Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 декабря 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
Основная проблематика Средневековой философии
Как известно, согласно исторической науке 5-15 вв. является одним из значительнейших периодов для философии. Средневековая философия была наиболее характерна для стран Европы и Ближнего Востока и подарила миру таких великих философов, как Августина Блаженного, Фому Аквинского и Григория Паламу. Хотелось бы отметить, что актуальность данной темы достаточно высока по причине того, что способы философствования тех времен были очень своеобразными и отличались от философии других периодов развития философии как науки, при этом данные способы философствования просуществовали большой промежуток времен, измеряемый в тысячах лет! Особенность cредневековой философии обусловлена тесной связью философии как таковой и христианской религией. Если сравнивать философию cредних веков и античности, то можно сделать следующий вывод: Средневековая философию скорее является непосредственным продолжением античной мысли, но с присутствием иной системы осмысления Бога, Мира и самого Человека.
Но, как и у всех этапов развития философии, у средневековой философии существуют свои определенные «минусы», или проблемы.
Прежде всего, необходимо отметить, что средневековую философию можно разделить на три основных периода: Патристика, Схоластика и Мистика.
Первый период, а именно Патристику, можно связать с древнегреческой философией в ее платоновской и аристотелевской традициях.Патристику называют совокупностью теолого-философских взглядов «отцов церкви», взявшихся за обоснование христианства и опирающихся на античную философию, в наибольшей степени на идеи Платона.
Второй период, Схоластика, имеет иной источник формирования в отличие от Патристики. Главным, на что мыслители данного периода опирались, является Священное Писание, которое, как раз таки, и стало большим поворотом для философии в русло христианства. Схоластику относят к такому типу философствования, при котором средствами разума человека пытаются обосновать принятый на веру идеи и формулы. Схоластика вполне сознательно относит себя к науке, которая поставлена на службу теологии, что и является ее отличительной особенностью. Значительную роль в философскую науку этого периода сыграл известный философ Фома Аквинский.
Последний, третий период – Мистика. Как известно многим, Мистика – это вера в сверхъестественные силы, и с этими силами человек способен общаться каким-то особым, таинственным способом.
Теперь, собственно, можно перейти к основной теме данной работы, а именно к проблемам философии средних веков.
Первую проблему можно коротко сформулировать как проблему души и тела. Опираясь на христианское нравоучение, нужно отметить тот факт, что Иисус Христос был воплощен в человека, чтобы своей смертью искупить грехи людей и таким образом подарить им спасение. Если ранее везде преобладало представление о несовместимости чего-то божественного и человеческого, то в средние века возникла мысль о возможности слияния этих двух начал. Но помимо этого, в те времена появилось положение о воскресении во плоти. И конечно же, средневековое сознание убеждалось в том, что, когда наступит время, человек воскреснет в своем телесном облике, так как христианское учение повествует: «Душа не может существовать вне тела». Считалось, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит человеку, был дарован ему Богом и всегда стремится к добру и истине. Душа –есть человеческое «Я», она выбирает между добром и злом. Как правило, душа должна подчиняться духу, а тело – душе. Но иногда человек предавался низшим удовольствиям, влечениям и страстям, так сказать, по причине двойственности души. Следовательно, человек оказывается греховным существом. И тем самым можно сказать, что зло исходит исключительно от самого человека, отего злоупотреблением свободой, которую даровал ему Бог. Вследствие этого и возникла одна из основных проблем средневековой философии, а именно появился средневековый аскетизм, который и ставил целью воспитания плоти для подчинения ее высшему, духовному началу, в будущем.
Второй проблемой средневековой философии можно назвать проблему человека как подобия и образа Божьего. Философы средневековья и нового времени по-разному отвечали на вопрос: «Что же такое человек?», при этом предпосылки оставались общими. Первой предпосылкой к данному вопросу можно назвать понимание человека как «разумного животного». То есть человек - это существо, наделенное разумом, и благодаря этому отделенное от животного мира. Разум дает человеку превосходство и господство над другими существами. Декарт же истолковал разумность как умение «правильно судить и различать истинное от ложного». Второй – библейское определение сущности самого человека как «образа и подобия Божьего».
