И. Все о мультимедиа / и. Вернер. – Киев: BHV, 1996. – 352 с.
- Котенко Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт -М.: Московский государственный юридический университет О. Е. Кутафина. 2015.
- Москалевич Г. Н. Понятие и правовая сущность мультимедийных продуктов как охраняемых объектов интеллектуальной собственности // Научные труды Белорусского государственного экономического университета: юбилейный сборник. Вып. 6 / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т; [редкол.: В.Н. Шимов (пред.) и др.]. - Минск: БГЭУ, 2013. - С. 503-509.
- Об авторском праве: закон США 17. U.S.C. §§ 101 et seq. (ред. от декабря 2016 г.) // Режим доступа: https://www.copyright.gov/title17/ (дата обращения: 21.05.2020)
- Об авторском праве и смежных правах: закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З // Режим доступа: https://www.etalonline.by/document/?regnum=H11100262 (дата обращения: 21.05.2020)
- Правила (ЕС) № 1295/2013 Европейского Парламента и Совета от 11 декабря 2013 г. учреждение Программы «Креативная Европа» (2014–2020 годы) и отмены решений № 1718/2006 / ЕС, № 1855/2006 / ЕС и № 1041/2009 / ЕС // Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1590082647441&uri=CELEX:32013R1295 (дата обращения: 21.05.2020)
дипломов
Оставить комментарий