Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 02 ноября 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Денискина А.В. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(8). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/5(8).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 62 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Денискина Алёна Владимировна

студентка, кафедра истории ГГТУ, г. Орехово-Зуево

Бухаренкова Ольга Юрьевна

научный руководитель,

канд. исторических наук, доцент ГГТУ,

г. Орехово-Зуево

После принятия христианства в европейских государствах, положение женщин в обществе становиться хуже, их права еще больше ущемляются, в том числе в получении полноценного образования, серьезно ограничивались имущественные права женщины. Сложившиеся еще в период варварства патриархальные традиции, а также религиозная ортодоксия – все это влияло на человека, в дальнейшем отношении к женщине. Но несмотря на это женщина в средневековье – это прекрасная дама, которой служили рыцари, ее красоту воспевали трубадуры. Практика средневековой жизни показывает, что женщина могла проявлять социальную активность и в патриархальном обществе.

Не последнее место в жизни женщины занимал монастырь. Для женщины религиозное служение являлось практически последнею возможностью участвовать в общественной жизни. Одним из мотивов ухода женщины в монастырь была жажда независимости, самореализации – вот поэтому девушки хотели стать монахинями вопреки воле родителей. Если женщине удавалось продвинуться по церковной служебной лестнице или же монахиня добивалась успеха в научных исследованиях это одобрялось обществом как приличествующие женщине. Монахини были обязаны постоянно жить в кельях, спать в одном помещении со всеми. Покидать обитель могли лишь с разрешения руководства. Жизнь в монастыре проходила в утренних и вечерних молитвах, чтение религиозных книг, а также они были обязаны заниматься физическим трудом, (выпечка хлеба, приготовление еды, стирка и т.д.).

Низкая оценка природы женщины, также распространялась на монахиню. Она не могла стать священником, ей запрещалось воскуривать феам, во время службы нельзя было подходить к алтарю [1, с. 275]. Ограничение женщины было лишь формальным поводом для того чтобы женская обитель находилась под покровительством мужского монастыря или ордена.

В женской судьбе особое место занимала семейная жизнь. Брак уже к XII веку выглядел как таинство, брачное законодательство предусматривало нерасторжимый союз, по свободному согласию супругов. Вступить в брак по законам церкви девушки могли с 12 лет, а мальчики с 14 лет. Девушки из бедной семьи, которые не могли собрать приданое, уходили в институты конкубината (иногда их вынуждали родители), эти конкубины содержали мужчины из богатых семей или же клирики. Вступив в конкубин, женщина и, ее дети, могли рассчит]ывать на получение до четверти всего наследства.

В семейной жизни главенствующая роль была отведена мужчине, ему подчинялись все остальные. Ниже его стояла женщина, потом законнорожденные дети и слуги. Женщина должна была беспрекословно подчиняться в браке, в случае неповиновения к женщине применялось физическое наказание. Но в доме реальной властью обладала жена. Хозяйка дома, даже если ничего не делала по дому, а только присматривала за слугами обязана была знать «как все в доме делать». Главными ее функциями как хозяйки дома были слежение за покупками, использование и хранение продовольственных запасов, а также контроль за финансовыми расходами (это подтверждают амбарные книги), хотя за финансами должен был следить мужчина.

Каждый день, женщина, как информационный центр семьи, должна была рассказывать мужу о всех произошедших событиях в доме, а также рассказать о поведение слуг. Еще одним доказательством самостоятельности женщины в управление хозяйством, является то, что если мужчина уходил на войну или в долгий поход, то управление домом, ложилась на плечи женщины.

В воспитание детей женщине роль была отведена немалая. Женщина аристократка после рождения ребенка, сразу отдавала ребенка кормилице, но уже с XIV века матери должны были нести полную ответственность за детей. По законам церкви женщине запрещалось отдавать своих детей кормилицам. Ф. Барбаро подчеркивает, что мать наделена особым долгом перед ребенком, поэтому сама должна кормить ребенка грудью.  Достигнув семилетнего возраста, если ребенок был из богатой семьи, то он отправлялся в школу, дети же крестьян начинали трудиться вместе с родителями. Пока дети находились дома, мать обучала девочку: как правильно нужно управлять домом. Отец же занимался воспитанием сына.

К женскому образованию в средневековье многие современники тех лет относились отрицательно. Филипп Наварский в своем трактате «Четыре возраста человека» считает, что «главное для женщины прослыть добродетельной, сохранить целомудрие» [2, с.135]. Автор настаивает, что женщину учить грамоте нельзя (за исключением монахиней, которая должна была уметь читать).

Пьер Дюбуа в своем трактате определил какими же знаниями должна обладать женщина: она должна изучить латинскую грамматику. Что бы в каждой провинции создавать равное количество школ для мальчиков и для девочек. Там девочке должны изучать латынь, медицину с помощью, которой они должны помогать людям. В дальнейшем часть девушек должна изучать греческий или арабский язык, чтобы он пригодился им если они в дальнейшем выйдут замуж не за христианина на Востоке. Но Дюбуа считал, что девочка должна обучаться способом более простым для восприятия. [2, с.139]

В средневековье образование для девочек и женщин подвергалось классовому делению. Девушки из аристократических семей получали образование, изучая искусство, литературу, иностранный язык, обучались игре на музыкальном инструменте, пению. Писатель Винсент из Бове писал о том, что девочкам из знатных семей нужно образование для их будущего положения в обществе.

Но как же проходил день женщины в средневековье? Ответ находиться в письмах женщины среднего сословия Маргарет Пастон.

Главная функция женщина, это ведение домашнего хозяйства.

  1. Большую часть времени женщина посещала службу, выполняла религиозные обязанности.
  2. Женщина должна была смотреть за чистотой в доме, за приготовлением еды.
  3. Заниматься заготовками на зиму (чтобы не оставить своих домочадцев без пропитания).
  4. Следила за работой, благосостоянием и поведением домашних слуг.
  5. Если у женщины было свободное время, то она занималась ткачеством или вязанием, а также пошивом повседневной одежды.
  6. Женщина часто отправлялась за покупками в город (за поясами, чулками).
  7. Женщина могла поехать в гости к своей подруге, они обедали вместе, развлекали себя беседами и играми.
  8. Если у женщины были дети, то она занималась их обучением. Учила девочку, как вести домашнее хозяйство. Обучением мальчика занимался отец.
  9. Ближе к вечеру, женщина рассказывала мужу о прошедшем дне, о поведение и работе слуг, решала с ним важные вопросы по хозяйству.

Повседневная жизнь средневековой женщины была довольно рутинной, и больше напоминала жизнь хозяйки средневекового феодального замка. [3, с. 81-103]

Таким образом, в патриархальном обществе права женщины ограничивались на какую-либо социальную активность. Но все же женщина принимала участие в религиозной жизни, через институт монашества, на получение образование, хоть и ограниченного, активно участвовала в введение домашнего хозяйства. Женщина оказывала влияние на политическую ситуацию в стране (Элеонора Аквитанская). Так женщина хотела реализовать себя и поучаствовать в общественной жизни средневековой эпохи.

 

Список литературы: 

1. Лобова А.А. Грани повседневности средневековой женщины. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/grani-povsednevnosti-srednevekovoy-zhenschiny (дата обращения: 14.09.2016)

2. Рябова, Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999. —  212с.

3. Сырбу А. «Место и роль женщины в средневековом западном обществе». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://proza.ru/2009/08/01/72 (дата обращения: 21.09.2016)

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 62 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.