Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 20 апреля 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Солдатова И.М. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДРУЖЕСТВЕННОГО ПОГЛОЩЕНИЯ И КОРПОРАТИВНОГО ШАНТАЖА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XCI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(91). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(91).pdf (дата обращения: 19.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДРУЖЕСТВЕННОГО ПОГЛОЩЕНИЯ И КОРПОРАТИВНОГО ШАНТАЖА

Солдатова Ирина Максимовна

студент, кафедра финансового права Российского государственного гуманитарного университета,

РФ, г. Москва

Никольский Владимир Алексеевич

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено одни из ключевых понятий корпоративного права – шантаж и гринмейл. Описан процесс создания классической схемы корпоративного шантажа. Приведены способы корпоративного шантажа, а также пути решения данной проблемы.

 

Ключевые слова: корпоративное право, корпоративный шантаж, гринмейл.

 

Эффективное развитие конкурентной среды как важной предпосылки устойчивого экономического роста любой страны зависит от неукоснительного соблюдения всеми субъектами хозяйствования "правил игры" на рынке, которые основаны на законодательных, нравственных, культурных и других факторах [5]. Нечеткость формулировки таких правил, или наличие возможностей для их нарушения стимулируют субъектов хозяйствования к противоправным действиям,  которые противоречат как действующему законодательству, так и честным нормам в предпринимательской деятельности. Так, характерной чертой современного этапа развития экономики является растущее количество сделок по слиянию и поглощению (M & A), которое в странах с неразвитыми рыночными отношениями часто проявляется в довольно агрессивной форме .

Цель исследования заключается в систематизации научных наработок по раскрытию экономической сущности применения гринмейла, исследования системы и предпосылок возникновения гринмейла как формы корпоративного шантажа миноритарным акционером. Изучение корпоративного шантажа как способа поглощения и отчуждения предприятий, незаконного перераспределения собственности в пользу недобросовестных конкурентов и мощных финансово-промышленных групп, поэтому важно выявить квалифицирующие признаки, наличие которых свидетельствует о корпоративном шантаже именно как о злоупотреблении правом.

Массовая приватизация и переход на рельсы частной собственности ранее подчиненных государству предприятий и организаций привела не только к реализации возможности по их покупке и продаже, но и повлекла за собой реальную угрозу их недружественного поглощения конкурентами. Одним из таких путей является метод гринмейл. По словарю рыночной экономики этот термин - "корпоративный шантаж путем скупки значительного количества акций любой компании с предложением продать их по повышенным ценам при условии, что другие компании подписывают соглашение о невмешательстве »[1].

Гринмейл - это "корпоративный шантаж, который заключается в якобы законной деятельности миноритарного акционера, направленной на побуждение менеджмента общества на приобретение акций у него по значительно более высокой цене или получения отступных в денежной или иной форме »[3].

Практика корпоративного шантажа была применена впервые в США в середине 80-х гг. ХХ в., когда известные финансисты Томас Пикенс (Thomas Pickens) и Джеймс Голдсмит (James Goldsmith) получили сверхприбыли в операциях с компаниями Goodyear Tire и Occidental Petroleum с помощью элементов гринмейлинга.

Классическая схема корпоративного шантажа начинается с того, что миноритарный акционер подает иск о нанесении ему ущерба действиями мажоритарных акционеров. При этом он требует применить как меры обеспечения иска не только арест акций крупного собственника, но и запрет участвовать ему в работе общих собрания акционеров. Обычно, повод для того, чтобы нарушить иск, не существенен или надуманный. Это может быть и признание недействительным ненормативного акта Общества, и имущественный иск.

Другие способы корпоративного шантажа [1]:

1) корпоративный шантаж осуществляется его акционерами. Но необходимо понимать, что лица, зарегистрированные в реестре акционеров, которые де-юре владеют акциями, не являются финансовыми и идейными организаторами шантажа. В основном, акции приобретаются на подставных лиц (фирмы-однодневки, оффшорные компании и т.д.). Сами гринмейлеры предпочитают оставаться в тени и, как правило, опасаются огласки;

2) корпоративный шантаж направлен на создание неблагоприятных экономических условий для работы общества (например, признание недействительными заключенных им сделок, приостановление деятельности предприятия, срыв запланированных контрактов). Объектом атаки могут быть не только имущественные отношения, но и деловая репутация хозяйственного общества;

3) целью корпоративных шантажистов является понуждение самого акционерного общества, его руководства, других акционеров к выкупу принадлежащих шантажистам акций в обмен на прекращение деятельности, причиняющей вред обществу;

4) с формальной точки зрения действия корпоративных шантажистов не является нарушением действующего законодательства. Корпоративные шантажисты пользуются теми правами, которые предоставлены им действующим законодательством, но реализуют их с целью возникновения у акционерного общества негативных последствий.

Функция слияний и поглощений определенных направлений, гринмейла и рейдерства зависит от применения конкретных методов и инструментов. Поэтому необходимо создать должную, эффективно действующую институциональную среду, базирующаяся на комплексе формальных норм и правил, с целью смягчения конфликтов между интересами различных участников процесса концентрации рынков должен быть сформирован ряд неформальных институтов.

Именно такая институциональная среда должна включать в себя набор неписаных принципов, норм и рекомендаций относительно поведения компаний в конкурентной борьбе, как в целом, так и в условиях их участия в процессах консолидации. Тогда любые нарушения будут открыты, освещены в СМИ и станут вызывать широкий резонанс в обществе [4]. Приобщать нужно общественные организации, прессу и инициировать общественные обсуждения деятельности компаний-нарушителей, что негативным образом сказываться на их имидже и сотрудничестве с другими контрагентами рынка.

Это обеспечит достижение государством следующих целей:

1) повышение культуры конкуренции в предпринимательском секторе в частности и в обществе в целом;

2) стимулировать предприятия к ответственным и честным действиям по отношению к своим партнерам в процессе концентрации и ведения конкурентной борьбы; 

3) позволит государству сконцентрировать свое внимание на борьбе с криминалом и уменьшение страха у предпринимателей по корпоративному шантажу и рейдерству.

 

Список литературы:

  1. Гохан П. А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний / А. Г. Патрик ; пер. с англ. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 741 с.
  2. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав / В. П. Грибанов. – М. : Статут, 2001. – 21 с.
  3. Лисихин И. Все начатое дурно крепнет злом / И. Лисихин // Рос. газета. Федеральный выпуск. – 29 апр. 2004 г. – № 3467.
  4. Патракеев С. Признание права отсутствующим / С. Патракеев, Т. Ларина // Журн. “Корпоративный юрист” : вып. № 11, нояб. 2012 г.
  5. Фрумкин К. Гринмейл: перезагрузка [Электронный ресурс] / К. Фрумкин. – Режим доступа: http://www. ko.ru/articles/23772.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.