Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зайцев Н.А. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 20.21 КОАП РФ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(93). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(93).pdf (дата обращения: 13.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 20.21 КОАП РФ

Зайцев Никита Андреевич

студент 5 курса, юридического института, Южно-Уральский государственный университет,

РФ, г. Челябинск

Лещина Эдуард Леонидович

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц. кафедры «Теория государства и права, конституционное и административное право», Южно-Уральский государственный университет,

РФ, г. Челябинск

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. При этом решающее значение для формирования положительного общественного мнения играет чувство защищенности граждан от противоправных действий, то есть общественная безопасность, а также общественный порядок, предусматривающий урегулированность общественных отношений социальными нормами (нормами права, нравственными и иными социальными нормами). Значимым фактором, влияющим на общественный порядок и общественную безопасность в этом случае, является административная деликтность, что обусловлено преимущественно ее высоким уровнем. В большинстве случаев совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, такое как появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает существенный общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны органов внутренних дел.

Административное правонарушение, которое выражается в появлении в общественном месте в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) представляется проблемным в части доказывания. Данное деяние признается противоправным исходя из моральных и нравственных норм. Фактически лицо, которое находится в состоянии опьянения, не причиняет физического вреда гражданам, а оказывает негативное влияние на их ощущение безопасности, также на процесс воспитания несовершеннолетних, формирует у них терпимое отношение к такому поведению. Его негативность проявляется и в том, что лицо находится не просто в состоянии опьянения, а находится в таком состоянии, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность [1, с. 101].

Отсутствие четких законодательно определенных критериев, которые позволяют разграничить состояние опьянения вообще и состояние опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и нравственность, приводят к трудностям в определении наличия состава административного правонарушения.

Различное воспитание, отношение к обществу не позволяют сформулировать единые критерии указанной составной части административного правонарушения. Поэтому исключить субъективность при оценке состояния лица невозможно, однако, необходимо понимать, что подразумевается под действиями либо видом лица, «оскорбляющими человеческое достоинство и общественную нравственность».

Например, в протоколах об административном правонарушении, описывая признаки опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, обычно указываются: шаткая походка, неопрятный внешний вид (местами грязная одежда). Эти признаки не позволяют сделать вывод о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения. Так как шаткость походки у лица может быть в разной степени, при определенных обстоятельствах не оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность. Из содержания же протоколов об административном правонарушении и других документов нередко невозможно сделать вывод о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, находилось в такой степени алкогольного опьянения, которое вызывало бы у окружающих отвращение [2, с. 145].

Исходя из этого, в материалах дела обязательно должны содержаться доказательства того, что свидетели правонарушения воспринимали состояние и действия лица как оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность, с детальным отражением в объяснении и протоколе того, в чем это конкретно проявлялось и почему не может быть соотнесено с поведением, соответствующим общественным нормам.

Для установления виновности лица необходимо определение содержания субъективной стороны правонарушения. Как представляется, данный элемент состава правонарушения должен включать в себя осознанное понимание лицом того, что своими действиями либо внешним видом, обусловленным состоянием опьянения, оно посягает на общественные ценности, нарушает их. В противном случае может складываться ситуация, когда гражданин, который входит в неформальную молодежную группу, например панки, которые носят своеобразную одежду, в случае нахождения в состоянии опьянения, даже легкой степени, априори будет считаться правонарушителем. В результате, не желая того, лицо совершает административное правонарушение и может быть привлечено к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ.

Отсутствие на основании ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанности у граждан с признаками опьянения пройти медицинское освидетельствование фактически сводит к нулю доказательственную базу по данному правонарушению.

В этом случае сотрудник полиции вынужден идти на привлечение лица к административной ответственности не за само правонарушение, в котором состояние опьянения является квалифицирующим признаком, а за правонарушение, посягающее либо на институты государственной власти (ст. 17.7 КоАП РФ), либо порядок управления (ст. 19.3 КоАП РФ) [4, с. 74].

При этом ни среди ученых-правоведов, ни в судебной практике нет единого мнения о том, под санкцию какой статьи в конечном итоге подпадают действия лица, отказавшегося от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Вместе с тем вышеуказанные нормы не решают проблемы отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, данного в ходе проведения самого освидетельствования, возможность которого предусмотрена приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». В данном случае нельзя говорить о том, что лицо не повинуется законному требованию сотрудника полиции, либо умышленно не выполняет требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, нельзя, так как они ориентированы на направление на мед. освидетельствование, а не на его прохождение [3, с. 96].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить следующие существенные проблемные вопросы в доказывании совершения лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ:

– подмена понятий в части определения состояния лица как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность и его внешнего вида, негативно оцениваемого гражданами;

– субъективность в оценке гражданами состояния опьянения лица как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность;

– возможность лица отказаться от медицинского освидетельствования, тем самым исключив основной доказательственный элемент по рассматриваемому административному правонарушению.

С целью разрешения сложившейся ситуации представляется необходимым внесение ряда законодательных изменений:

 – изложить диспозицию ст. 20.21 КоАП РФ в следующей редакции: «появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оцениваемом гражданами исходя из поведения и внешнего вида лица как оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность…»;

– дополнить ст. 17.7 КоАП РФ частью 2 следующего содержания: «невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии со статьей 27.12.1 настоящего Кодекса, либо ввести самостоятельную статью указанного содержания по аналогии со ст. 12.26 КоАП РФ, предусмотрев санкции, соответствующие санкциям ст. 20.21 КоАП РФ;

– исключить из ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ привязку к лицу, управляющему транспортным средством, тем самым расширив перечень лиц, в отношении которых сотрудник полиции может проводить освидетельствование на состояние опьянения.

 

Список литературы:

  1. Басов С.Л. Административный процесс / С.Л. Басов. – М.: Юрайт, 2018. – 388 с.
  2. Изингер А.В. Отдельные проблемы доказывания при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей      20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / А.В. Изингер. – М.: Молодой ученый №4, 2017. – С. 143-150.
  3. Мышенко А.А. Проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 и ст. 20.21 КоАП РФ / А.А. Мышенко. – М.: Символ науки №2, 2018. – С. 94-101.
  4. Стахов А.И. Процессуальное оформление появления в общественных местах в состоянии опьянения / А.И. Стахов. – М.: Проспект, 2018. – 174 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий