Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 декабря 2016 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мусифулина И.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ КАК ИСТОЧНИКА ПО ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В РАБОТЕ ИСТОРИКА-ЭТНОГРАФА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(10). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(10).pdf (дата обращения: 10.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ КАК ИСТОЧНИКА ПО ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В РАБОТЕ ИСТОРИКА-ЭТНОГРАФА

Мусифулина Ирина Ильясовна

студент кафедры истории и методики ПИ ИГУ, г. Иркутск

Салахова Лариса Марсовна

научный руководитель,

канд. истор. наук, доцент кафедры истории и методики ПИ ИГУ, г. Иркутск

Работа историка-этнографа в полевых условиях предполагает использование любых вещественных и устных источников. Они позволяют выстроить правдивую картину быта коренного населения. Очень информативным, но в тоже время неоднозначным источником является фотография. Одновременно она представляет собой составную часть визуальной антропологии.

Визуальная антропология – часть социальной антропологии, связанной с изучением этнографической фотографии, видеозаписи, с недавнего момента и современного СМИ, основа научного интереса которых выражается в понимании развития духовного и культурного развития общества.

Целью данной статьи будет рассмотрение основных особенностей использования фотографии как источника, повествующего о жизни и быте местного сообщества. В качестве примеров будут использоваться фотоснимки из аудиовизуального архива социокультурной истории Байкальской Сибири при кафедре истории и методики ПИ ИГУ. Большую роль в его создании играет ежегодная историко-этнографическая практика студентов, обучающихся по направлению «история». В 2016 гг. практика проходила в сельских поселениях Жигаловского района Иркутской области, который интересен для исследователей тем, что большинство деревень имеют длинную историю развития. Село Тутура, где в 2016 г. работали студенты, интересно тем, что оно появилось в 1632 г., это было время освоения казаками верховий р. Лены.

Безусловно, фотофакты имеют отношение к событиям конца XIX-XX вв. Фотографии мы находили в коллекциях личных документов респондентов, в альбомах краеведа, в выставочных экспозициях в местной библиотеке-музее.

В 20-х гг. XX в. появилась новая административная единица в Приленье – Жигаловский район. Под его началом были собраны многие старые деревни и села, также ведущие свою историю с XVII в., куда в разные исторические эпохи насильно переселялись жители Российской империи. С начала XX в. эти места стали местом ссылки для политических заключенных. Это привело к тому, что к 70-м гг. XX в., что в Жигаловский район стал полиэтничным. К примеру, в Тутуре проживают чуваши, татары, русские, украинцы, литовцы и др.

Все это необходимо учитывать при сборе вещественных источников, так как, зачастую, можно найти фотоснимки, сделанные на их Родине. Необходимо уметь отбирать личные фотографии, чтобы ввести их в научный оборот, так как не все снимки имеют историческую ценность. Большинство из них однотипны и постановочны, но в качестве количественного материала для подтверждения какой-либо гипотезы вполне подойдут.

Историку нужно уметь работать с фотографией как источником, обращать на все детали внимание, потому как именно они являются своеобразными маркерами эпохи, о которых можно прочитать на страницах исторических монографий. Умение разделять фотографии на достоверные и постановочные также является приоритетным умением, потому как от этого зависит понимание концепции фотоснимка. К примеру, представим такую ситуацию, респондент показывает нам снимок 70-х гг. XX в., где он сфотографирован мальчиком лет 6, в белой рубашке, шортиках и светлых гольфах с большим резиновым мячом. При этом, он утверждает, что очень любил играть в футбол и, возможно, фотограф запечатлел его в этот момент. Перед нами ситуация, благодаря которой мы можем понять, что снимок постановочный. Во-первых, родители не отпустили бы его играть в футбол в такой чистой, выходной одежде, потому что он ее испачкает. Во-вторых, пусть фотоаппараты тогда и были в продаже, но не каждый мог с ними обращаться. Это была целая наука, необходимо было правильно настроить резкость, контрастность цветов и учесть иные моменты. В-третьих, сама поза, выражение лица, чистая одежда говорят о том, что его родители готовились к фотосъемке. Из этого напрашивается вывод, что понимать эту фотографию как иллюстрацию ребенка, играющего в футбол нельзя, а вот как типичного советского мальчика, о котором заботятся и любят – можно. Перед нами идеальный образ ребенка советской эпохи. Ключевым моментом здесь является чистая одежда и мяч как маркер эпохи. Детский мяч, игрушка, с которой ассоциируется счастливое детство.

Продолжая рассуждения возможности использования постановочной фотографии, стоит обратиться к изображению, выполненному на конференции учителей Жигаловского района 1940-го г. Это яркий пример постановочного снимка, который не может быть иным, так как подобные собрания педагогов проводились раз-два в год, поэтому снимки делались качественно поставленными. На нем учителя стоят организованной группой школы в парадно-выходной одежде и все смотрят в камеру. Этот снимок имеет историческую ценность, он показывает типичную для того времени моду, здание школы, и, самое главное, учителей как действующих персонажей снимка. Особенно показательна на этом снимке мода, можно увидеть характерные особенности, которых раньше не было. На голове у женщин береты, которые раньше вообще не носили в этих местах. А непокрытая голова еще недавно, относительно 1940-х гг., считалась позором. А на этой фотографии, женщины и в беретках и без них. Этот факт свидетельствует о масштабах эмансипированности советской женщины, менталитет которой был взращен на плодотворной почве феминизма и равенства полов. Это также подтверждает то, что некоторые женщины и мужчины на снимке обуты в сапоги, традиционную для деревенской жизни обувь, которая была очень универсальной. Несмотря на то, что снимок постановочный, его можно ввести в научный оборот, потому что он показывает нам образ учителя той эпохи в работавшего в селе. Этот снимок позволяет обратить внимание и на гендерную ситуацию, сложившуюся в педагогическом сообществе. Только на этом снимке были запечатлены 35 учителей мужского пола. Если сравнивать с современностью, то в нашей стране не так много учителей-мужчин. А на снимке 1940 г. каждый второй учитель - мужчина.

Фото 1. Конференция учителей Жигаловского района 1940-го г.

 

Фотограф использовал традиционный для того времени формат организации фотосъемки, когда все участники выстраиваются в компактную группу людей, для того чтобы все вошли в объектив камеры, у всех похожие улыбки и выражения лица.

Обратимся к фотографии, сделанной на два десятилетия позже. Мы видим как свободно девушки позируют фотографу, как искренне улыбаются, как тепло приобнимают друг друга за талию. Этот снимок тоже постановочный, но в отличие от первого, который можно назвать рабочим, подходящим в качестве иллюстрации для местной газеты, освещающей недавние события, второй - личный, не для всеобщего обозрения. Он был сделан на память, потому как подруги после окончания педагогического института разъедутся по разным городам и селам Иркутской области.

Как и на предыдущей фотографии мы можем увидеть типичную для того времени женскую моду на одежду, прически и даже длина юбки говорит о многом. Фотография была сделана в 1960-е гг., девушки и женщины тогда не позволяли носить себе юбки и платья выше колен, это считалось неприличным. Равно как и женские брюки не пользовались почетом, их почти не производили для повседневной носки. Подтверждением этому является данная фотография.

Если дополнить исторический анализ фотографии интервью с респонденткой, можно узнать такой факт, что студентки испытывали некоторую трудность в приобретении одежды. Ее просто сложно было купить, и стоила она дорого. Поэтому среди них бытовал своеобразный ритуал, когда подруги собирали девушку на свидание, каждая приносила ей необходимый элемент гардероба. В конечном счете, все общежитие помогало собраться ей и переживало за девушку. [1]

Фото 2. Студентки возле 3-го общежития педагогического института г. Иркутска

 

Представленные в качестве примеров фотографии все же являются постановочными, люди на них позируют, надев красивую одежду, от того и фотографии получаются более слаженными и выверенными. Следующая фотография является полной противоположностью выше представленным. На ней изображены бабушка с внуком, которые сидят на крыльце дома в повседневной домашней одежде. На бабушке надет передник поверх старой юбки, чистая, но уже видавшая виды, блузка, а на ногах тапочки. На мальчике же шорты и рубашка. Нет того лоска и советского шика. Да и он здесь не нужен. В отличие от остальных, эта фотография живая. Фотограф, скорее всего родственник, который упражнялся в фотоискусстве на бабушке с внуком, пока те не видели, запечатлел сюжет деревенской повседневности. Скорее всего, это момент отдыха, когда все дела по дому сделаны, и можно присесть на крыльцо рядом с внуком и покормить курочек. Герои фотосюжета даже не смотрят в объектив. Все их внимание приковано к кормящимися птицам.

