Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 декабря 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тумазов Э.Р. Л. ФЕЙЕРБАХ О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(10). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(10).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Л. ФЕЙЕРБАХ О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИИ

Тумазов Эльдар Русланович

магистрант, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет,

г. Ульяновск

Брысина Татьяна Николаевна

научный руководитель,

доктор философских наук, профессор кафедры “Философия”,

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Религия является важнейшим фактором, влияющим на мировозрение, образ жизни каждого человека, отношения в обществе в целом.

В ХХ веке набрала популярность секуляризационная теория, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории утверждали, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в Бога сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах.

  Однако, в настоящее время, интерес к религии не только не упал, а только увеличился, что подтверждается расцветом не только основных мировых религий, но и появлением многочисленных новых религиозных учений.

В чем тайна религии? Почему человек создает себе Бога?

На этот вопрос пытались ответить многие философы. Одним из них был Людвиг Андреас фон Фейербах (28 июля 1804 - 13 сентября 1872) – последний представитель немецкой классической философии. В настоящее время, когда углубился кризис религиозных институтов гражданского общества, отвечающих за духовный облик человека, когда большое значение придается психологической и духовной функции религии, терия Фейербаха не утратила своей актуальности. Его учение о человеке, проникновение в его внутренний мир, поиски человеческого счастья делает философию Фейербаха как никогда интересной для изучения.

Исследуя сущность и происхождение религии, Фейербах позиционирует себя атеистом. При этом отрицая Бога, он не отрицает религию вообще, а пытается лишь усовершенствовать ее, предлагая новый принцип: «Человек человеку-Бог». Для него более близок сенсуализм, делающий акцент на чувственном восприятии реальности как основном механизме познания.

1841 году Фейербах публикует свою главную работу - «Сущность христианства». В последствии Ф.Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» [2] пишет об этом так: «Тогда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом рассеяло оно это противоречие, снова и без обидняков провозгласило торжество материализма. Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. Заклятие было снято; «Система» была взорвана и отброшена в сторону, противеречие разрешено простым обнаружением того обстоятельства, что оно существует только в воображении. – Надо было пережить освободительное действие этой книги, чтобы составить себе представление об этом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами.» [2] В дальнейшем суть своей философии, свое понимание религии и человека в религии Фейербах описывает в работах «Сущность религии», «Основные положения философии будущего», «Предварительные тезисы к реформе философии».

«Олицетворении человеком сил природы» - вот основа древних религиозных верований, по Фейербаху. Он соглашается с доводами материалистов семнадцатого – восемнадцатого столетий, согласно которым, стихийные природные силы порождают человеческий страх, из невозможности объяснения этих природных сил человечество на раннем этапе своего развития порождает религию. При этом Фейербах дополняет эти суждения, и говорит о том, что религия отражает не только страх человека, но и его надежды, идеалы, стремления.

Фейербах утверждал, что основу религии составляет чувство зависимости человека - то, от чего человек зависит и чувствует себя зависимым. Божественную сущность, раскрывающуюся в природе, он приравнивал к самой природе. Бог не может быть определим человеком, поскольку бог – необъятное, великое, бесконечное существо. Но он таков только потому, что вселенная, им созданная, обширна, неизмерима, бесконечна или во всяком случае кажется таковой человеку.

Бог есть таинственное и непонятное существо для человека, но только потому, что природа – таинственна и непонятна.

Чувственное восприятие, созерцание, фантазия, представление – вот тот источник, из которого рождается религия. При этом предметом и содержанием религии считается человек, его непосредственная сущность.

Далее Фейербах рассуждает о том, что «когда человек забывает происхождение бога из природы, когда бог уже не есть созерцаемое, чувственное существо, но существо мысленное, мы приходим к следующему выводу: отличный от подлинно человеческого бога, не антропоморфный бог есть не что иное, как сущность разума.» [4]

Другими словами, божественная сущность не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объектированная, а затем – обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т.е. Бога.

При этом он утверждает, что учение: бог – творец мира, имеет свое основание и свой смысл лишь в учении: человек есть цель творения.Только тот свет, который светит ради человека, есть свет теологии.

 Отличительными признаками истинно человеческого в человеке Фейербах считал разум, волю и чувства. Он говорил, что современный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. При этом сила мышления есть свет познания, сила воли- энергия характера, сила чувства – любовь.

Предпосылка религии, по Фейербаху, заключается в противоположности или противоречии между хотением и умением, между желанием и исполнением, между намерением и осуществлением, между представлением и действительностью, между мышлением и бытием. И делает вывод о том, что человек чувствует и представляет себя с религиозной точки зрения ограниченным, и эти гарницы являются только границами представления и фантазии.

Фейербах делает вывод о том, что вера в бога есть либо вера в природу (объективную сущность), как человеческое (субъективное) существо, либо вера в человеческое существо как сущность природы.

При этом он отрицает дуализм тела и души, утверждая, что такое понятие как бессмертная душа не имеет смысла.

Фейербах говорит о том, что найти бога в вере возможно только в воображении, только в человеческом сердце, ибо бог есть не что иное, как сущность фантазии или способности воображения. Таким образом он указывает на то, что вера в Бога имеет психологические корни.

При этом, философ отмечает что «отдельный человек сам по себе не имеет существа человека в себе ни как в моральном, ни как в мыслящем существе.» [4] Он говорит о том, что человек сам по себе есть только человек (в обычном смысле слова): человек с человеком, единство я и ты, есть бог.

Фейербах констатирует связь индивида с родом, придавая этому факту религиозное значение. Род есть божество, которым святится каждый член его, каждый индивид.

Философ находит источник религии в различии и единстве рода и индивида «Ты является богом для Я, ибо Я не существует без Ты, Я зависит от Ты; без Ты нет Я.»

Фейербах стремится не упразднить религию, а очеловечить ее, утверждая, что человек становится богом для человека. Если мы больше не будем верить в лучшую потустороннюю жизнь, а будем стремиться к лучшей посюсторонней жизни, но не поодиночке, а объединенными силами, то мы создадим такую жизнь. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственно истинную религию, на место веры в Бога- веру человека в самого себя. Его метод состоял в том, чтобы опираясь на наглядные, исторические эмпирические факты и примеры, посредством человека свести все сверхчеловеческое к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку.

В основу своей религии Фейербах ставит любовь человека к человеку. Он говорит о том, что человек человеку бог – и именно «таково высшее практическое правило, таков поворотный пункт истории». Сосредоточившись на человеке, на его чувствах любви и дружбы, афористично ярко характеризуя любовь, в частности – в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно – психологических началах создать теорию созидания общества, в котором главенствовала бы любовь и справедливость.

К сожалению, Фейербаху в своем учении не удалось раскрыть социальные, классовые основы, пораждающие религию. Ему не удалось постичь диалектику как выражение материальной практической деятельности человека. Человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Узость антропологического принципа ярче всего проявляется в выводе Фейербаха о том, что стержень движения общества образует смена религии.

Но все-таки нельзя не согласиться с мнением С.Н.Булгакова, выссказанного в работе «Религия человекобожия у Л.Фейербаха» [1] назвавшим Фейербаха «вдохновенным проповерником гуманизма» и «благочестивым атеистом». Действительно, философия Фейербаха, глубоко антропоцентрична, сосредоточена на проблеме человека. Человек выступает у Фейербаха поистине высшим предметом и конечной целью всей философии. Характеризуя основные положения своей философии, Фейербах писал: «Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней –человек.»

Фейербаховская философия, его труды выражали дух своего времени, имели гуманистическую направленность, его взгляды во многом стали идейной основой марксизма, и в этом выражается историческое значение Фейербаха.

Однако Фейербах, при всем своем атеизме не только не смог найти средств борьбы с религией, не отрицал ее, но и стремился обосновать необходимость новой религии. При этом мораль этой религии выходила, по Фейербаху, из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям. Но люди не идеальны, поэтому мораль, сконструированная философом, носит абстрактный, внеисторический характер.