Исходя из этого средневековые философы задавались другими вопросами: «Что такое разум и что такое животность?», «Какое из начал превосходит в человеке больше: разумность или животность?» и «Какое из них имеет большее значение для человека, а без какого он может обойтись?»
Аристотель, например, утверждал, что человек - это животное, то есть тело, наделенное душой, только в отличие от зверей она еще и разумна. Платоники же разумную душу принимали как сущность человеческую, а человек - низшая ступень в длинной лестнице иерархии разумных существ, то есть ангелов и демонов, душ и богов.
Средневековые философы утверждали, что между человеком и всей Вселенной находится непреодолимая пропасть. Человек - пришелец из рая, который должен опять туда вернуться, несмотря на то, что он растет и питается как растения, сотворен из воды и земли, перемещается и чувствует как животное, - но он связан родством не только с ними, но и с Богом.
Также хотелось бы подчеркнуть отношение человека к природе в данный период времени. Так как в средневековье формируется совершенно новое воззрение на мир, природа теперь не есть нечто самостоятельное. Бог всемогущ, он творит природу и помимо этого, вопреки естественному ходу вещей можеттворить чудеса. Из этого следует, что природа отодвигается на второй план и теперь важнейшим предметом познания становится познание Бога и души человека. Даже если и возникает некий интерес к природе и ее явлением, то исключительно в выступлении в качестве символов, которые указывают на что-то высшее, божественное. Человек уже занимает лидирующую позицию над всей природой как ее царь и, так как Человек – образ и подобие самого Бога, он вообще выходит за пределы, рамки природы и становится как бы над нею.
Но, несмотря на все вышеперечисленное, все же центральную роль в проблематики средневековой философии играла загадка статуса универсалий, затрагивающая вопросы соотношения общего и единичного, абстрактного и конкретного. И как следует из истории философии, основной вопрос гласил: «Приписывать ли собственное бытие только лишь универсалиям, если считать конкретные, определенные вещи их несамостоятельными видами, или реальным бытием обладают только конкретные вещи, а универсалии суть просто имена, присвоенные им человеком?» Но особую остроту данной проблеме придавало то, что она обсуждалась скорее не как чисто философская проблема общего и отдельного, а с взаимосвязью с определенными богословскими проблемами. Для католической церкви и ее учений одинаковую опасность составлял и крайний реализм, и крайний номинализм – особенно в связи с положением о триединстве Бога. Так, крайний номинализм отказывался от идеи единства трех ипостасей Бога, в то время как крайний реализм – от идеи троичности единого Бога.
Отрицать не стоит, действительно, в средневековой философии существовала некая однотонность. Но, несмотря на все это, она внесла большой вклад в философскую науку и стала достаточно значительным этапом в развитии философского познания мира. Главным образом, заслуживает внимания и тот факт, что стремление данной философии направлено на то, чтобы полнее постичь духовный мир человека и приобщить его к более высокому, а именно к Богу. Философия средних веков сделала большой шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека. Отсюда получили свое зарождение такие науки, как герменевтика и семиотика.
Список литературы:
- Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 303 с.
- Гриненко Г.В. История философии: учебное пособие. Мн.: Юрайт-Издат, 2004 – с. 14
- Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с
- Малышевский А. Ф. История философии: учебное пособие: Высшая школа, 2003. – с. 358
- Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц. – Москва: Инфра–М, 2013. – 835 с.
- Осипов, А. И. Философия и методология науки: учебное пособие / А. И. Осипов. – Минск: Беларуская навука, 2013. – 285 с.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364 (дата обращения 23.11.2016)
- Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие: Наука, 2002. - с.698
- Чернышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебное пособие: Высшая школа, 1991. –с. 603
- Философия: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Е. Ю. Положенкова. – Москва: Инфра–М, 2013. – 302 с. Философия: учебник / Н. Ф. Бучило и др. – Москва: Проспект, 2013. – 358 с.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364 (дата обращения 23.11.2016)
дипломов
Оставить комментарий