Данный снимок интересен исследователю тем, что фотограф смог запечатлеть момент личной жизни людей. Помимо прочего, данная фотография имеет историческую ценность, на ней изображен часть подворья: деревянный дом, хорошо видна кладка бревна, лестница на крышу, показаны способы хранения хозяйской утвари, дверь, крыльцо и многое другое. Кроме историков-антропологов, снимок будет интересен специалистам, которые занимаются архитектурой сельского поселения.

Фото 3. Респондент Бобков Н.А. с бабушкой

 

Фотограф в 1940-1960-е гг. был дорогим удовольствием, не каждый мог позволить себе часто заказывать у него снимки. А если заказывали, то собирались всей семьей либо коллективом и позировали на фотокамеру, чтобы снимки получились удачными. Фотография студенток напротив общежития педагогического университета г. Иркутска говорит уже о возросшей возможности сделать личный снимок на память. Она была сделана уже в конце 1960 – начале 1970-х гг. Девушек фотографировал знакомый, который потом и распечатал им фотоснимок.

Отбор фотографий для введения в научный оборот дело трудоемкое, но интересное. Необходимо уметь отличать типовые снимки, коих в фотоальбомах респондентом может быть много, от уникальных, редких, таких как фотоснимок бабушки с внуком, до типовых. Такие фотографии можно рассматривать как маркеры эпохи, в которых четко прослеживаются наиболее характерные для того времени внешние особенности. К примеру, это могут быть достоверные снимки людей, которые не позируют на камеру, а занимаются своим делом.

Однако, не стоит недооценивать и типичные фотографии, они так же могут быть полезны историку. В архиве документов краеведа с.Тутуры Лысиковой Л.Д. было 15 фотографий коллективов учителей с.Тутура и Жигаловского района, сделанных с 1940-х по 1960-е гг. В качестве источника, рассказывающих о педагогических коллективах, работающих в данной местности, их быте и нравах, эти фотографии подойдут [1].

Определенную сложность исследователю приносит тот факт, что не все респонденты помнят по именам родственников, друзей и знакомых, фотографии которых хранятся в их личных коллекциях. В таком случае, если снимок действительно стоящий, следует попросить респондента спросить о нем у ближайших родственников. Фотографии, не сопровождающиеся пояснениями трудно ввести в научный оборот, ведь за недостатком сведений, исследователю приходится додумывать легенду самому, что создает проблему верификации источника.

Таким образом, основные особенности использования фотоснимков в качестве исторических источников заключаются в сложности анализа и обдуманного подбора снимков. Не все фотографии можно ввести в научный оборот. Тем не менее, необходимо тщательно рассматривать коллекции личных фотографий респондентов на предмет выявления уникальных и интересных снимков, которые помогут выявить типичное и особенное в процессах, разворачивавшихся в конкретном регионе.

Список литературы:

  1. Аудиоинтервью Лысиковой Л.Д., 1946 г. р. Интервьюеры Дубленых А.А., Доржижапова Э.Б., Мусифулина И.И. Место проведения — г. с.Тутура, Иркутская область, ул. Кооперативная д.5/1. Запись 24.06.2016 и 26.06.2016 гг.
  2. Архив Устной истории Байкальской Сибири, кафедра истории и методики ПИ ИГУ. Материалы ИЭЭ 2016, фотоархив краеведа Лысиковой Любови Дмитриевны.
  3. Архив Устной истории Байкальской Сибири, кафедра истории и методики ПИ ИГУ. Материалы ИЭЭ 2016, архив личных фотографий Лысиковой Любови Дмитриевны.
  4. Архив Устной истории Байкальской Сибири, кафедра истории и методики ПИ ИГУ. Материалы ИЭЭ 2015, архив личных фотографий Бобкова Николая Александровича.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий