Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Михайлова И.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(92). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(92).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Михайлова Ирина Анатольевна

студент, кафедра дизайна и изобразительного искусства, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф., кафедра дизайна и изобразительного искусства, Вятский государственный университет,

РФ, г. Киров

Портретный жанр в изобразительном искусстве имеет обширную историю и большую часть этого времени считался предметом роскоши, знаком принадлежности к элите и показателем статуса. В современном мире портрет влияет на восприятие идеалов красоты. Портрет, как известно, это не просто внешнее сходство, это сложный многогранный образ [3]. Внешность сейчас как никогда важна для общества и является важных фактором продвижением себя как личности. В обиход вошло понятие личного бренда, а значит, на передний план выходит узнаваемость. Портрет влияет на мнение общества о том или ином человеке. Большое значение портрет приобретает в сфере рекламы. Рекламная индустрия использует портрет для продвижения не только различных продуктов, но и конкретных личностей, от общественных деятелей до лидеров государств. Однако используется для этого уже не парадный портрет в духе французских королей, а такие виды изобразительного искусства, как фотография и киноискусство. Для достижения узнаваемости и позитивной подачи образа используются все доступные средства классического изобразительного искусства, которые в последние годы расширились благодаря развитию цифровых технологий.

В современном мире в изобразительном искусстве использованы всевозможные техники и приёмы и найти новый художественный язык для выражения идеи достаточно сложно. И это привело к тому, что помимо классических направлений в портрете, которые сформировались благодаря историческому развитию, совершенствованию используемых материалов и усложнению задач передачи образа появились современные его виды. Изображение модели в стиле поп-арт или портрет-комикс. Появился портрет в виде граффити – изображения на стене, выполненного при помощи аэрозольных красок и настенных маркеров, или даже мурал – огромное изображение на стене здания. Такие изображения чаще всего привлекают внимание к какой-либо проблеме в мире, событию или значимому месту. Благодаря техническому прогрессу и развитию цифровых технологий появилось такое направление как диджитал-арт, которое широко применяется в индустрии компьютерных игр, кинематографе и рекламной индустрии. Портрет в фотографии тоже стал отдельным и довольно востребованным направлением. В целом портретный жанр в современном виде стал ещё более разнообразным, дал большую возможность для выражения идей во всех направлениях искусства.

На смену картинам приходят новые жанры – перформанс, инсталляция, хеппенинг, развивается язык визуальной коммуникации. Образ мира, окружающей действительности становится важнее, чем отдельный предмет. Инсталляция, например широко применяется маркетологами в демонстрации дизайна интерьера, для рекламы и продажи каких-либо товаров. В стремлении индивидуализировать пространство своего жилища люди применяют и картины в том числе. Изобразительное искусство становится частью таких инсталляций в виде постеров, афиш, фотографий и плакатов. «Человек уже привык воспринимать реальность через призму инсталляции и уже даже не видит картины единичного предмета. Сменилась форма коммуникации, образ существует не в картине, а в ином месте» – говорит искусствовед А. Ерофеев [2]. В современном мире любое качественное художественное произведение – это грамотно выстроенное визуальное сообщение. Искусство в виде картин и скульптур стало прикладной деятельностью.

В. Дубосарский в одном из своих интервью объясняет, как социальные сети влияют на искусство: «Сейчас происходит размывание традиционных критериев отбора искусства, в том числе из-за социальных сетей. Каждый художник может сегодня завести аккаунт и себя пиарить, минуя многие институции и арт-критику, выходя напрямую на аудиторию. Это феномен времени, он еще не осмыслен до конца. Уорхол говорил, что каждый человек будет иметь 15 минут славы. И мы сегодня это видим. Раньше зрители, глядя на некоторые произведения, говорили: «Ну, я так тоже могу нарисовать». И вот пришло такое время, когда, если ты можешь, иди делай, тебе ничего не нужно для этого. Ты обладаешь универсальным инструментом — смартфоном, с помощью которого можно создавать видеоарт, фотоискусство, рисунки, фильмы… И всё это тут же выкладывать в социальную сеть» [1]. Влияние социальных сетей на искусство в целом трудно не заметить и нельзя недооценивать, сейчас аудитория там не хуже, чем у хороших музеев.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном изобразительном искусстве под влиянием развития цифровых технологий и интернета портретный жанр тоже становится цифровым. И в таком виде потребность в нем повышается в разы, особенно в таких сферах деятельности как реклама и индустрия развлечений (кино и компьютерные игры). Портреты в виде картин и скульптур востребованы, так как у людей появляется запрос на эти предметы для придания уникальности окружающему их пространству. Однако это теперь в большей степени прикладная деятельность. Люди выбирают не конкретный предмет (портрет в нашем случае), а часть цельного образа мира, в котором хотят быть. И тогда можно заключить, что художник-портретист должен продумывать не только композицию своей работы на холсте или куске гранита, но и пространство, в котором этот портрет будет существовать.

 

Список литературы:

  1. С. Уваров. Искусство — как постоянно мутирующий вирус. // Известия. 03.04.2019. [Электронный ресурс] URL:  https://iz.ru/863209/sergei-uvarov/iskusstvo-kak-postoianno-mutiruiushchii-virus
  2. М. Виноградов. Эволюция или деградация: эксперты обсудили будущее современного искусства. // Вечерняя Москва. 6. 08. 2019 [Электронный ресурс] URL: https://vm.ru/culture/379662-evolyuciya-ili-degradaciya-eksperty-obsudili-budushee-sovremennogo-iskusstva
  3. Золотых М.С. О процессе создания портретного образа в живописи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-protsesse-sozdaniya-portretnogo-obraza-v-zhivopisi
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.