Изучение проблемы человеческого счастья - одна из основных гуманистических задач. И несмотря на то, что Фейербах сузил понимание человеческого счастья до индивидуальных чувств людей в их абстрактном понимании, причину ощественного развития он видит в стремлении людей к счастью, что делает его философию привлекательной и актуальной до сих пор.

Фейербаховские положения об общей сущности религии способствуют выявлению спекулятивно-теологических предпосылок идеализма. Идеализм выражает в понятийной форме не то, что отличает одну религию от другой, а то, что присуще и обще им всем. Фейербах в своих работах вскрывает идейное родство идеализма и религии.

 Однако антропологический материализм не способен разъяснить, какого рода обстоятельствам – социально-экономическим или антропологическим – принадлежит определяющая роль в формировании религиозного сознания. Фейербах указывает и на те и на другие обстоятельства, не вскрывая отношений между ними.

Признавая универсальный характер чувств человека, Фейербах не смог объяснить откуда происходят религиозные чувства людей, сведя все к родовой сущности человека, считая ее неизменной, поскольку она дана ему природой.

В философии Фейербаха человек выступает как бесстрастный созерцатель природы.

Природа бесконечна в пространстве. У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно. Однако это глубоко диалектическая догадка не находит дальнейшего развития у Фейербаха. Для него диалектика осталась монологом «одинокого мыслителя с самим сабой» и диалогом «между Я и Ты», а субъект познания оказался лишенным практической активности, созерцателем. Хотя нельзя и отрицать того факта, что Фейербах подчеркнул качественную неисчерпаемость природы, вскрыл натуралистически-психологические корни религиозного идеализма.

Фейербах надеялся, что придет время, когда вообще вера в бога будет считаться суеверием, когда вместо церковного света наивной веры засияет, согревая человечество, яркий свет природы и разума.

После этих слов прошло почти два столетия. Уровень образования современного человека, его материальная обеспеченность, коммуникабельность намного выше чем во времена Фейербаха. Закономерным следствием глобализации, повышения миграционной мобильности, развития инфомационно-коммуникативных технологий является то, что та или иная религия находит своих последователей там, где исторически их никогда не было.

В настоящее времия наука проникла во все сферы нашей жизни, при этом ни сколько не отрицая существавание бога. Как говорил Альберт Энштейн - «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума.» Во многих странах, религия отделена от государства. На практике священнослужители разных конфессий оказывают на общество большое значение. Взаимосвязь религии и политики в настоящее время приобретает небывалое значение. Религиозные праздники, как православные, так и мусульманские, в России отмечаются с большим размахом, на богослужениях присутствуют первые лица страны, активно строятся новые храмы, по телевизору и радио транслируются религиозные передачи. Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации - это защита прав верующих на государственном уровне путем принятия соответствующих законов. Таким образом, религия мощными движениями возвращается в политику, в публичное пространство нашего общества, как и во все времена ставя перед нами вопросы: В чем тайна религии? Почему человек создает себе бога?

Одним из вариантов ответов на эти вопросы и является концепция Л.Фейербаха.

 

Список литературы:

  1. Булгаков С.Н «Религия человекобожия у Л.Фейербаха».// Напечатана в журнале «Вопросы жизни» за 1905г. и выпущено отдельно в изд. «Свободная совесть». Москва, 1906 [элетронный ресурс]- режим доступа – URL:/www.magister.msk.ru/librery/philos/bulgakov/bulgak41.thm (дата обращения 14.10.2016)
  2. Сочинения К.Маркс и Ф.Энгельс, изд.2, т.21, стр.269-317 [электронный ресурс] – режим доступа-
  3. URL:/www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Feuerbach/ifeuerbach.html (дата обращения 14.10.2016)
  4. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х томах- Том2-М: Полит. лит-ра 1955-942. С.421-489 [элетронный ресурс]- режим доступа – URL:/filosof.historis.ru/books/item/f00/s00/z0000571/st000.shtml. (дата обращения 14.10.2016)
  5. Фейербах Л. «Сущность христианства» [элетронный ресурс]- режим доступа – URL:/socialistica.lenin.ru/txt/f/feuerbach_1.htm (дата обращения 14.10.2016)
  6. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.