Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Малявко С.А. ВЛИЯНИЕ СТОЛЫПИНСКОЙ РЕФОРМЫ НА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОРОДЦЕВ ЮГА ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(90). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(90).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ СТОЛЫПИНСКОЙ РЕФОРМЫ НА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОРОДЦЕВ ЮГА ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Малявко Софья Александровна

студент, Кафедра Регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, Алтайский государственный университет,

РФ, г. Барнаул

Со второй половины XIX в. в условиях малоземелья в европейской части Российской империи усиливается переселенческое движение, а в начале XX в. приобретает организованную форму, и одним из основных потоков была Сибирь, и Томская губерния в частности.

В 1897 г. население Сибири составило 2310 тыс. д.м.п., численность инородцев (в нашем контексте – коренного населения) - 413 тыс. д.м.п [7, С. 205]. К 1906 г. – прибавление еще 1.1 млн. чел, а за 1906-1914 гг. – около 3 млн. чел [8, C. 2]. От общего количества переселенцев в Сибирь более 54% направлялись в Томскую губернию, и из них чуть менее половины – в привлекательный Алтай [9, C. 284]. Население Томской губернии в 1897 г. – немногим менее 2 млн чел, сословие инородцев составляло 6%.

Для ясности нужно указать, что основным законом, который провозглашал права и обязанности инородцев, в том числе и в сфере землепользования, являлось «Положение об инородцах» (1892 г.). Все инородцы делились на три разряда в зависимости от образа жизни. В первый разряд включались инородцы, ведущие оседлый образ жизни, для которого характерно занятие земледелием, торговлей или промыслом городских обывателей, а также постоянно живущие в населенных пунктах. Для разряда бродячих характерна переменная оседлость. Для третьего разряда – кочевой образ жизни со звероловством и рыболовством. Оседлые инородцы подчинялись общероссийским законам, т.к. уравнивались в правах со вступаемым сословием. Кочевым инородцам для рода выделялись земли, на которых они могли свободно заниматься земледелием, скотоводством и промыслами, прописывались и взаимоотношения с русскими, которым запрещено селиться и работать, вести промышленную деятельность без согласия на землях инородцев. В целом, для бродячих правила аналогичные кочующим, за исключением разделения земли (полосы земли, которые могут пересекать уезды и губернии) [6].

Побудило проводить реформы в аграрном секторе малоземелье крестьян в центральной части империи, проблемы экономики в земельной сфере, в т.ч. связанные с кризисом, ход первой революции и др. Это заставило государство взглянуть на Сибирь как на возможность решения аграрного вопроса через переселение части населения. Наиболее эффективно это было в рамках реформы П.А. Столыпина, ее содержание известно и хорошо изучено, поэтому мы остановимся на влиянии ее на инородческое население.

Переселенец получал широкую материальную поддержку, льготы от государства, но важнее было то, что он получал в пользование земельный участок (по нормативам это было минимум 15 десятин земли).

Источники для переселенческого фонда были разнообразны: пустые земли (находились они даже в такой заселенной губернии, как Томская, причем не на севере, а в климатически комфортных местностях – например, «в северной части Кулундинской степи, свободной от киргиз»: в 1907 г. – 93 тыс. дес. , а в 1912 г. от земель инородцев здесь планировалось отрезать до 40 тыс. дес. [2, C.27-28, 31]. При этом землеустройством занимались на протяжении десятилетий несколько комиссий, наиболее известная – комиссия Швецова, которая предлагала сократить наделы инородцев до 1/5 от имеющихся, следующий осмотр был также за сокращение угодий и передачу остатков Кабинету [1, C.19-24]), десятиверстные полосы казачьих войск, таежные, казенно-оброчные статьи и казенные лесные дачи, отрезки от земель старожилов и инородцев.

Для определения фонда требовались комиссии. В связи с этим переселенческое управление вело работу «на полях» - в селениях алтайцев. В результате одной из комиссий, в 1908 г. было признано, что у них можно проводить землеустройство на общих условиях в силу достаточно оседлого образа жизни: это стационарные дома, земледелие больше, чем у половины, связь с территорией и др. Такое решение было затем согласовано с администрацией губернии. Параллельно Алтайское землеустройство ратовало за внимательность и рациональность, т.к. если бы землеустройством занималось только Переселенческое управление, то земли передались бы в переселенческий фонд, в то время как подчас выгоднее было бы их оставить в собственности Кабинета и реализовывать в качестве арендной площади для промышленников (а это лес, ископаемые). Поэтому в 1910 г. была проведена экспедиция начальника округа В.П. Михайлова в Горный Алтай, подтвердившего нерациональность использования, но вместе с тем и степень оседлости инородцев. Землеустройство продолжалось и дальше.  В итоге из 7 дючин, управ и волостей инородцев были образованы 16 волостей [4, C.131].

При землеустройстве инородцев так или иначе всплывали проблемы, связанные с тем, что для кочевых и бродячих инородцев не было четко сформулированного законодателем плана или методики землеустройства (оно могло даже зависеть от точки зрения не только профессионалов-землемеров или представителей региональной власти, но и от крестьянских начальников), оседлые инородцы зачастую вели совместное землепользование со старожилами или переселенцами, отсюда – и чересполосица, и захватный характер (а неумение отстоять свои земли могло быть причиной, почему инородцы уступали их) и др., а также состояние, когда землей пользовались, но отрезок было необходимо отдать кочевым или бродячим инородцам. Особенно актуально это было, когда создавался казенный план земли, и на нее переезжали кочевые инородцы (например, так было в с. Улале, увеличив многократно количество алтайцев [3, C.55]).

Процесс переустройства был крайне долог. Не закончены были работы на территории всех губерний Сибири, а в Томской пересмотр коснулся 55% земель коренного населения, вместе с тем примечательны цифры о том, на сколько изменилось после межевания землеустройство групп инородцев: отрезки составляли от старых владений инородцев по Томской губернии – 34%, в Горном Алтае – 25% [7, C. 214]. Отрезки использовались для пополнения переселенческого фонда, реже – в аренду от государства и др.  За 1916 г. отрезки у инородцев губернии в целом составили 70,5 тыс. дес. и прирезки 13 тыс. дес. (т.е. минус 57,4 тыс. дес.), у крестьян – 238 тыс. дес. и 260,5 тыс. дес. (т.е. плюс 22,4 тыс. дес.)[10, C. 300], хотя и нужно отметить, что в предыдущие годы сокращались земли как у крестьян, так и у инородцев (в некоторые годы - 1915 г. -  отрицательное изменение землепользования у инородцев было более чем в 53 раза больше). То есть доля отрезков у инородцев была значительнее.

Нужно отметить, что сокращались наделы как у инородцев, так и у старожилов, и у государственных земель. Вопрос, на сколько это было необходимо и дало ли это желаемые результаты – до сих пор дискуссионный. Но важно, что при соседстве с русскими перенимались как их бытовые традиции – жилище, способ хозяйства и обработки земли, промыслы, так и элементы культуры, повышалось качество жизни, что позволяло активнее включаться в социокульурное пространство империи.

 

Список литературы:

  1. Анисимова В.И.  Проблема землеустройства казахов-кочевников в Алтайском округе в конце XIX - начале XX в: проекты и результаты. // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии. / отв. ред. П.К. Дашковский.  – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2016. – С. 19-24.
  2. Белянин Д.И. Источники формирования колонизационного фонда в Западной Сибири в годы осуществления столыпинской переселенческой политики (1906-1914 гг.). // Известия АлтГУ. – 2011. – №4-2. – С. 27-35.
  3. Катионов О. Н. Улалинское землеотводное дело как источник для изучения природно-климатических условий и хозяйства населения С. Улалы. // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2009. – №.6 – С. 52-56.
  4. Кислицын В.Н. Земельные отношения на Алтае в дореволюционное время // Вопросы географии Сибири. Вып. 18.  Под ред. А.А.Земцова, А.М. Малолетко.  – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. – С. 123-133. 
  5. Общий сборник по империи результатов разработки, данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года: I-II /  [Т.2][Электронный ресурс] : Российская национальная библиотека. – URL: https://vivaldi.nlr.ru/bv000001449/details (дата обращения 10.03.2020).
  6. Положение об инородцах [Электронный ресурс] : Законодательство России. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&empire=1&collection= 0&volume=100003&pg=531&contentsname=%CF%CE%CB%CE%C6%C5%CD%C8%C5+%CE%C1+%C8%CD%CE%D0%CE%C4%D6%C0%D5&sort=1 (дата обращения 11.03.2020).
  7. Сибирь в составе Российской империи. / И.Л. Дамешек, Л.М. Дамешек, В.Л. Зиновьев [и др.].  – М.: Новое литературное обозрение, 2007. –  368 с.
  8. Шаламов В.Ю., Малышенко Г.И. Аграрная реформа П. А. Столыпина в Западной Сибири (предпосылки, реализация и последствия) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – № 5. – 2018. – С. 1-6.
  9. Шевченко В.Н. Столыпинская аграрная реформа и нарастание социальной напряженности в сибирской деревне // Вестник КГАУ. – № 6. – 2014. – С. 283-287.
  10. Ясак в Сибири в XVIII – начале XX века / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. – 303 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий