Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петренко М.В. АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» В КОНФУЦИАНСКОМ КАНОНЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(5). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(5).pdf (дата обращения: 19.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ» В КОНФУЦИАНСКОМ КАНОНЕ

Петренко Мария Владимировна

студент Философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета г. Томска

На данный момент конфуцианство оказывает значительное влияние на философскую и политическую мысль во всем мире. По словам замминистра культуры КНР Чжоу Хэпина, изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур. [1]

В связи с вышеизложенным изучение данного учения представляется перспективным направлением в востоковедении. Особенно актуально это для России, развивающей тенденцию сотрудничества с Китаем. Успех подобной тенденции в немалой степени зависит от понимания менталитета народа, с которым предстоит иметь дело. Конфуцианство же оставило глубокий след в «самости» и идентичности каждого китайца.

 Конфуцианство многогранно и многоаспектно. Досконально разобраться в нем чрезвычайно сложно. Вопросы и споры возникают уже на уровне формирования понятийного аппарата. Поэтому в данной работе представлен анализ одного из ключевых понятий конфуцианства, мало затронутого в уже имеющейся литературе по данной тематике, «цзюнь цзы» или «благородный муж», не встречающийся в подобной форме ни в одном русскоязычном источнике. Появление максимально полного и адекватного содержанию аутентичных текстов определения понятия облегчит прочтение и понимание источников учения.

Метод, использованный в данной работе, позаимствован из статьи А.М. Карапетьянца «Основные понятия Конфуцианства» [2] и представляет собой следующий алгоритм:

  1. Поиск в переводе одного из аутентичных текстов конфуцианской традиции (в данном случае в переводе «Лунь Юя») высказываний, содержащих интересующее нас понятие.
  2. Проведение анализа каждого подходящего высказывания по следующим параметрам:

-Авторство

Сказал сам Конфуций или его ученики

-Сопоставление с хронологическими и хорологическими характеристиками

При каких обстоятельствах было произнесено рассматриваемое высказывание

  • Выявление значимости того или иного высказывания для нахождения определения интересующего нас понятия

Выявление существенных для исследования высказываний по указанным выше характеристикам производилось на основании следующих источников:

- «Лунь Юй» Конфуций (в переводе Переломова Л.С.) [5]

- «Конфуций: Жизнь, учение, судьба» Переломов Л.С., [10]

т.к. данные книги способны дать исчерпывающую информацию по интересующей нас проблеме.

  1. Группировка полученных значений понятия
  2. Попытка дать трактовку наиболее значимым для работы высказываниям, выявления смысла понятия «цзюнь цзы» в каждом из них
  3. Сопоставление полученных значений

Выявление противоречий/ общих черт и пр.

  1. Вывод

Данный метод был выбран для применения в текущей работе в связи со своей эффективностью в подобного рода исследованиях.

Понятие «цзюнь цзы» обычно переводится на русский язык как благородный муж; изначальное значение — дитя правителя. Синонимами, как правило, считают великого человека (да жэнь), гуманного человека (жэнь жэнь). Впервые понятие представлено в «Лунь Юе», базовом произведении конфуцианского канона. Встречается в тексте 107 раз.

При помощи описанного ранее метода, я выделила 5 аспектов трактовки рассматриваемого понятия: благородный муж как последователь учения, благородный муж как нормативная личность, благородный муж как реально существующая личность, противопоставление благородного мужа низкому человеку, отход от идеализированного образа/употребление понятия в негативном смысле. Рассмотрим каждую из групп более подробно:

1. Благородный муж как последователь учения

Благородный муж предстает как человек, осознавший необходимость совершенствования себя и избравший для этого путь погружения в учение Конфуция. В рассматриваемых суждениях цзюнь цзы не является идеалом. Это подтверждает формулировка большинства предложений при помощи конструкции «если…то…», например, «если благородный муж, многому учась из книг, ограничивает себя правилами этикета, он в состоянии не изменять [принципам]» [5]. Такое построение предложения говорит о том, что благородный муж останется благородным мужем, даже если не будет выполнять заданное условие, а значит, он вовсе неидеален. Таким образом, можно сделать вывод, что в выбранном аспекте цзюнь цзы является любой последователь конфуцианства. Высказывания же в большинстве своем содержат наставления (метод совершенствования) для этих последователей.

2. Благородный муж как нормативная личность

В данной коннотации благородный муж выступает идеалом. Он обладает всеми качествами совершенной личности, сконструированной Конфуцием, и никак иначе. Он это пример, образец, то, к чему должен стремиться каждый человек. Большинство высказываний здесь категоричны, представлены в виде императивов. Они содержат правила практически для всех сфер жизни человека. Конфуций демонстрирует наличие четкого представления о должной цели стремлений последователя учения.

В данном случае понятие «благородный муж» можно понимать в широком и узком смыслах: как совершенную личность и как идеального правителя.

3. Благородный муж как реально существующая личность

Здесь благородный муж позиционируется как состояние, которого может достичь человек. Конфуций приводит реальные примеры благородных мужей, указывая на качества, благодаря которым их можно так назвать, приводит правила, которые нужно соблюдать при общении с ними.

4. Противопоставление благородного мужа низкому человеку

В подобном контексте исследуемое понятие можно трактовать так же, как и во втором пункте (благородный муж как нормативная личность). Однако стоит отметить, что в данной категории суждения носят более прикладной характер. В каждом из них дается две противоположные друг другу модели поведения. Изучающий текст имеет возможность сопоставить свои собственные действия с действиями цзюнь цзы и сяо жэнь (низкого человека) и понять, в каких сферах жизни ему следует в первую очередь вносить изменения. Совпадение с моделью поведения сяо жэнь – мотивация к работе над собой. Этот аспект и составляющие его суждения некоторым образом формируют модель идеального образа жизни.

5. Отход от идеализированного образа/употребление понятия в негативном смысле

В этой группе содержится всего лишь два суждения. Их объединяет резкое изменение смысла исследуемого понятия в сравнении с остальными группами. Благородный муж здесь противопоставлен наиболее совершенному образу (совершенномудрый человек, предки).

В такой трактовке понятие «цзюнь цзы» становится некоторым достижимым образом, архетипом в отличие от предков и совершенномудрых людей. Предки и совершенномудрые выступают в рассматриваемом контексте как фигуры мифологические, как собирательные образы. Появление же благородного мужа можно рассмотреть, как проявление деконструкции мифологических структур, телеологичности разума.

В зависимости от контекста изменяется степень отчужденности рассматриваемого понятия от субъекта (в данном случае под субъектом понимается последователь конфуцианства):

-последователь учения и благородный муж – одно и то же лицо

Эта степень выражена группой суждений «Благородный муж как последователь учения». В этом случае само становление на путь конфуцианства является положительным достижением, делает человека выше прочих.

-последователь учения не тождественен благородному мужу, однако может им стать, обладая определенными качествами

Такое видение представлено в группе «Благородный муж как реальная личность».

-последователь учения стремится достичь состояния благородного мужа, но знает, что это невозможно

В данной категории цзюнь цзы – ориентир, вечная цель, которой невозможно достичь, но к которой постоянно нужно стремиться. Данная степень наблюдается в группах «Благородный муж как нормативная личность» и «Противопоставление благородного мужа низкому человеку». Если делать выводы по количественному принципу, то ее можно считать превалирующей над остальными: понятие в подобной трактовке встречается большее количество раз.

Обобщая, понятие «благородный муж» являет собой нравственный ориентир для человека, то, каким следует быть. Может употребляться в широком (универсальный поведенческий образец) и узком (идеал правителя) смыслах. Чаще всего цзюнь цзы предстает в качестве недостижимого идеала, постоянное стремление к которому и есть смысл конфуцианского учения.

 

Список литературы:

  1. Агентство новостей «Синьхуа». Роль конфуцианства в современном мире. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2008-10/11/content_738030.htm (дата обращения: 12.05.2016)
  2. Делюсин Л.П. Китай в поисках путей развития; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки – М.: М. Муравей, 2004.  444 с.
  3. Каретина Г.С. «Конфуцианство в процессе модернизации Китая» // Известия Восточного Института 2015/2 (26)
  4. Классическое конфуцианство Т. 1 В 2 т. Пер. , ст. , коммент. А. Мартынова, И. Зографа – М.: СПб. Нева М. ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 381 с.
  5. Конфуций «Лунь Юй» / перевод Переломов Л. С., Восточная литература, 2001. 558 с.
  6. Кульпин Э.С. «Восток: Природа – технологии – ментальность на Дальнем Востоке», Ин-т востоковедения Рос. акад. наук, Ин-т стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, Журн. "История и современность". - Изд. 2-е, доп. - Москва: URSS, 2009. - 271 с.
  7. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии "И цзин", "Дао дэ цзин", "Лунь юй" – М.: М. Радикс, 1994. 111 с.
  8. Малявин В. Империя ученых. Серия: «Империи»; М.: «Европа», 2007 – 378 с.
  9. Маслов А.А. Конфуций: прогулки с мудрецом – М.: Ростов-на-Дону Краснодар Феникс Неоглори, 2010. 442 с.
  10. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: М. Наука, 1993. 439 с.
  11. Этика и ритуал в традиционном Китае [сборник статей.] – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 338 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий